» » » Коллектив авторов - Ежегодник по психотерапии и психоанализу. 2014


Авторские права

Коллектив авторов - Ежегодник по психотерапии и психоанализу. 2014

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Ежегодник по психотерапии и психоанализу. 2014" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия, издательство ЛитагентКогито-Центр881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Ежегодник по психотерапии и психоанализу. 2014
Рейтинг:
Название:
Ежегодник по психотерапии и психоанализу. 2014
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-89353-441-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ежегодник по психотерапии и психоанализу. 2014"

Описание и краткое содержание "Ежегодник по психотерапии и психоанализу. 2014" читать бесплатно онлайн.



Статьи ежегодника – это работы по теории и практике психотерапии и психоанализа, статьи, включающие теоретическое осмысление и описание методов работы и специфики клинической практики с различными категориями клиентов в различных контекстах. Ежегодник адресован психологам-консультантам, клиническим психологам и психотерапевтам, а также тем, кто обучается психологическому консультированию и психотерапии.






Эмоциональные:

– депрессивные тенденции: чувство вины, подавленность, апатия, снижение самооценки, эмоциональная лабильность, страхи, ощущение безнадежности, отсутствие жизненных перспектив;

– агрессивное отношение к окружающим: недоверие, подозрительность, зависть, цинизм, конфликтность, отсутствие толерантности, гнев и обида на врачей.

Депрессивные и агрессивные тенденции могут являться признаками нормального прохождения соответствующих стадий переживания горя. Затяжной характер депрессивных и/или агрессивных настроений может говорить о патологии горя, что сопряжено с процессом выгорания.

Поведенческие: отказ от собственных потребностей, ведущий к истощению; неспособность выполнять свои обязанности и/ или уклонение от них; искусственное продление отлучек из отделения; снижение эффективности деятельности; повышенный страх не справиться с инструкцией; возникновение или повышение зависимости от никотина и алкоголя; импульсивное эмоциональное поведение.

Интеллектуальные: ригидность мышления, снижение внимания, уменьшение способности выполнять более сложные инструкции.

Социальные: ограничение контактов, в том числе с друзьями и родственниками; потеря интереса к происходящему за пределами стационара.

Следует отметить факторы, способные увеличить риск выгорания у родителей в случае тяжелого заболевания у ребенка, в частности, онкозаболевания. Совокупность нескольких факторов, их длительное воздействие, интенсивное проявление делают вероятным возникновение патологического эмоционального и даже физического истощения.

1. Личностные факторы

– Гипер- и гипофункциональная позиции родителя. Гиперфункциональная позиция означает повышенное чувство ответственности за происходящее в семье, присваивание большого количества обязанностей, склонность к контролю за семейными процессами (Варга, 2009). Гиперфункционалам сложно ослабить контроль за происходящим в стационаре, невозможно позволить себе отдых. Склонные брать на себя ответственность за все происходящее в семье, они нередко испытывают повышенную вину за то, что «не уберегли» ребенка от болезни, не доследили и т. д. Вина, в свою очередь, заставляет лишать себя самого необходимого, воплощая тенденцию к самонаказанию. Роль гиперфункционала мешает принимать поддержку и помощь друзей и родственников даже в сложной ситуации болезни. Все это нередко приводит к физическому истощению и эмоциональному выгоранию (Климова и др., 2010).

Родители, занимающие в своих семьях пассивную, гипофункциональную позицию также подвержены риску выгорания. Непривычная ситуация, требующая ответственного и активного отношения к лечению, вызывает чувство беспомощности, особенно на начальном этапе, а, следовательно, требует больших физических и эмоциональных затрат.

– Личностная тревожность. Психотравмирующая ситуация болезни ребенка, страх за жизнь ребенка, сложности адаптации в стационаре – сами по себе являются источниками повышенной тревоги. Наложение актуальной тревоги на тревожность как личностную черту значительно повышает эмоциональное напряжение, а, следовательно, скорее ведет к истощению.

– Психотравматизация в личной истории. Непрожитое горе, наличие травматических эпизодов в личной истории, в том числе аналогичных заболеваний среди близких родственников – все это факторы, серьезно затрудняющие адаптацию. Психоэмоциональное состояние родителей в ряде случаев может быть охарактеризовано как патологическое горевание (Сидорова, 2001): заболевание ребенка «накладывается» на непрожитые травматические эпизоды прошлого. Возникает риск ретравматизации и возникновения посттравматического стрессового расстройства (Климова и др., 2010).

– Неспособность полноценно коммуницировать с другими (врачами, другими родителями). Недостаточная способность налаживать контакты с окружающими замедляет процесс адаптации в условиях стационара. Родители, находящиеся в отделении вместе со своими детьми, способны оказывать друг другу значительную поддержку: информировать о правилах больницы, специфике процедур, делиться опытом прохождения лечения, оказывать помощь в бытовых вопросах и т. д. Кроме того, многомесячное проживание в одной палате делает актуальной способность находить друг с другом общий язык, уметь договариваться, соблюдать принципы общежития. При замкнутости родителя или его конфликтности он чувствует себя в изоляции или во враждебном окружении, что может угнетающе влиять на его эмоциональное состояние. Затруднения в общении с лечащим врачом нередко приводят к недостаточной информированности родителя о ходе лечения, недоверию к доктору, а, следовательно, к росту тревоги и страхов.

– Неудовлетворительность физического и психического здоровья у родителя затрудняет способность эффективно ухаживать за ребенком и адаптивно справляться с трудностями, так как резервные возможности организма и психики оказываются заведомо истощены.

2. Социальные и семейные факторы

Сохранение социальных и семейных связей – мощный эмоциональный и функциональный ресурс. Помимо фактической помощи по уходу за ребенком, эмоциональной поддержки, данные связи дают возможность не замыкаться на одной роли ухаживающего родителя, а ощущать себя женой, сестрой, подругой, коллегой и т. д. Такое многообразие эмоциональных ролей способно препятствовать эмоциональному выгоранию за счет удовлетворенности их содержанием, ощущения своей востребованности в разных качествах. К сожалению, немногие родители из числа находящихся в стационаре могут говорить о более или менее полном сохранении таких связей.

– Неблагоприятная семейная ситуация. Нарушения в сфере супружеских отношений, как правило, связаны с перераспределением функциональных ролей: один из супругов находится с больным ребенком в стационаре, а другой остается дома и принимает на себя новые обязанности. Каждый из супругов чувствует себя перегруженным. Ожидание поддержки от другого супруга и невозможность ее получения приводит к нарастанию напряжения в супружеской Диаде.

На этом этапе большое значение имеют уже сложившиеся отношения между супругами, степень гибкости семейной системы. В зависимости от этого супруги либо проявляют взаимную поддержку и перестраиваются под новые условия функционирования, либо дистанцируются и проявляют деструктивные формы взаимоотношений. В любом случае супружеские отношения преобразовываются.

Важным фактором уменьшения травматизации родителей является их способность оказывать эмоциональную поддержку друг другу. Замечено, что семьи, в которых в качестве реакции на стресс было принято дистанцирование, сложнее адаптируются в ситуации тяжелой болезни ребенка. Супруги при этом оказываются в изоляции друг от друга и в одиночку пытаются справиться с горем, что усугубляет переживания. Частым вариантом является уход одного из супругов (как правило, мужа) в дисфункцию (алкоголизм, потеря работы и т. п.). Возникающие при этом обиды, непроговоренные взаимные претензии, тяжесть переживаний вызывают ухудшение отношений и могут привести к их разрыву – нередко во время госпитализации ребенка. Тогда на травму, связанную с болезнью, накладывается травма развода (Мирошкин, Фисун, 2011).

Стоит отметить, что среди матерей, оказавшихся с ребенком в больнице, встречается позиция, подразумевающая отказ от супружеских отношений с мужем – и эмоциональных, и физических. Это связано и с позицией самоотречения, самонаказания («Не имею права ни в чем быть счастливой, пока ребенок болен»), и с идеей концентрации всех сил на процессе лечения. Параллельно с этим женщины демонстрируют печаль из-за нарастающей дистанции с супругом. Дополнительное снижение эмоционального фона при отсутствии восполняющего силы ресурса – еще один фактор, способствующий наступлению выгорания.

Отношения в расширенной семье могут страдать в результате поисков «виноватого» в заболевании, что провоцирует внутрисемейные конфликты и отчуждение. Отсутствие консолидации семьи в период трудностей, внутрисемейная эмоциональная изоляция, отсутствие открытой коммуникации, конфликты и взаимные обвинения – все это факторы риска для семейного функционирования (Климова и др., 2010), затрудняющие адаптационный процесс, увеличивающие эмоциональное напряжение у родителей. На фоне проблемных внутрисемейных отношений отмечались случаи сокрытия диагноза – как от ребенка, так и от других членов семьи. Это увеличивает эмоциональное напряжение в отношениях и препятствует получению родителями помощи внутри семьи и за ее пределами.

– Нарушение социальных связей. Длительность пребывания в стационаре, отрыв от привычного окружения, необходимость оставить работу, друзей – основные причины естественного нарушения связей с социумом. Нередко сохранению и восстановлению этих связей препятствуют имеющиеся дисфункциональные установки родителей. Так, например, гиперфункциональная позиция не позволяет принимать помощь друзей и родственников, нежелание показать свою «слабость» заставляет отгораживаться от близких. Также представление об онкологическом заболевании как о «стыдном», стремление избежать огласки ведет к социальной изоляции.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ежегодник по психотерапии и психоанализу. 2014"

Книги похожие на "Ежегодник по психотерапии и психоанализу. 2014" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Ежегодник по психотерапии и психоанализу. 2014"

Отзывы читателей о книге "Ежегодник по психотерапии и психоанализу. 2014", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.