» » » » Маргарита Акулич - Гомель и евреи


Авторские права

Маргарита Акулич - Гомель и евреи

Здесь можно купить и скачать "Маргарита Акулич - Гомель и евреи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Гомель и евреи
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Гомель и евреи"

Описание и краткое содержание "Гомель и евреи" читать бесплатно онлайн.



В городе Гомеле когда-то проживало много евреев. Есть у него своя история, свой Холокост, свое настоящее и будущее. В книге рассказано много интересного о еврейском Гомеле.






Гомель и евреи


Маргарита Акулич

© Маргарита Акулич, 2017


ISBN 978-5-4485-6435-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

В городе Гомеле когда-то проживало много евреев. Есть у него своя история, свой Холокост, свое настоящее и будущее.

В книге рассказано много интересного о еврейском Гомеле.

I Об истории появления евреев в гомеле и их расселении. Об истории Гомеля 18-го -19-го столетий

1.1 О Появлении евреев в Гомеле и их расселении. О Восстании под предводительством Богдана Хмельницкого и вхождении Гомеля в состав России

Фото из источника в списке литературы [8]

С тобой связано полжизни. Жаль, расстаться довелось. Как у всех бывает в жизни-

Что сбылось, что не сбылось. Я к тебе, как будто птица,

Я к тебе, как будто птица, Возвращаюсь по весне. Чтобы низко поклонится

Милой сердцу стороне. (Нина Гайшунова)

Об истории названия Гомеля


Фото из источника в списке литературы [2]


Гомель называют жемчужиной над Сожем. Название реки предположительно имеет финно-угорское происхождение. И если так, то оно выражает понятие чистой реки. Но есть и другая версия, в соответствии с которой река рассматривается как кормилица и название ее связано с «сушей», «сошкой», «сохой»…

Известно, что Гомель в древности называли как «Гомей». Может это название имеет отношение к ручью Гомеюк. Название Гомеюк сменилось на Гомель после того, как город стал частью Речи Посполитой.

Изменение названия Гомеля может быть связано с тем, что его писали по-латыни. А может с тем, что название это сформировалось, базируясь на особенностях старобеларуского языка, поскольку в Беларуси обычно наименования беларуско-литовских городов кардинально не менялись.


Появление евреев в Гомеле и их расселение


Появление первых евреев в Гомеле произошло еще в Киевской Руси. Новый же еврейский приток приходится на время, когда правил Витовт. Появление еврейского населения в городе Гомеле, скорее всего, относится к периоду между временем его включения в ВКЛ в 1335-м году и переходом под юрисдикцию Речи Посполитой в 1569-м году.

Вероятно, появление евреев в Гомеле произошло в 16-м столетии, в его первой половине. Существует документ, согласно которому недалеко от Гомеля (в Белице) в 1637-м году находилась еврейская община, относящаяся к еврейским общинам Великого Княжества Литовского, у которых имелись задолженности. В 40-е годы 17-го столетия в Гомеле проживало порядка двух тысяч евреев.

Первые гомельские евреи были, как правило, переселенцами из стран Западной Европы (прежде всего, из Германии), где были «чумные» погромы, которые убегали от них в Речь Посполитую. Эти евреи были людьми, обладавшими высокими навыками торговли и ремесла, и сплоченные в религиозные кагалы (общины), они быстро заполняли города Беларуси.

Еврейских шустрых торговцев стали не любить, поскольку с ними торговцам местным оказывалось весьма проблематично конкурировать. Это были вначале разборки коммерческого характера. Однако они со временем становились разборками, в которых проявлялась религиозная нетерпимость.


Восстание под предводительством Богдана Хмельницкого и вхождение Гомеля в состав России


Фото из источника в списке литературы [3]


В Украине началось в 1648-м году под предводительством Богдана Хмельницкого восстание. Один из его лозунгов был таким: «Жид, лях и собака – вся вера однака». В Гомеле произошло сосредоточение многих бежавших с Украины людей.

Перед Пасхой 1649-го года украинскими казаками полковника Мартына Небабы был взят Гомель, в котором произошло вырезание евреев (иудеев) и католиков. Евреев вырезано было полторы тысячи человек (по другим данным вырезанных было более двух тысяч). Среди них были и мужчины, и женщины, и дети. Сохранилась легенда о том, что уцелеть удалось лишь одной еврейской девушке, ставшей впоследствии родоначальницей рода Бабушкиных.

Похоронили жертв «хмельниччины» на еврейском старом кладбище, которое называлось Бабушкинским. В начале 20-го столетия на нем стоял памятник жертвам страшной резни.

Тех из представителей еврейства, которые перешли в православие добровольно, казаки не уничтожали. Однако большая часть из поменявших иудаизм на православие людей после возвращения Гомеля в Речь Посполитую, возвратились к иудаизму. В то же время было немало случаев и насильственного обращения евреев в христианство.

1.2 История Гомеля 18-го и 19-го столетий

История Гомеля 18-го столетия


К периоду 1770-х годов имел место заметный рост еврейской общины Гомеля. Среди евреев города были торговцы (причем и крупные, у которых были наемные работники, и мелкие) и священнослужители. Также среди еврейского населения было немало ремесленников и бедняков, а также малоимущих.

Согласно законодательству Великого княжества Литовского теми из евреев, которые проживали в городах Беларуси, образовывалась как отдельная сословно-конфессиональная, так и податная группа населения. Не исключением был, разумеется, и Гомель. Права данной группы охранялись и представлялись кагалом (кегилой), являющимся общиной, единицей социальной еврейской организации. В ее рамках происходило развитие особенной культуры с языком идишем, который использовался как язык общения, и языком ивритом, рассматривавшемся в качестве языка религии евреев, делопроизводства и образования. В обязанности кагала входил сбор налогов, а также решение общественных и религиозных дел. В 1770-х годах высшим служителем культа, судьей по проблемам семьи и веры, и духовным главой кагала Гомеля был раби (ребе, раввин) по фамилии Давидович.

В 1772-м году Гомелю суждено было войти в состав Российской империи. Однако из-за проведения Екатериной Второй знаменитой «черты оседлости», для евреев восточная граница не изменилась. Дело, кстати, касалось вовсе не религиозных соображений. Эту «черту» захотело ввести московское купечество в целях защиты от конкуренции. Но благодаря данной «черте» Гомель для проживавших в нем евреев стал своеобразным гетто. Хорошо еще, что отношение владельца города, просвещенного графа Николая Румянцева к евреям отличалось толерантностью. При его содействии еврейской общиной была воздвигнута Большая каменная синагога в Гомеле.


История Гомеля 19-го столетия


Фото из источника в списке литературы [4]


Начало 19-го столетия. Гомель становится одним из центров такого направления в хасизме как «Хабад», рассматриваемого в качестве иудейского религиозного движения, имеющего свой стиль. Благодаря этому движению произошло распространение обучения иудаизму во многих странах, где в итоге было обеспечено создание и развитие еврейских общин. Одним из самых известных гомельских приверженцев «Хабада» был Айзик-Ицхак бен Мордехай Эпштейн, написавший ряд проповедей и трудов по Каббале.

В 1855-м году евреи в городе составляли более 77 процентов. А в 1897-м году их было немногим более половины от всего населения Гомеля.

В 1864-м году в Гомеле (совместно с Гомельским уездом) жило 9730 евреев, отличавшихся своей активностью и участием в самоуправлении города. В городе в 1863-м году насчитывалось 9 синагог, а в 1897-м году их было уже 26.

В Гомеле в 1891-м году произошло рождение раби Элияу-Элиэзера бар Реувен-Дов Деслера, выдающегося мыслителя и педагога, одного из лидеров «Мусара» («Мусар» – этическое движение). Это был мудрец поколения, возродивший жизнь евреев в Англии. Его основной задачей было восстановление разрушенного Катастрофой возрождения духовной жизни еврейского народа. Его многочисленные статьи и уроки, записываемые учениками, впоследствии были включены в широко известный сборник «Михтав миЭлияу».

Евреи владели первыми в Гомеле промышленными предприятиями. Год 1840-й – это год возникновения сально-свечного завода Школьникова, 1853-й – круподерного завода Любина, в 1864-й – костопального завода Ловьянова. 1874-й крупчатного Белицкого завода Шендерова, 1877-й – медоваренного завода Шейнкмана, 1879-й – двух дрожжевых заводов Итоновой и Гамбурга.

До 1890-х годов (их начала») Гомель был городком, уездным, и мелким, население его большей частью было еврейским.

В 1893-м году в городе проживало евреев 14472 человека против 14291 человек православных. В 1897-м году проводимой в Гомеле переписью населения было выявлено 20385 или примерно 55 процентов (от всего его населения) евреев.

Число синагог было 26, а молитвенных домов – 25.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Гомель и евреи"

Книги похожие на "Гомель и евреи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Маргарита Акулич

Маргарита Акулич - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Маргарита Акулич - Гомель и евреи"

Отзывы читателей о книге "Гомель и евреи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.