Наталья Фрид - В поисках себя… Психологическое самоисследование и практика
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "В поисках себя… Психологическое самоисследование и практика"
Описание и краткое содержание "В поисках себя… Психологическое самоисследование и практика" читать бесплатно онлайн.
Идея книги – это помощь на пути поиска себя. Почти каждый из нас в разные моменты своей жизни идет по этому пути поиска и понимания себя. Очень часто этот путь начинается в темноте и на ощупь, в некоторые моменты он может стать яснее и понятнее, затем темнота опускается вновь, и ты не знаешь, что ждет тебя за поворотом и есть ли он вообще. Я хочу поделиться той частью пути, которую я прохожу вместе с теми ко обращается ко мне как к психологу. Надеюсь, что это поможет кому-то на его пути.
В поисках себя…
Психологическое самоисследование и практика
Наталья Валерьевна Фрид
Фотограф Дмитрий Фрид
© Наталья Валерьевна Фрид, 2017
© Дмитрий Фрид, фотографии, 2017
ISBN 978-5-4485-6121-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Эта книга появилась из небольших заметок, созданных для сообщества в социальных сетях. Но после того как появилась идея создания книги, я посмотрела на заметки немного под другим углом зрения, и они были дополнены.
Идея самой книги – это некоторый путь поиска себя. Почти каждый из нас в разные моменты своей жизни идет по этому пути поиска и понимания себя. И этот путь можно проходить по-разному. Некоторые на этом пути обращаются к психологам и психотерапевтам, кто-то продолжает идти по нему самостоятельно или используя помощь близких людей. Очень часто этот путь начинается в темноте и на ощупь, в некоторые моменты он может стать яснее и понятнее, затем темнота опускается вновь, и ты не знаешь, что тебя ждет за следующим поворотом и будет ли он вообще…
Я хочу поделиться той частью пути, которую я прохожу вместе с теми, кто обращается ко мне как к психологу (язык не поворачивается называть этих особенных людей клиентами), теми мыслями и размышлениями, которые возникают в процессе работы с ними, и очень часто они связаны с тем путем, который прохожу или проходила я.
Надеюсь, что кому-то это поможет на его пути. Даст возможность что-то узнать и открыть о себе, найти какую-то очень важную часть себя, стать более целостным и цельным, наполненным и неповторимым.
В книге будут приводиться практические упражнения. Чаще всего упражнения и практические задания в тексте будут выделены курсивом.
Они будут работать, если вы попробуете выполнить хотя бы некоторые из них. Оставайтесь внимательными к себе, прислушивайтесь к тем ощущениям, которые будут возникать у вас, к чувствам или переживаниям, которые всколыхнуться. Давайте себя время и не торопитесь забегать вперед. Часто именно медленное движение в контакте с собой позволяет лучше увидеть тот процесс, который невидимым образом происходит в вас. После каждого упражнения постарайтесь записать свои ощущения и чувства, мысли, которые проявились. К каким-то упражнениям лучше возвращаться несколько раз, а от некоторых результат проявляется далеко не сразу.
В тексте вы увидите много вопросов, обращенным к вам. Не удивляйтесь! Это одна из главных задач психолога – найти нужный и самый важный вопрос, вопрос, который поможет продвинуться на вашем пути. Вы можете сами выбирать, отвечать вам или нет, но постараться найти ответ – это будет более продуктивно для вас.
Главы в книге я постаралась выстроить в логике нашего развития, который мы проходим от рождения, – мы сначала узнаем и исследуем себя, а значит, учимся быть в контакте с собой. Правда, это мы делаем не одни, а рядом есть очень близкие взрослые, которые выступают для нас зеркалами. Мы познаем и открываем себя благодаря их взаимодействию с нами. Мы понимаем, что здесь заканчиваюсь Я и начинается кто-то другой, именно потому, что этот другой есть рядом. Мы, люди, не существуем вне взаимодействия. Мы взаимодействуем с отдельными близкими нам людьми – родителями, бабушками и дедушками, нашими друзьями и т. д. Из такого взаимодействия вырастает наше умение быть в контакте с другим. Затем мы исследуем то, как выстраивать баланс между собой и другим. Постепенно круг нашего взаимодействия расширяется до целого мира. В этом мире мы учимся выстраивать отношения с целыми социальным группами – одноклассниками, коллегами по работе, участниками одной спортивной команды и т. д. В том числе мы исследуем тему психологических границ. Поэтому в книге будет глава, посвященная взаимоотношениям и психологическим границам.
Также в книге привожу всего несколько заметок о детях. Для меня удивительно, что заметок оказалось всего несколько, хотя в течение первых 12 лет моей практики я работала преимущественно с детьми. Заметки были написаны, чтобы поддержать родителей и помочь им опираться на себя при воспитании детей.
Кроме этого в книге будет совсем небольшая главка, посвященная нашим отношениям с работой. Работа занимает очень большую часть нашей жизни и не всегда это связано с приятными переживаниями. Я немного раскрою тему про то, откуда эти негативные переживания приходят. Хотя на самом деле это очень большая и обширная тема, которой можно посвящать отдельные книги.
Надеюсь, что книга будет вам полезной и позволит лучше понимать себя, бережнее относиться к себе и тем, кто с вами рядом, откроет новое понимание некоторых психологических тем и вопросов.
Буду рада вашим откликам о книге. Их можно оставлять на моем сайте www.natafrid.com
Удачного вам путешествия на пути поиска себя!
Часть 1. Отношения с собой
Познание чего-то, в том числе самого себя, всегда начинается с себя, это всегда путь к себе или через столкновение с этим неизведанным новое понимание себя. Но на этом пути нам всегда встречаются другие. И присутствие является важной частью понимания себя, встречи с собой, так как именно другие являются для нас зеркалами.
Эти зеркала могут быть очень разными, иногда четкими и ясными, иногда очень замутненными и состоящими из большого количества осколков, но без этих зеркал мы не сможем увидеть себя. Поэтому отношения с собой не существуют в вакууме. Они очень сильно связаны с тем, как к нам относились наши родители и близкие родственники в детстве. Часто отношение с собой или к себе является калькой этого отношения к нам в детстве. И это тоже способ что-то понять про себя – описать, какими были отношения вас и ваших близких; чего вам в этих отношениях было достаточно, а чего не хватало. Испытываете ли вы нехватку этого в отношениях с собой сейчас? Как вы это восполняете? Ищете чего-то взамен? Или кого-то? Продолжаете этого ждать или научились восполнять этот недостаток сами?
Мы всегда можем начать осознавать свое отношение с самим собой, решить менять его, развивать, делать более комфортным и наполненным ощущением ценности. Сейчас мы можем делать это с позиции взрослого человека, который обладает гораздо большими ресурсами, способностями и навыками, чем он же в детстве.
Ну что, поехали!
«Я для себя» – что это?
В последнее время в моей работе часто встает вопрос или появляется тема «Я для себя» – что это? что это за аспект моего существования? Нужен ли он? Как он представлен в моей жизни или жизни тех людей, которые обращаются ко мне как психологу? Я ищу ответы на этот вопрос, и появляется еще больше вопросов. Поэтому хочу порассуждать вместе с вами на эту тему и услышать ваши отклики и мысли об этом.
Присутствует ли мое Я в том, когда я проявляюсь как жена, дочь, подруга, профессионал, т. е. в разных ролях, или это роли, которые наложены на меня обществом, родителями, окружением? Это их ожидания, которые я выполняю, или это больше проявления моего Я? Насколько тогда оно там присутствует, в каких долях или процентах?
Какими аспектами, качествами наполнено это «Я для себя», что в нем есть и есть ли что-то? Готовясь к консультации и думая об этой теме, решила взять ассоциативные карты и выбрать те образы, которые откликаются, когда я думаю о «Я для себя».
Предлагаю и вам сделать небольшое упражнение. Найдите разнообразные картинки, открытки, вырезки из журналов или просто поищите в интернете иллюстрации, которые для вас связаны с понятием «Я для себя» или просто «Я», выражают, отражают его, каким-либо образом резонируют. Разложите эти картинки перед собой и посмотрите на них взглядом со стороны. Запишите те мысли, чувства и ощущения, которые у вас возникают при просмотре этих картинок. Только после этого возвращайтесь к чтению дальше.
Здесь вы можете записать то, что обнаружили. Вы можете записать ассоциации, которые возникают при взгляде на картинку, ощущения, чувства.
Теперь попробуйте собрать то, что записали, в несколько сообщений или посланий. Представьте, что вы работаете с материалом, полученным от другого человека.
Поделюсь тем, что получилось у меня. Надеюсь, это поможет понять, как действовать.
Один образ был связан с тем, что «Я для себя» это как драгоценная жемчужина в раковине, но в тоже время это целый огромный мир. Другой – о том, что это Я нуждается в заботливом и очень бережном отношении, как о ребенке, которого несут на руках. Еще один образ – про путь к таинственному и неизвестному, но очень заветному. Следующий – про встречу с чем-то большим и живым, может быть единственно оставшимся в целом мире; еще один – про неизвестность и запутанность.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "В поисках себя… Психологическое самоисследование и практика"
Книги похожие на "В поисках себя… Психологическое самоисследование и практика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Наталья Фрид - В поисках себя… Психологическое самоисследование и практика"
Отзывы читателей о книге "В поисках себя… Психологическое самоисследование и практика", комментарии и мнения людей о произведении.