Дмитрий Михалевский - Пространство и Бытие. Сборник статей

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Пространство и Бытие. Сборник статей"
Описание и краткое содержание "Пространство и Бытие. Сборник статей" читать бесплатно онлайн.
В сборнике представлены работы разных лет, посвященные широкому кругу проблем, связанных с темой пространства как философской и культурологической категорией.
Михалевский является автором концепций парадигмы пространственной многомерности и парадигмального цикла. Автор предлагает новый взгляд на развитие сознания, социума и истории культуры, которые представляют взаимосвязанный фрактальный процесс. Обоснование выдвигаемых теоретических положений дается на обширном фактологическом материале.
Ряд статей посвящен истории театра, который, по мысли автора, играл в древнегреческой истории особую роль инструмента личностного развития человека и, по сути, определил уникальность европейской культуры и цивилизации.
В сборник также включены материалы по научно-практическому проекту «АРХЕ», в рамках которого была предпринята попытка осуществить выдвигаемые теоретические положения на практике.
Книга адресована как профессиональным философам, методологам науки, историкам, культурологам, так и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами гуманитарного и общественного знания.
Хотя детский эгоцентризм относится к неспособности отделить собственную точку зрения от чужой, он не предполагает эгоизм или тщеславие. Пока дети эгоцентричны, они обычно просто играют рядом друг с другом. Они имеют смутное представление о правилах игры и каждый из детей играет по-своему. Тем же образом эгоцентризм влияет на речь маленьких детей. Может показаться, что двое детей ведут разговор, тогда как в действительности каждый просто сообщает то, о чем он думает в данный момент, т. е. дети участвуют в «коллективном монологе».
Эти результаты Пиаже также подвергались неоднократной критике. Так М. Маратсос проводил эксперименты в котором дети должны были объяснить взрослому местонахождение игрушек, при этом взрослый либо смотрел на них, либо закрывал глаза рукой. Оказалось, что во второй ситуации дети старались дать более развернутое описание игрушек, что, по мнению Маратсоса, обнаруживает чувствительность к состоянию слушающего. П. Ллойд описал эксперимент, в котором для исследования тех же проблем применял «говорящую» игрушечную панду. В этом случае дети оказывались чувствительны к недостаткам речи «собеседника» и учитывали их в процессе общения. Такого рода эксперименты позволили исследователям констатировать отсутствие каких-либо особенностей, указывающих на эгоцентризм, как серьезное препятствие к общению детей в этом возрасте.
В своих поисках общего основания, позволяющего объяснить природу связи между различными формами поведения ребенка для каждой стадии развития, Пиаже свел объяснение к одной характеристике, выбранной из общего ряда. Но такое решение проблемы вряд ли можно считать корректным. Специфика поведения детей на этой стадии напрямую вытекает из особенностей дооперационального мышления и причины следует искать в специфике механизмов этого мышления.
На наш взгляд, эмпирические факты, приводимые Пиаже и его последователями для стадии дооперационального мышления, наглядно демонстрируют линейную структуру. А это соответствует 1-D ППМ парадигмального цикла. Односвязный характер элементарных структур сознания определяет линейное структурирование информации, что выражается в формировании линейных (одномерных) схем поведения. При этом одномерность этих схем на дооперациональной стадии еще более яркая, чем на рассмотренной ранее подстадии вторичных циркулярных реакций.
В первой части настоящей статьи мы говорили о том, что линейная связность – это два объекта сознания, два узла ЭСС, два центра, две мировые точки, однозначно связанные между собой в сознании, а потому и во внешнем мире. Как можно представить линейную связность с точки зрения субъекта? Как способность воспринять только один аспект ситуации, один объект, один признак в каждый момент времени; как ограниченность ребенка восприятием только одного перцептивного параметра и классифицирует предметы не более, чем по одному признаку. Для любого возраста 1-D ППМ стимулирует формирование нарциссической точки зрения, при которой человек ощущает себя как центр мира. Одномерность – это выделенность, на данном этапе выделенность социальная, а индивид – представляется себе абсолютной ценностью. Другие характерные особенности одномерной психологической матрицы, которую мы рассматривали в первой части настоящей статьи не реализуются на дооперациональной стадии по причинам, связанным с уровнем развития и социального бытия.
Стадия III. Конкретные операции (7-11 лет)
На этой стадии дети овладевают способностью мыслить систематически в контексте конкретных операций, что означает операциональное, т. е., в понимании Пиаже, основанное на обратимых умственных действиях сугубо частное решение конкретных задач. Уровень когнитивного развития на третьей стадии позволяет ребенку мыслить логически и систематически, но только в приложении к конкретным объектам с которыми можно произвести реальные действия. Ребенок еще не может оперировать событиями в абстрактной форме. На этой стадии дети последовательно усваивают такие физические понятия как площадь, объем, количество, длина, вес, время. Сохранение количества они познают в 6 лет, объема – в 7 лет, веса – в 9 лет.
На стадии конкретных операций дети способны учесть одновременно два аспекта проблемы, координировать одновременно две точки зрения, что составляет основу как социального, так и научного мышления. В ходе общения поле их внимания включает не только то, что они произносят сами, но и то, что говорит собеседник. В результате у детей появляется способность к диалогу и совместным играм. При выполнении экспериментов на сохранение, они принимают во внимание не только наиболее заметное, но и компенсирующие изменения.
Теперь дети могут классифицировать объекты по нескольким признакам и упорядочить (группировать) их по одному параметру, например, величине, весу или цвету. Способность располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью Пиаже называл «объединением в серии» и полагал его главным достижением стадии конкретных операций.
Способность к классификации Пиаже также обнаруживал в транзитивности и в способности к «сложению классов». Первая из названных задач на дооперационной стадии представляет значительную сложность, тогда как на стадии конкретных операций ребенок обычно дает правильный ответ. Здесь решающей для Пиаже представляется способность установить связь между крайними элементами при посредстве промежуточного звена. Во втором случае успешное освоение классификации означает не только осознание существования тех или иных подклассов, но и понимание того, что подклассы, сложенные вместе, составляют третий класс и этот класс может быть снова разбит на два подкласса. Другими словами, здесь речь идет о конкретно-операционной системе или группировке, что аналогично операциям, составляющим основу сохранения.
Наконец, на стадии конкретных операций у ребенка формируется мысленное представление о последовательности действий и появляются новые способности ориентации в пространстве: теперь он способен с легкостью нарисовать карту своего пути.
Стадия конкретных операций хорошо согласуется с третьим этапом парадигмального цикла, описываемого 2-D ППМ. Воспользуемся нашей моделью связности ЭСС. Как говорилось в первой части, на базе двоичности складываются предпосылки к возникновению диалога, как новой форме общения. Способность к самосознанию, способность мышления соотноситься с самим собой, иметь предметом самого себя составляют основу объективной оценки и составляют основу научного мышления. 2-D ППМ позволяет провести сравнение между «маленькими учеными» подстадии третичных циркулярных реакций и мыслителями классического периода Древнегреческой античности. Еще один яркий пример двоичной формы из той давней эпохи – трагедия. Но каким образом ребенок овладевает пониманием сохранения? Наиболее простой ответ: понимание сохранения ему прививают путем обучения. Однако, обучение правилу сохранения часто наталкивается на неожиданное сопротивление. Дооперациональный ребенок искренне не верит объяснениям взрослого. Пиаже утверждал, что дети овладевают пониманием сохранения спонтанно. Решающий момент наступает, когда ребенок попадает в состояние внутреннего противоречия, поскольку сначала он говорит, что в одном стакане жидкости больше, потому что он выше, а во втором – потому что он шире. Разрешение этого противоречия означает переход на более высокую стадию когнитивного развития. Но тот же самый механизм конфликта заложен в двоичной структуре трагедии и его разрешение представляет собой катарсис.
На стадии III у человека формируется ментальная целостность, достаточная для того, чтобы начать реализацию этапа, на котором будет обеспечена социальная целостность и состоится формирование человека как личности, т. е. произойдет его «второе рождение».
Стадия IV. Формальные операции (11 лет – зрелость)
Заключительная стадия развития, которую рассматривает Пиаже, начинается с возраста 11–12 лет и захватывает зрелость. Суть того, что Пиаже называл мышлением на стадии формальных операций, может быть представлено как логическое мышление в абстрактных категориях с систематической проверкой гипотез.
На стадии формальных операций система обратимых операций становится более координированной. Способность классифицировать объекты трансформируется в комбинаторное мышление. Если на стадии конкретных операций ребенок не может координировать две изолированные системы в одну «систему систем» более высокого уровня, то на стадии формальных операций такая координация становится целью. Анализируя физическое событие, подросток в поисках логически обоснованного ответа старается учесть все возможные аспекты и изменять их по одному, как квалифицированный экспериментатор.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пространство и Бытие. Сборник статей"
Книги похожие на "Пространство и Бытие. Сборник статей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Михалевский - Пространство и Бытие. Сборник статей"
Отзывы читателей о книге "Пространство и Бытие. Сборник статей", комментарии и мнения людей о произведении.