Маргарита Акулич - Витебск и евреи. История, Холокост, наши дни
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Витебск и евреи. История, Холокост, наши дни"
Описание и краткое содержание "Витебск и евреи. История, Холокост, наши дни" читать бесплатно онлайн.
Практически каждый из городов Беларуси был в значительной степени еврейским. Витебск не является исключением. Поэтому наверное найдутся люди, которым интересно узнать основные моменты Витебска именно еврейского. Этому вполне может помочь данная книга.
Витебск и евреи
История, Холокост, наши дни
Маргарита Акулич
© Маргарита Акулич, 2017
ISBN 978-5-4485-5991-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Практически каждый из городов Беларуси был в значительной степени еврейским. Витебск не является исключением. Поэтому наверное найдутся люди, которым интересно узнать основные моменты Витебска именно еврейского. Этому вполне может помочь данная книга.
I Витебская еврейская история и жизнь
То молодое, то старинное – его лицо передо мною, изрезанное, как морщинами, Лучёсой, Витьбой и Двиною. То заснежённое, то летнее, с летящей ратушею-птицей, его лицо тысячелетнее всегда в историю глядится. Не избаловано восторгами и летописцев отношеньем, оно останется в Истории лицом с особым выраженьем.
(Давид Симанович о Витебске)1.1 Лаконичная история еврейского Витебска. Витебск как город, где евреи ощущали безопасность
Лаконичная история еврейского Витебска
Фото из источника в списке литературы [4]
Витебск является городом-центром Витебской области Беларуси. В 12-м веке он был центром удельного княжества, с 1320-го года входил в состав ВКЛ, а с 1569-го – в состав Речи Посполитой. Евреи начали селиться в Витебске, предположительно, с конца 16-го столетия.
Если говорить о витебской еврейской общине, то можно отметить ее нахождение под юрисдикцией общины брестской, а также то, что витебские евреи вели пинкас (протокольные записи, хронику) с 1706-го года. В 1772-м году, после того, как произошел первый раздел Речи Посполитой, Витебск стал одним из городов Российской империи. Численность еврейской общины составляла в то время 1227 человек, или приблизительно четверть всего населения города. С 1776-го года город был уездным городом Полоцкой губернии, а с 1807-го – центром губернии Витебской.
В 1860-х годах была построена железная дорога, прошедшая через город, что содействовало превращению Витебска в крупный торговый центр. Количество евреев в городе по переписи 1897 г. равнялось 34420 (немного больше половины населения). Считается, что Витебск являлся городом-оплотом иудаизма ортодоксального типа.
Влияние сионистов (которые относились к рабочему направлению «Поалей Цион») проявилось в том, что одна из религиозных еврейских школ (талмуд-тора) была преобразована в школу религиозно-светскую, где преподавались как религиозные дисциплины, так и дисциплины сугубо светские. При этом некоторые занятия проводились на иврите. В Витебске после 1905-го года был открыт ряд гимназий частного типа, где состав учеников был преимущественно еврейским. Художник Иегуда Пэн еще в 1897 году открыл художественную школу (первую на территории Беларуси), доступную многим молодым людям. В ней, кстати, довелось учиться Марку Шагалу и Соломону Юдовину.
Первая мировая война сделала из Витебска своего рода транзитный пункт для огромного числа изгнанных с западных земель евреев, и некоторые осели в городе (их количество равнялось нескольким тысячам). Приход к власти «советов» ознаменовал собой начало упадка витебской еврейской общины. Многие евреи стали возвращаться в места, где они проживали прежде (в Литву и Латвию) или ехали в иные города Советского Союза. Евсекция российской компартии превратила Витебск в один из своих центров на белорусских землях. В городе издавалась газета под названием «Дер ройтер штерн» («Красная звезда»), которая выходила до 1923-го года. В январе 1921-го года (с 16-го по 18-е) Витебск пережил показательный процесс против иудаизма. Для получения требуемого результата были подобраны нужные судьи, эксперты, свидетели. Проводился суд над еврейской системой религиозного начального образования; прокурор отметил, что подобная система обучения у других народов отсутствует.
Лишь у одного человека (бывшего витебского казенного раввина Х. Меламеда) хватило смелости выступить в защиту хедеров. Он заявил, что именно хедеры обеспечивали получение еврейскими детьми лучшего образования по сравнению с образованием иных народов.
После этого судебного процесса хедерам пришлось в срочном порядке закрываться, еврейские дети стали учиться в советских еврейских школах, где преподавание шло на идише, а ряд синагог власти конфисковали.
В то же время в Витебске имело место функционирование полулегальной иешивы вплоть до 1930-го года. С 1921-го по 1937-й год работал еврейский педагогический техникум. 1921-й—1923-й годы – время работы еврейского театра. При втором гостеатре с 1925-го года осуществлялась работа коллектива еврейской комедии и драмы «Ди идише фолксштиме» («Еврейский народный голос»). В городе в 1926-м году евреев было 37013 (это приблизительно 37 с половиной процентов от всего его населения).
Обретение евреями в Беларуси второй Родины
Фото из источника в списке литературы [5]
Евреи переселились в Витебск из Западной Европы, обретя в Беларуси новую свою Родину благодаря толерантности политики суверенов ВКЛ (Великого княжества Литовского), многих их поколений.
Впервые о витебских евреях упоминается в 1551-м году в одном из документов, касающихся взимании пошлины. Если же посмотреть на иные документы, то можно обнаружить, что иудейская община вроде как существовала в городе в 16-м столетии, в его конце.
Согласно указу евреи не имели права селиться в городе Витебске. Однако в архивных документах сообщено, что в 1605-м году в городе жили еврейские торговцы (имеются сведения о двух семьях).
Формирование общины началось в 1627-м году, поскольку воеводой было дано разрешение на возведение синагоги. Также евреям даровали право на приобретение земли и домов.
Благодаря привилею Владислава Четвертого (1634-й год) присутствие евреев в Витебске легализовалось.
Евреи проявляли активность в защите города на протяжении всей его не простой истории, инвестируя свои денежные средства в постройку фортификаций.
Евреи были лояльны к полякам. За это, когда город в 1654-м году был взят русской армией, они были депортированы в Россию, где они оказались в тюрьмах.
Королем Яном Третьим Собесским в 1679-м году посредством своего привилея были евреям предоставлены льготы, и он пошел на прощение их долгов за проявление верности Речи Посполитой. В 1729-м и 1758-м годах имело место продление привилея.
Евреями была проявлена лояльность к Российской империи, когда в нее вторгся Наполеон. Ими оказывалась помощь армии, боровшейся против захватчиков-французов. Многие евреи за это были вознаграждены. Им позволили осуществлять избрание своего городского главу на равных правах с христианами.
Витебск как безопасный для евреев город
Фото из источника в списке литературы [6]
Еврейская витебская община не была полностью предоставлена сама себе. Известно, что обычно евреи группировались в отдельных кварталах на своих отдельных улицах поблизости от синагог. Никаких заграждений при этом не было, не было отделения еврейской улицы от других частей города. Евреи, правда, стремились к жизни среди своих соплеменников, не идя на тесные контакты с христианами. При такой изолированности и использовании своего языка идиша, а также следовании еврейским традициям укреплялась городская община.
В то же время, евреи в Витебске жили в беларуской среде и их связь с другим населением, подвергавшимся в соответствии с царскими законами русификации, была неизбежна. Они принимали в городской жизни активное участие, как в экономической жизни, так и в социально-культурной.
«Еврейская дыра», которую описал Александр Бенуа, была таким местом, где еврейское население ощущало безопасность. В Витебске евреи адаптировались при сохранении своего образа жизни до начала 20-го столетия без столкновений с населением нееврейским. В этом городе наблюдалось мирное сосуществование беларусов, русских и евреев.
Александром Лисовым, специалистом в области истории Витебской школы, город рассматривался в качестве центра, в котором имело место мирное соседство культурных хасидских традиций и традиций местного населения: беларусов, русских и поляков. Именно в Витебске создавалась картина видения мира известнейшего живописца Марка Шагала.
Сегодня Витебск является просто Родиной многих евреев, значительная часть которых уже в нем не живет разъехавшись по разным странам и континентам, но никогда не забывая этот замечательный город.
1.2 О международном журнале «Мишпоха» и его главном редакторе
https://vkurier.by/105490
О международном журнале Мишпоха
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Витебск и евреи. История, Холокост, наши дни"
Книги похожие на "Витебск и евреи. История, Холокост, наши дни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Маргарита Акулич - Витебск и евреи. История, Холокост, наши дни"
Отзывы читателей о книге "Витебск и евреи. История, Холокост, наши дни", комментарии и мнения людей о произведении.