Иоанн Кронштадтский - Мысли христианина. Дневники

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Мысли христианина. Дневники"
Описание и краткое содержание "Мысли христианина. Дневники" читать бесплатно онлайн.
Иоанн Кронштадтский (в миру – Иван Ильич Сергиев, годы жизни – 1829–1908) – священник Русской Православной Церкви, настоятель Андреевского собора в городе Кронштадте, проповедник, писатель, общественный деятель. Канонизирован в лике праведных в конце ХХ века.
В течение всей жизни вел личный дневник, а также им было написано множество духовных проповедей. Именно эти записи легли в основу многочисленных сочинений духовно-проповеднического характера.
«Веруяй в Мя не верует в Мя, но в Пославшаго Мя: и видяй Мя видит Пославшаго Мя» (Ин. 12:44–45). Каково единство Отца и Сына, Пославшего и Посланника! Видишь Христа – видишь вместе и Отца, веруешь в Христа – веруешь вместе и в Отца, даже веруешь как бы только в Отца, – такое единение!
«Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет» (Ин. 12:46). Какая святая, благая, божественная цель. Не для славы, не для пользы Своей, а для пользы, единственно для пользы людей, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме, пришел Спаситель в мир. Смотрите, как высоки слова Его, как они обнаруживают Его Божественность: «Если кто услышит слова Мои и не поверит, Я не буду судить его за то, потому что Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий сердцем, верою слов Моих сам себе приготовит судию: слово, Мною сказанное, оно осудит его в последний день. Я не от Себя говорил, но Отец, Меня пославший, Он дал Мне заповедь, что Мне сказать и что говорить, и знаю Я, что заповедь Его есть жизнь вечная». Вот истина, которой никто не может противиться. Как она победоносна! Как она ясна, очевидна!
Древние патриархи, судии, цари, пророки, новозаветные Апостолы и все святые удалены от нас на большое расстояние времени, но в Священном Писании мы читаем их слова и об их действиях – так точно, как будто бы мы их слышали и видели: этот письменный способ сообщения нашего с ними есть символ нашей близости к ним по духу, я хочу сказать: как близки к нам их писания, так они близки к нам по духу И это есть премудрое устроение Сущего, Который не имеет времени. Ты, живя во времени, теряешься в минувших веках, так что самые дальние века для тебя составляют как бы пустоту; Господу все присуще, как нынешнее, как сегодняшнее, и вот Он дает даже отчасти и тебе уподобиться Ему в этом – сообщаться чрез Писание с давно минувшими лицами, как бы с настоящими. Это же и о гражданской истории.
Хочешь ли призывать в молитве кого из древних святых – призывай: они близко, как и их писания.
Имей всегда упование: упование не посрамит.
Не забудь необыкновенное услаждение благодати Духа Святого при твоем искреннем желании безмездного распространения в народе духовно-поучительных и назидательных книг.
Несомненно, что тело твое из земли, но как это – непонятно; так и Тело Спасителя – из земли или хлеба, но как – непонятно. Бог есть Бог чудес, всемогущий, а мы – сосуды скудельные, одушевленные Его Духом, ограниченные по уму и по всему.
Когда во время молитвы будут входить помышления в твое сердце и смущать его, тогда вспомни слова Спасителя: «что смущени есте и почто помышления входят в сердца ваша» (Лк. 24:38) и знай, что тебе нечего смущаться и ты не должен впустить помышлений возмутительных в свое сердце.
Духовным детям вместо эпитимии велеть покупать книжки святителя Геннадия[20] и Последование ко Причащению или просить их записываться в Общество безмездного снабжения жителей Кронштадта духовно-поучительными и духовно-назидательными книгами.
Братия! Светское общество, гражданское идет ныне быстрыми шагами к совершенству, относительно удобств и удовольствий жизни временной, и в том числе и наш кронштадтский свет, но незаметно, чтобы христианское просвещение и христианское благочестие народа (в том числе и нашего кронштадтского) шло к совершенству, между тем как при взаимном соревновании христиан в этом добром деле легко можно было бы помочь этому горю. Именно распространением между жителями Кронштадта дешевых духовнопоучительных и духовно-назидательных книг. Предлагаю друзьям человечества, искупающим время здешней жизни, искателям нетленного и вечного Царствия Небесного, – участвовать в этом духовном благотворении денежными приношениями, какие кто может сделать, по мере своего усердия. Приношения эти будут храниться у одного из благотворителей (исключая меня), который будет вписывать их в нарочито сделанную для того книгу, скрепленную несколькими лицами из числа благотворителей. Я же, со своей стороны, беру на себя обязанность назначать, какие именно книги покупать для кронштадтских жителей. Покупаться книги будут в синодальной лавке, иногда и в других лавках, смотря по надобности, по моему поручению кем-либо из купцов или мещан, участвующих в благотворении, или – мною самим, когда я буду по какому-либо случаю в Петербурге. Книги предназначается покупать дешевые, отличающиеся назидательностию и общедоступностию по простоте и ясности. Цены назначатся с 1 коп. до 25 коп. серебром.
Общество будет существовать тайно, чтобы, по слову Спасителя, Отец Небесный, видя втайне совершаемые добрые дела, воздал благотворителям яве милости Свои. – Посему никому не советуется об этом разглашать. Раздавать книги всего лучше предоставить духовным отцам после исповеди своих духовных детей. И время, и место как нельзя больше соответствуют этому доброму делу. Могут это делать и сами участвующие в благотворении, записывая имена лиц, коим даны книжки, в памятную свою книжку. – Господь да благословит наше дело! О развитии мирского вкуса, о доставлении себе светских удовольствий, как видно, усердно заботятся почти все, а о развитии духовного вкуса, о средствах доставить христианам духовные наслаждения, которые своею чистотою, возвышенностию, сладостию, чуждою всякой душевной тревоге, превосходят все возможные светские удовольствия, мало кому приходит на мысль. Для светских удовольствий есть собрания, и в них занимают публику, как умеют, или сама публика занимается, как умеет, не щадит, для своего удовольствия ничего. Есть и для духовных удовольствий собрание (церковь), но не всякий находит в них удовольствие большею частик) по той простой причине, что не знают смысла Богослужения или не входят достаточно внутрь себя, чтобы очистить сердце от греховных пристрастий и сделать его способным для святой животворной молитвы. Поэтому хорошо было бы снабжать всех недостаточных (не исключая и достаточных) безмездно духовно-поучительными книгами – с целию доставить им назидательное домашнее чтение (в особенности по воскресным и праздничным дням) для духовного услаждения и для приготовления их к слушанию общественного Богослужения.
Смешной был человек: говорил правду и – смущался; усумнялся, правду ли говорил, и раскаивался, что говорил. Знать, был очень малодушен, маловерен.
Диавол никогда не теряет надежды ввести тебя в искушение и вводит часто, а ты никогда не теряй надежды избавиться от его искушений, с Божиею помощию. А чтобы избавиться от его искушений, тебе нужна благодать Духа Святого, святой огнь в сердце, вера несомненная.
Достоинство человека-христианина определяется тем, как часто он бывает со Христом. «Противитися диаволу, и бежит от вас» (Иак. 4:7). Употребляй всегда усилие – стать выше козней диавольских: и он убежит от тебя, видя твое сопротивление. А то ты пугаешься и сам бежишь, когда следовало бы бежать ему.
«Не бывайте мудри о» себе (Рим. 12:16), – говорит Апостол. Так и ты всегда мудр будь не о себе, а о Боге.
«Не некий своея пользы, но многих, да спасутся» (1 Кор. 10:33). Отселе имей эти слова своим девизом.
Братия! Бдите за своим сердцем: диавол всячески старается выгнать из него простоту и поселить в нем лукавство (лукавый сам, он хочет уподобить себе чрез лукавство и людей), исторгнуть веру и поселить неверие, искоренить чистую любовь и поселить нечистую, или, напротив, – вражду. Вы, может быть, даже не верите, что диавол есть, и думаете, что все худое – только от вас, а он не только есть, но и царствует в мире, над людьми, преданными миру: он – бог века сего, он – князь власти воздушной; он – миродержитель темного века сего. «Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол» (1 Петр. 5:8).
Царь тут. Приложи это к Божеству. Веди себя пред Богом как в присутствии царя.
Читать громко. Это прекрасное средство против смущения, разумеется, при искренней вере.
Отчего не бывает веры в некоторых людях и она с великим трудом вмещается в их сердце?..
Оттого, что их сердце занимают какие-нибудь страсти, и виновник их – диавол; а как место веры в сердце, а предметы веры противоположны страстям, именно: Бог, Ангелы, святые Божии, то и нельзя быть вере в сердце, наполненном тем, что противоположно ей. Вера живет в сердце – значит то же, что святость, чистота, всякая правда живут в сердце; неверие живет в сердце – значит то же, что страсти и всякая нечистота живут в сердце.
Сердце в человеке – главное. Человек зрит на лицо, Бог же на сердце (1 Цар. 16:7). В Послании к Солунянам Апостол говорит: «во еже утвердите сердца ваша» (а не вас) «непорочна» (1 Сол. 3:13). «От сердца бо исходят помышления злая» (Мф. 15:19). «Омый от лукавства сердце твое, Иерусалиме» (Иер. 4:14). Сердце – то же, что душа: «отымите лукавство от душ ваших» (Ис. 1:16).
«Нося же всяческая глаголом силы Своея» (Евр. 1:3), то есть управляя, сдерживая то, что может распасться. Держать мир – значит не менее, как и сотворить мир, или, если можно сказать нечто удивительное, даже более. Ибо сотворить – значит привести что-нибудь из небытия в бытие, а держать уже существующее, но готовое обратиться в ничто, соединять противоборствующее между собою – это дело великое и удивительное. Это – знак великой силы. – Иоанн Златоуст[21]. Толкование на Послание к Евреям. Беседа 2, ст. 3.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мысли христианина. Дневники"
Книги похожие на "Мысли христианина. Дневники" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоанн Кронштадтский - Мысли христианина. Дневники"
Отзывы читателей о книге "Мысли христианина. Дневники", комментарии и мнения людей о произведении.