» » » Сергей Гиппиус - Актерский тренинг. Гимнастика чувств


Авторские права

Сергей Гиппиус - Актерский тренинг. Гимнастика чувств

Здесь можно купить и скачать "Сергей Гиппиус - Актерский тренинг. Гимнастика чувств" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентАСТc9a05514-1ce6-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Гиппиус - Актерский тренинг. Гимнастика чувств
Рейтинг:
Название:
Актерский тренинг. Гимнастика чувств
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-17-105229-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Актерский тренинг. Гимнастика чувств"

Описание и краткое содержание "Актерский тренинг. Гимнастика чувств" читать бесплатно онлайн.



С.В. Гиппиус – известный театральный педагог, режиссер дубляжа, кинорежиссер. Его самая известная работа «Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники», состоящая из теоретической части и актерских упражнений, впервые вышла в свет в 1967 г. и вот уже 50 лет остается основным пособием театральных педагогов и используется в большинстве творческих ВУЗов.






– Запомните это правило: чтобы не думать о белом медведе, надо думать о черной собачонке.

– Значит, внутреннее видение может появиться не только от услышанного нами слова, но и от мысли, которую мы сознательно вызываем в себе. Ведь мысли – это тоже слова, только невысказанные. Мы говорим сейчас о такой разновидности мыслей, которая называется мысленной речью.

– Слово – манок видения. Всякое ли слово?.. «Река»! Что вы увидели? Все увидели разное, а то и ничего не увидели. Скажу определеннее – «Нева»! Все увидели Неву, но ясности в картинах может и не быть. Скажу совсем конкретнее – набережная Невы у Зимнего, напротив Петропавловки… Вот эту картину оказалось проще увидеть, чем две предыдущих. Чем конкретнее речь и слово, тем ярче видение.

Метафоры

«В каждом слове бездна пространства, – писал Н. В. Гоголь, – каждое слово необъятно, как поэт».

– «Гаснут»… Что вы увидели на своем внутреннем экране?

– Я увидел ночное небо. Горизонт светлеет, скоро утро, звезды гаснут.

– Я увидел вечернюю улицу. Освещенные окна, все разноцветные, гаснут одно за другим.

– Я увидел раненого летчика. Он ползет по снегу, тяжело дышит. Все чаще останавливается, не может двигаться. Уходят силы.

– Я увидел девушку. Она ждет кого-то в парке возле кино. Вокруг – люди, встречи, радостные возгласы, а она одна. Звонок приглашает к началу сеанса, аллея пустеет. Только девушка. Ее глаза. Гаснут надежды.

Метафора в этом упражнении – повод для совершенствования ассоциативного мышления, а тем самым – для развития фантазии.

Много разных картин может появиться в воображении от метафорического слова-манка. Такого, например, как «кипит», – бурлящий водопад (кипит вода), уборка урожая (кипит работа), горячее выступление на митинге (кипит гнев) и т. д.

Слушай слово!

– Слова у нас до самого важного в привычку входят, ветшают, как платье.

Иное слово раскрывается, когда дойдешь до первоначального его смысла, до отгадки, как оно было «изобретено». Так, слово «пленительный» вновь оживет в сознании, превратится из штампа в свежее видение, как только угадаешь его происхождение от слова «плен», когда поймешь, что «пленен тобой» означает «взят тобою в плен». И уже не надо заниматься дальнейшими этимологическими изысканиями, потому что слово «пленительный» раскрылось в живом образе. Слово стало наполненным.

– «Наполненным»… Раскрыв образный смысл этого слова, оживите в воображении всю фразу – «слово стало наполненным».

Подобные задания отнюдь не дублируют предмет «сценическая речь», они как бы перекидывают мостик между «речью» и «мастерством актера». Полезно время от времени останавливать внимание ученика на каком-нибудь слове или обороте. Любой образный оборот таит в себе уроки воображения.

– «С плеч долой!» – это вы об экзамене сказали? А как бы вы сказали, если бы сами, впервые, вот сейчас придумали этот оборот? Ведь когда-то придуманы же были эти слова впервые! Может быть, они звучали еще до Грибоедова, который устами Фамусова произнес: «Подписано, так с плеч долой»? Представьте же себе тяжелую, утомительную ношу, кладь на ваших плечах, которую не терпится скинуть. А уж когда скинул – как выпрямились уставшие плечи!..

Зримые разговоры

– Мы видим все, о чем нам рассказывают. Только не всегда осознаем эти видения. Или осознаем их отрывочно, редкими клочками картин. Надо упражняться в непрерывности видений. Воспитайте в себе такую привычку: когда слушаете какой-нибудь рассказ, старайтесь видеть непрерывно все, о чем слушаете.

– Цепкость внутреннего зрения должна быть такой, как у болельщиков футбола, когда они слышат по радио взволнованный голос Озерова: «… Воронин в центральном кругу… Он отдает мяч Паркуяну… Тут же Малафеев, но за ним неотступно следует защитник Зекенбауер… Сабо еле ходит, у него сильно повреждена нога…» Мы слышим радио: «… так возникла тайна захоронения фараона Тутанхамона…»

– Как? Тутанхамона?..

Да не обидятся на нас историки, раз уж мы треплем это имя, но мы оправдываем себя тем, что он был фараоном, а значит, вряд ли был, хорошим человеком.

– Тутанхамон? Прислушайтесь к слову: «Тут… АН… Хам… Он!» Как неприятно!.. А какое видение?

Глокая куздра

Это упражнение на развитие фантазии. В нем использована искусственная фраза, придуманная академиком Л. В. Щербой.

– Запишите эту фразу: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка». На каком это языке? На языке фантазии. Присмотритесь к записанным вами словам, разберитесь в смысле. Что произошло, какое событие?

– Правильно. Какая-то «куздра» (впрочем, сказано, что она – «глокая») взяла да «будланула» какого-то «бокра». Как она его «будланула»? Да, «штеко»! Возможно, даже очень «штеко», «штекее» некуда! А потом чем занялась? Напала на «бокренка» (видимо, это детеныш «бокра») и «курдячит» его!

– Появляются какие-нибудь видения? Да, поразительная вещь: слова ничего не значат, нет таких слов, а видения появляются! Расскажите, у кого какая «куздра»! А «бокр» с «бокренком» какие?..

– Чем она его «будланула»?.. По-вашему, «будлом»? Большой у нее «будл», острый? А по-вашему, она его «будланула» сначала «каблой», а потом стала «утрябить выктой»? Возможно…

Если ученикам знакомы упражнения на артистическую смелость (звери, игрушки и т. д.), можно даже выпустить на площадку одну «куздру» за другой – пусть они «будлают бокра и курдячат бокренка». Наверное, все «куздры», «бокры» и «бокрята» будут разными. Так и должно быть!

– Расскажите, что за событие происходило на площадке. Как все началось? Где все это происходит? Ах, на «ампанке»?..

Мысленная речь

– Вспомните сегодняшнее утро, всю цепь маленьких эпизодов с той минуты, когда вы вышли из дома. Нужно увидеть в воображении весь путь, шаг за шагом. На что вы смотрели по дороге, о чем думали, что делали? Старайтесь увидеть все подробности в их тогдашней последовательности, а одновременно, чтобы укрепить видения, бормочите тихонечко вслух: «Вышел из парадной. Какое было утро? Серенькое. На небо посмотрел – облака сизые-сизые, как голубиное крыло. И тут о голубях подумал – на углу Столярного их всегда много, прохаживаются, старушек поджидают, которые их крупой подкармливают. (Бормочу, а сам вижу все это.) Теперь весь перекресток разрыт, огромные трубы лежат, голуби куда-то перебазировались. (Бормочу, вижу, а сам иду, вот сейчас улицу перехожу мысленно, посмотрел машинально налево, не идет ли трамвай.)

Мысленная речь поможет впоследствии на уроках актерского мастерства перейти к внутреннему монологу, к мысленному и словесному действию, поможет думать в момент действия так, как думал бы изображаемый актером герой. Тренировка мысленной речи – начало отработки мысленного и словесного действий.

– Вспомните самое интересное событие вашей жизни за прошедшее лето.

– Вспомните самое важное событие, которое заинтересовало вас во вчерашней газете. О чем вы думали, когда читали? Что видели?

– Вспомните самое важное для вас событие вчерашнего дня. В каждом дне среди множества малых эпизодов можно найти и наиболее важное, определяющее вашу дальнейшую жизнь хоть немного. Из каких эпизодов сложилось это событие?

– Вспомните какой-нибудь эпизод из последнего фильма, который вы смотрели. Один эпизод – но во всех самых мельчайших подробностях. И главное – в тех же, что и в фильме, логике и последовательности действия.

Тренировка логики и последовательность мысленной речи – работа над приближением к логике и последовательности чувств.

Мысленной речью можно пользоваться во многих упражнениях – всюду, где отрабатываются внутренние видения и действия с воображаемыми предметами. Отметим, что мысленная речь – лишь технический прием, не подменяющий живую мысль, а помогающий ее возникновению.

Мысленные прогулки

Ученики – в полукруге.

– Давайте погуляем! Вспомните Невский проспект. Мы идем от Адмиралтейства по левой стороне Невского – «наиболее опасной во время артобстрела». Запоминайте, что вы видите, дом за домом, ничего не пропуская.

– Все дошли до Садовой? Первый справа, опишите свое путешествие. Остальные – проверяйте картину на своих внутренних экранах, поправляйте товарища, дополняйте его описание подробностями, которые он пропустил.

Такие мысленные прогулки, тренирующие зрительную память и непрерывность внутренних видений, воспитывают навыки наблюдательности и могут входить в индивидуальный, домашний тренинг.

– Прогуляемся от Исаакия к Зимнему дворцу! Вы услышали мои слова, и на экране вашего внутреннего зрения мгновенно промелькнули два-три кадра – золотая шапка Исаакия, какие-то деревья Александровского сада, решетчатые ворота Зимнего. Нет, надо не летать, а идти пешком. Учитесь управлять крыльями воображения. С какого места начнем прогулку? Со скверика перед «Асторией»? Пройдите же не торопясь, обстоятельно, весь путь: вдоль скверика, мимо рядов туристских машин, мимо трагических есенинских окон бывшего «Англетера», через площадь, глядя на Исаакий, на его колонны, на площадку, с которой любуются городом экскурсанты, на верхний фонарик, куда теперь не пускают, на сверкающий купол, туда, «где дом в углу вознесся новый», туда, «где над возвышенным крыльцом с подъятой лапой, как живые, стоят два льва сторожевые», вдоль желтого фасада этого дома, глядя на деревья Александровского сада, перейдя Вознесенский проспект, мимо старых домов, потом перейду Гороховую улицу, рядом с домом, где работала ВЧК, вдоль парапета сада, мимо фонтана, глядя на Адмиралтейство, желтеющее сквозь деревья, прямо – Александровская колонна, направо – стрела Невского, слева – вся Дворцовая площадь и Зимний дворец.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Актерский тренинг. Гимнастика чувств"

Книги похожие на "Актерский тренинг. Гимнастика чувств" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Гиппиус

Сергей Гиппиус - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Гиппиус - Актерский тренинг. Гимнастика чувств"

Отзывы читателей о книге "Актерский тренинг. Гимнастика чувств", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.