Леонид Гомберг - Добрая земля за Иорданом

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Добрая земля за Иорданом"
Описание и краткое содержание "Добрая земля за Иорданом" читать бесплатно онлайн.
Книга Леонида Гомберга «Добрая земля за Иорданом» – плод более чем пятнадцатилетнего труда автора. С тех пор опубликованы несколько книг: «От Эдена до Вавилона» (2001), «Дорога на Ханаан» (2005), «Израиль и Фараон» (2009), «Голос Пустыни» (2014), и десятки статей и эссе, в которых события, изложенные в Библии, рассмотрены автором с историко-философской точки зрения в попытке соединить религиозный и естественно-научный взгляды на прошлое человечества.
В новой книге автором кардинально переосмыслены многие темы и персонажи, о которых писал в прежние годы; некоторые сюжеты он разрабатывает впервые. Повествование охватывает события первых шести книг Библии – Пятикнижия Моисея и Книги Иисуса Навина – от Сотворения мира и человека до завоевания Ханаана израильтянами. Автор приводит убедительные свидетельства историчности библейских героев и актуальности многих проблем, которые им приходилось решать несколько тысяч лет назад. Книга написана для широкого круга читателей.
Факт остается фактом: ископаемые останки не выявляют свидетельств постепенного развития в результате «естественного отбора» более приспособленных видов.
Кажется, дарвинисты до сих пор верят в наследование приобретенных свойств, то есть в то, что частое использование какой-либо части тела отразится и на ее развитии в следующих поколениях. Иными словами, если в результате регулярных упражнений вы разовьете какую-то часть тела, то и у ваших детей возникнет… гипертрофированный объем соответствующей группы мышц. Но это очевидный нонсенс. На самом деле, если какая-то особь постоянно тянется к высоко растущим на дереве плодам, то у нее и вправду могут несколько удлиниться руки, но ее потомство будет обладать верхними конечностями обычной длины.
В Бытии имеется яркий эпизод, иллюстрирующий современное понимание проблемы «наследования приобретенных признаков». Тесть праотца Иакова Лаван решил расплатиться с зятем за его многолетний пастушеский труд. Но Иаков, зная о лукавстве родственника, беззастенчивого обманщика, предлагает свой план: удалить из стада всех овец и коз бурых, с крапинами и пятнами, оставив только белых животных. В дальнейшем весь родившийся скот «с крапинами и пятнами» в стаде станет наградой Иакова. Лаван согласился; всех «пестрых» овец он отогнал на три дня пути от «чистого» стада, поручив их своим сыновьям.
Что же сделал Иаков?
«И взял себе Иаков свежих прутьев белого тополя, миндаля и явора, и содрал с них белые полосы, обнажив белизну, которая на прутьях. И поставил прутья, что ободрал, в стоках при водопойнях, куда овцы приходят пить… И разгорячались овцы, и рождали овцы с пятнами на коленях, крапчатых и пестрых…» (Быт. 30:37–39)
Кто-то может подумать, что поскольку зачатие происходило среди выставленных Иаковом прутьев, значит, все дело в них, – именно они, прутья, каким-то мистическим образом должны были повлиять на появление «пестрого» потомства. Но такое предположение наивно. Все дело в том, что за долгие годы пастушества Иаков понял, что белые овцы иногда производили на свет крапчатое потомство. Теперь, после договора с Лаваном, он старался делать так, чтобы сильные самцы спаривались именно с теми самками, которые производили «пестрых» овец, и так – из поколения к поколению. «И было, при каждом разгорячении овец крепких ставил Иаков прутья в корытах перед глазами этих овец, чтобы разгорячались перед прутьями. А когда слабы были овцы, тогда не ставил. И доставались слабые Лавану, а крепкие Иакову» (Быт. 30;41–42). Но причем же здесь, в самом деле, прутья?
Выдающийся средневековый комментатор Раши (рабби Шломо Ицхаки, 1040–1105) поясняет: «Самка при виде прутьев (пугается и) отскакивает назад, а самец случается с ней, и она рожает (ягнят) с такими же (пятнами)…»[18]. Таким образом, Иаков стимулирует скот к случке: прутья, отражаясь в поилке, пугают самку, которая резко отступает как раз в тот момент, когда она нагнулась к воде, что создает следовавшему за ней самцу, дополнительные удобства при соитии.
Раши продолжает: «Родившихся с отметинами и крапчатых (Иаков) отделял особо, собирая в отдельное стадо…»[19]
Получается, что прутья были нужны для того, чтобы увеличить количество спаривания отборных самцов с отборными самками.
Но если белые самки рожают крапчатое потомство, то ниоткуда не следует, что следующее, третье, поколение сохранит окраску своих пестрых родителей. В некоторых случаях это, конечно, может произойти, но правила такого не существует. Следовательно, механизм, понуждающий овец к спариванию, придуманный Иаковом, должен действовать перманентно. Как видим, автор Пятикнижия демонстрирует прекрасное понимание биологических процессов.
4
Давайте внимательно перечитаем стихи первых глав Книги Бытия, – может быть, уже более чем в миллиардный раз в истории человечества…
«И сказал Бог: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину – сотворил он их» (Быт. 1;26–27).
Это произошло на «шестой день» Творения.
Но дальше мы прочитаем слова, на первых порах способные нас озадачить: «Никакого же кустарника полевого еще не было на земле, и никакая трава полевая еще не росла… И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым» (Быт. 2;5,7).
По смыслу ясно, что это случилось уже на «третий день», более того, видимо, на «утро третьего дня», ибо в «этот день» уже появилась растительность, а пока ее еще нет.
Комментаторы подчеркивают, что вместо «создал» правильнее было бы перевести «сформировал» – «йецер».
Из сказанного можно понять, что «утром третьего дня» человек был сформирован и оживлен и представлял собой пока просто «живое существо», если угодно, всего лишь заготовку, полуфабрикат. Комментаторы указывают, что слово «сформировал» написано на иврите весьма странным образом – такое написание нигде более в Пятикнижии не встречается – с двумя буквами «йюд» – «’» – центральной буквой в Имени Всевышнего – как бы намекая, что человек был «создан дважды». И только много позже, на Шестой день, когда земля уже была готова к восприятию высших форм жизни, когда уже были созданы растения и животные, Бог сотворил человека по образу Своему (Раши: «в форме, предназначенной для него, его формирования…»), а потом сформировал мужчину и женщину.
Во 2-й главе Книги Бытия рассказано обо всем, что предшествовало этому событию: о том, как в Эдене был насажен сад и указаны точные сведения о месте нахождения этой загадочной территории, как там был помещен человек, по-видимому, все еще не разделенное существо, как начали строиться взаимоотношения человека с окружающей природой, и, наконец, как произошло разделение на мужскую и женскую ипостаси единой человеческой сущности.
Складывается впечатление, что Бытие, рассказывая об истории происхождения современного человека, повествует и о какой-то его более ранней, эмбриональной стадии.
До последних открытий в области молекулярной генетики считалось, что человеческие расы возникли от обезьяноподобных предков, причем процессы эти протекали изолированно в разных частях земного шара. Это значит, что древние гоминиды, проще говоря, человекообразные обезьяны в течение миллионов лет мигрировали из Африки и «на местах» эволюционировали в современных людей различной расовой принадлежности. Эта «теория» называлась мультирегионализмом. В фактах, казалось, не было недостатка.
В 1856 году в долине Неандерталь в Западной Германии был обнаружен череп, а затем и прочие останки древних гоминидов, некогда широко распространенных в этом регионе, – их стали называть неандертальцами.
В 1880 году на острове Ява был найден фрагмент черепной коробки, который посчитали останками вымершего вида шимпанзе, так называемого антропопитека. Вскоре в том же районе нашли бедренную кость, принадлежащую не лазающей по деревьям обезьяне, а некоему прямоходящему существу, названному Pithecanthropus erectus, что в переводе означает «обезьяночеловек прямоходящий», который был немедленно объявлен «недостающим звеном» эволюции. Последующие находки поставили под сомнение первоначальные выводы, но пресловутый «питекантроп» все-таки занял свое место в эволюционной нише, правда, надо полагать, только в головах некоторых ученых.
Однако в 20-х – 30-х годах XX века находки окаменелостей в Чжоукоудяне в Китае, похожие на останки питекантропа и получившие название Sinanthropus – «китайский человек», заставили ученых предположить, что «обезьяночеловек» был распространен на большой территории. Впоследствии все подобные «ответвления» были объединены в один прежде широко распространенный, а ныне совершенно исчезнувший вид Homo erectus. Причем, как представляется, слово «homo» выглядит здесь скорее как метафора, чем научный термин. Ученым хотелось верить, что они и в самом деле обнаружили удивительный феномен – «недостающее звено», «обезьяночеловека» и даже (чем черт не шутит!) древнего человека – нашего предка!
Первые находки гоминидов на африканском континенте были сделаны еще в начале 20-х годов прошлого века в Замбии (Северная Родезия) в карьере Тунг. Именно там знаменитый антрополог Раймонд Дарт нашел череп прежде неизвестного вида, который он назвал Australopithecus africanus – «южно-африканская обезьяна». Но самые громкие открытия были еще впереди, и связаны они были с Африканской Рифтовой долиной, частью грандиозного Сирийско-Африканского геологического разлома земной коры, протяженностью 6750 км, образовавшегося много миллионов лет назад. В 1959 году Луис Лики в ущелье Олдувай нашел останки австралопитека, жившего около 1,75 миллиона лет назад, что почти вдвое превосходило протяженность периода принятого тогда большинством ученых как время эволюции человека. Это мало кого смутило: возраст «недостающего звена» приближался к 2 миллионам лет! Но, как оказалось, и это не предел. В Олдувайском ущелье нашли останки и «орудия труда» еще одного «недостающего звена» так называемого Homo habilis («человека умелого»), возраст которого оценивается в 2,3 миллиона лет. И наконец, «непрерывную цепочку» наших замечательных предков, кажется, замкнул ископаемый шимпанзе Ardipithekus, живший около 5 миллионов лет назад. Вот какие мы, оказывается, древние!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Добрая земля за Иорданом"
Книги похожие на "Добрая земля за Иорданом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Леонид Гомберг - Добрая земля за Иорданом"
Отзывы читателей о книге "Добрая земля за Иорданом", комментарии и мнения людей о произведении.