» » » Маргарита Акулич - Штетлы Беларуси. О еврейских местачках в Беларуси: история, Холокост, наши дни


Авторские права

Маргарита Акулич - Штетлы Беларуси. О еврейских местачках в Беларуси: история, Холокост, наши дни

Здесь можно купить и скачать "Маргарита Акулич - Штетлы Беларуси. О еврейских местачках в Беларуси: история, Холокост, наши дни" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русское современное, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Штетлы Беларуси. О еврейских местачках в Беларуси: история, Холокост, наши дни
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Штетлы Беларуси. О еврейских местачках в Беларуси: история, Холокост, наши дни"

Описание и краткое содержание "Штетлы Беларуси. О еврейских местачках в Беларуси: история, Холокост, наши дни" читать бесплатно онлайн.



Раскрыто понятие штетлов. Даны общие описания штетлов Беларуси в разных ракурсах. Приведено подробное описание нескольких штетлов Беларуси.






Штетлы Беларуси

О еврейских местачках в Беларуси: история, Холокост, наши дни


Маргарита Акулич

© Маргарита Акулич, 2017


ISBN 978-5-4485-5534-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ПРЕДИСЛОВИЕ

Я проживаю в Беларуси и меня весьма заинтересовала тема еврейских штетлов в моей стране. Поэтому я написала об этом данную книгу.

В этой книге написано далеко не все о штетлах в Беларуси. Но считаю, что каждый из штетлов заслуживает подробного описания. Планирую продолжить работу над темой и надеюсь, что она интересна не только мне.

I БЕЛАРУСКОЕ ЕВРЕЙСКОЕ МЕСТЕЧКО (ШТЕТЛ) И ВИРТУАЛЬНЫЙ ШТЕТЛ ИЗ ПОЛЬШИ

1.1 Понятие беларуского местечка. Местечки западно- и восточно-беларуские


Только наружу из дому выйдешь,

Сразу увидишь:

Кончился идиш, кончился идиш,

Кончился идиш.

В Чешских Градчанах, Вене и Вильно,

Минске и Польше,

Там, где звучал он прежде обильно,

Нет его больше.

Тех, кто в местечках некогда жил им.

(А. М. Городницкий)

Понятие беларуского местечка


Фото из источника в списке литературы [2]


Местечки возникли в Беларуси в 14-м столетии, они были еще не городами, но уже и не деревнями. Были меньше городов, но больше деревень.

У поляков и сегодня город называется как «място», в Украине – «мисто». Вот и получается, что местечко – что-то наподобие городка, и располагалось оно обычно рядом с имением и торговыми путями.

Местечки стали В Беларуси возникать в 14-м столетии рядом с храмами, причем как христианскими, так и иудейскими, и мусульманскими. Люд в местечках был довольно пестрым по национальному составу. В них имело место проживание и беларусов, и поляков, и евреев, и татар, и русских, и цыган. Были местечки, в которых преобладало еврейское население.

Местечки по количеству населения были меньше городов. В них проживали и мещане (торговцы и ремесленники,) и крестьяне.

Обычно в местечках не было оборонительных сооружений. И даже самые незначительные местечки уже не считались сельскими поселениями, поскольку часть их населения была занята разного рода промыслами и ремеслами.

Немного поодаль от местечек зачастую располагались в старину замки.


Местечки западно- и восточно-беларуские


Фото из источника в списке литературы [3]


Между местечками западно-беларускими и местечками восточно-беларускими была большая разница.

Если говорить о местечках западно-беларуских, то их отличало небольшое число улиц, наличие центральной площади и компактность. Их жители были по большей части ремесленниками-торговцами. На площадях было размещение самых разных культовых, административных, торговых и иных строений.

У западно-беларуских местечек здания были каменные либо кирпичные. Улицы таких местечек мостились камнем.

У восточно-беларуских местечек были одна-две вытянутые улицы. В их разных частях наблюдалось проживание ремесленников-торговцев и крестьян. Здания на них были обычно деревянными одноэтажными. Центральной площади чаще всего не было. Если и были в них культовые и административные строения, то в малом количестве. Основным зданием была синагога либо церковь, иногда костел.

В подобных местечках имело место развитие крестьянского сектора. Промышленных предприятий почти не наблюдалось.

В ВКЛ местечки были либо государственными (королевскими), либо частнособственническими, либо церковными. Главным из владельцев земель был Великий князь. Местечки государственные были его собственностью.

1.2 Возникновение еврейских местечек и их особенности. Изменение беларуских местечек Февральской и Октябрьской революциями 1917 года, военным коммунизмом и борьбой «со старым миром»

Когда народ живет в местечке сто лет, у этого населенного пункта появляется свой характер, а у его жителей, говоря сегодняшним языком, особый менталитет, Это было особенностью нашей жизни в Восточной Европе, где каждое местечко было целым миром. (Гирш-Довид Катц)

Возникновение еврейских местечек и их особенности


У еврейского местечка, возникшего в Восточной Европе в 17-м – 18-м столетиях была как бы роль торгового посредника между деревней и городом. Это был для окрестных деревень ремесленный центр.

Население в местечках в основном состояло из членов еврейской общины. По количеству местечки были разными – и с 1000 человек, и с 20000, и даже более.

Местечко отличалось особым образом жизни, культурой, традициями, создаваемыми общиной, жившей по законам Галахи (или Закона). Были местечки, в которых располагались известные высшие религиозные иудаистские структуры (их называли иешивы).

Несмотря на стремление проживающих в местечках евреев к сохранению культурных особенностей своего мира, имело все же место проникновение в этот мир культурных нюансов рядом проживающих народов. Это, в частности отражалось на еврейском фольклоре (в еврейских поговорках и песнях много беларусизмов).


Изменение беларуских местечек Февральской и Октябрьской революциями 1917 года, военным коммунизмом и борьбой «со старым миром»


Фото из источника в списке литературы [4]


Из-за Февральской и Октябрьской революций 1917-го года, военного коммунизма, борьбы с устоями старого мира произошло существенное изменение как экономики, так и уклада жизни местечка. Местечкам с их и жителями довелось испытывать на себе все политические повороты, зигзаги и эксперименты, беды и «подарки» индустриализации и коллективизации, сталинской национальной политики.

Советской властью создавалась новая идеология, заботящаяся о том, чтобы шло построение культуры и общества социализма и коммунизма.

1.3 Приход в беларуские местечки новой культуры. Местечко как потребитель культурных ценностей евреями

Приход в беларуские местечки новой культуры


Фото из источника в списке литературы [5]


Местечки благодаря революции и «советам» стали обзаводиться новой культурой. Клубы и Дома Соцкультуры организовывали литературные, посвященные творчеству разных писателей и поэтов (Ш. Алейхема, Д. Бергельсона, П. Маркиша и др.), вечера.

Театрами и драмкружками ставились пьесы писателей-идишистов. Но в культпрограммах превалировали определенные произведения. В данных культурных программах наблюдалось присутствие определенного набора произведений, показывавших тяжесть жизни евреев в царские времена и превращение их в счастливых ваятелей социализма.

Евреям, вероятно, была нужна их особенная культура (как и еврейские школы). Им нравилось, когда приезжали именно еврейские писатели и театральные труппы, люди, творившие на идише, которые принимали участие в их скромной местечковой жизни. Это давало им осознание национальной их неповторимости и уникальности.

События культурного плана в местечках Беларуси не были такими уж частыми. Кроме того, новая культура была коллективной, не принимать участие в ней было просто нереально, ведь обеспечивалось обычно приурочивание культурных вечеров к каким-то политически значимым событиям либо разъяснительным кампаниям.

Одним из проявлений культуры были чтения в избах-читальнях, и также библиотеки. Они обычно существовали при Домах Соцкультуры и клубах. Книги подбирались сообразно партийным линиям. Книги были писателей-идишистов и классиков еврейской литературы. Но присутствовала литература и на русском – книги Н. Островского, М. Горького, а также номера газет и журналов.

На идише книг было в местечках не много. В те времена даже писали, что в таких местечках как Житковичи, Наровля, Паричи и других мало литературы на идиш. Эти книги не популяризовались среди населения, новые книги не приобретались. Евреи не всегда знали хорошо письменный идиш. В общем культура на идиш с точки зрения чтения развивалась не вполне активно.

Новой культурой бросался вызов и еврейской традиционной музыке – религиозным мелодиям и идиш-фольклору. Молодежью создавались еврейские стильные ансамбли. Ими устраивались вечера вокальной идиш-классики с музыкальным сопровождением творений советско-еврейских композиторов.

Певцами, например, Сарой Фибих, давались в местечках концерты. Слушатели знакомились не только со старыми народными песнями, которые родились в царские времена, но и с новыми песнями советской направленности, написанными на стихотворения еврейских поэтов-пролетариев.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Штетлы Беларуси. О еврейских местачках в Беларуси: история, Холокост, наши дни"

Книги похожие на "Штетлы Беларуси. О еврейских местачках в Беларуси: история, Холокост, наши дни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Маргарита Акулич

Маргарита Акулич - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Маргарита Акулич - Штетлы Беларуси. О еврейских местачках в Беларуси: история, Холокост, наши дни"

Отзывы читателей о книге "Штетлы Беларуси. О еврейских местачках в Беларуси: история, Холокост, наши дни", комментарии и мнения людей о произведении.

  1. Уважаемый автор! Понятие "Местечко" по "Своду законов Российской Империи" было введено в 18 веке. Оно имело отличие от села, деревни, хутора и казённых земель. Местечко, согласно закона должно соответствовать триединому правилу: 1. Иметь указ о присвоению поселению название "Местечко
    2. Местечко (населённый пункт) обязано было платить налог в казну государства.
    3. Все жители становились казёнными людьми, и выполняли государственную повинность.
    Особый порядок понятия "Местечка был введён в 1789 году, с соответствие с Законами о евреях и Законами об оседлости евреев (которые были отменены в 1917 году).
    Смотрите книгу Бадюк (Сергеева) В.А. "Василевичи. История местечка, которое так и не стало городом".
    С Уважением Александр.
А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.