Сергей Якуцени - Охрана окружающей среды на примере государственного управления водными ресурсами
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Охрана окружающей среды на примере государственного управления водными ресурсами"
Описание и краткое содержание "Охрана окружающей среды на примере государственного управления водными ресурсами" читать бесплатно онлайн.
Государственно-правовое регулирование природопользования России – это цепь последовательных событий, жёстко связанных с друг-другом самой логикой хозяйственной деятельности в Российской Империи – СССР – Российской Федерации. В её основе опыт, как позитивный, так и негативный, освоения природных ресурсов. Ложные управленческие решения – искажали привычную нам биосферу и приводили к тяжёлым социально-экономическим последствиям, правильные, напротив, способствовали выходу Страны из, казалось бы, невозможной ситуации. В книге даны развёрнутые рекомендации по управлению водными ресурсами РФ.
ВВЕДЕНИЕ
Вся история человечества – это совершенствование набора методов взаимодействия, или, эксплуатации, биосферы. Этот ряд взаимодействий идёт от первобытных охотников и собирателей, через сельскохозяйственные цивилизации, индустриальное и постиндустриальное общества. Методы эксплуатации ресурсов биосферы становятся всё совершеннее и совершеннее, одновременно растут и их объёмы.
Для биосферы – сверхэксплуатация не является угрозой. Палеонтология фиксирует многочисленные природные биосферные кризисы. В результате этих кризисов видовое разнообразие предшествующих эпох попадало под вымирание и происходила «смена состава». В геологии – эти процессы принято называть Великими вымираниями.
Но для человечества такого рода биосферный кризис, по последствиям, сходен с Великим Потопом, но без Ноя с его спасительным Ковчегом. Соответственно человеческое сообщество является абсолютно заинтересованным в выработке правильной системы биосферного управления.
Таким образом степень успешности человеческого сообщества следует оценивать через оценку методов взаимодействия с биосферой, её эксплуатацию, что и оценивается в настоящей работе, в нашем конкретном случае, применительно к Российскому государству.
Государственно-правовое регулирование природопользования России – это цепь последовательных событий, жёстко связанных с друг-другом самой логикой хозяйственной деятельности в Российской Империи – СССР – Российской Федерации. В её основе опыт, как позитивный, так и негативный, освоения природных ресурсов.
Ложные управленческие решения – искажали привычную нам биосферу и приводили к тяжёлым социально-экономическим последствиям, правильные, напротив, способствовали выходу Страны из, казалось бы, невозможной ситуации.
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ РОССИИ
Крестьянская реформа 1861 года
Полноценное государственно-правовое регулирование природопользования были в России (Российской империи) было реализовано со второй половине XIX века.
К тому были веские основания. Крестьянская реформа 1861 года отменившая крепостное право и допустившее капиталистические отношения на земле, как следствие имела лавинообразное увеличение рубки лесов на гигантских территориях, особенно вдоль рек, т.к. лес доставлялся потребителю самым дешёвым способом – молевым сплавом. В результате ценой развития лесозаготовок оказалось масштабное обмеление бассейна реки Волги и собственно Волги, а также практически всех рек Великороссии. Вслед за этим, практически мгновенно, в течении пяти-пятнадцати лет коренным образом изменился кормящий и вмещающий ландшафт Великой русской равнины и сопредельных территорий. Очевидно, что коренным образом был нарушен естественный природный баланса, что привело к очевидной и неоднократно отмеченной в научные и литературные публицистики того времени оскудения и деградации растительного и животного мира.
Полное собрание законов Российской империи: Собрание третье. Том VIII. – СПб.: Гос. тип., 1888
В 1888 году предпринимается первая серьёзная попытка начать законодательное регулирование отношений между природой и человеком в России. Публикуется «Положение о сбережении лесов» – лесоохранительный закон, подписанный Александром III 4 апреля 1888 года. [Высочайше утвержденное Положение о сбережении лесов // Полное собрание законов Российской империи: Собрание третье. Том VIII. – СПб.: Гос.тип., 1888. – С. 148-155]
Следующим, вполне логичным шагом, был утверждённый 3 февраля 1892 года Государственным Советом «Закон об охоте», вводивший значительные ограничения и запреты. Этот закон распространялся на отдельные губернии и волости Российской империи и был серьёзно критикуем.
Доклад Общему собранию Московского общества охоты, 1902 год [http://i2.guns.ru/forums/icons/forum_pictures/002544/2544676.jpg]
Проект первого общероссийского закона «Об охоте» был обсужден в 1909 году в Москве на II Всероссийском съезде охотников, но не получил одобрения, так как в нем с одной стороны игнорировались интересы охотничьего промысла, а с другой ущемлялись права неимущих охотников. Предусматривалось в дальнейшем введения земельного ценза на право охоты, но, как и проект закона 1909 г. всё это было «забыто» в связи с началом революционных событий, Первой мировой войны и последующей Гражданской войны.
Победа большевиков в Гражданской войне
Победа большевиков в Гражданской войне привела к радикальной смене системы хозяйствования, в том числе и в вопросах регулирования природопользования. Рядом нормативных актов была установлена государственная собственность на все российские природные ресурсы:
Декрет об охоте, 1920 г. [Государственный архив Российской Федерации]
«Декрет о земле» [Принят на Втором всероссийском съезде советов 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1917 года за подписью Председателя Совета Народных Комиссаров В. Ульянова (Ленина)]. В результате была проведена национализация всех земель, недр, лесов и вод.
Через год его сменяет более радикальное Постановление ВЦИК «О социализации земли» [Утвержден ВЦИК 27 января (9 февраля) 1918 г. за подписью Председателя Совета Народных Комиссаров В. Ульянова (Ленина) и Председателя Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Я. Свердлова]. Постановление отменило всякую собственность на землю, воду, леса, объекты животного мира на территории РСФСР. Распоряжение природными ресурсами передавалось «уездной, губернской, областной и федеральной Советской власти, под контролем последней».
29 мая 1919 года был издан Декрет о сроках охоты и праве на охотничье оружие. Декрет явился первым документом об охране животного мира. Им запрещалась весенняя и летняя охота, полностью была запрещена всякая охота на лосей. Исключением являлась только научная охота.
20 июля 1920 года СНК РСФСР издал «Декрет об охоте». Этим нормативным актом впервые в российском природоохранном законодательстве было закреплено совмещение пользовательских и надзорных функций в природоохранных, в частности, фаунистических отношениях.
Помимо вопросов регулирования непосредственно охотничьего хозяйства и связанных с ним отношений, в положениях декрета впервые были заложены правовые начала государственной организации заповедного дела, охотничьей и сельскохозяйственной зоотехнии, кинологии.
Таким образом, Декрет об охоте явился определяющим на достаточно длительный период документом в области правового регулирования природопользования.
Одновременно с целым рядом положительных моментов, декрет законодательно закрепил основное противоречие экологического права, не разрешенное до сегодняшних дней – совмещение природопользования и контроля, что и привело, в конечном счете, к рассогласованию экологических и экономических интересов.
В то же время, декрет установил единоначалие в управлении процессом природопользования и природоохраны, сосредоточив все функции управления и контроля в одном ведомстве – Народном Комиссариате Земледелия. Последующий отход от этого принципа также продолжает оказывать негативное влияние на развитие системы природоохраны, развивающейся децентрализовано, что в свою очередь, способствует дальнейшему рассогласованию экологического и экономического начал. Особенно это заметно в настоящее время, при полном отсутствии практической координации в управлении многочисленными ведомствами и организациями, по которым бессистемно разбросаны природоохранные функции.
16 сентября 1921 года СНК РСФСР издал Декрет об охране памятников природы, садов и парков. В соответствии с его положениями некоторые виды флоры и фауны, а также горные породы могли быть объявлены неприкосновенными. Ряд природных участков объявлялся заповедниками и национальными парками, где запрещалась обработка земли, разработка естественных богатств, все охотничьи промыслы. Заповедники и национальные парки находились в ведении Народного комиссариата просвещения.
С 1922 по 1924 год вышло несколько нормативных актов об охране природы и охоте, в том числе и ст. 99 Уголовного кодекса РСФСР 1922 года, устанавливающая уголовную ответственность за хищническую эксплуатацию и истребление лесов, незаконную рыбную ловлю, выборку камней, песка и пр. без разрешения надлежащих властей, разработку недр земли с нарушением установленных правил, незаконную охоту.
Заповедная территория. © Якуцени С.П.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Охрана окружающей среды на примере государственного управления водными ресурсами"
Книги похожие на "Охрана окружающей среды на примере государственного управления водными ресурсами" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Якуцени - Охрана окружающей среды на примере государственного управления водными ресурсами"
Отзывы читателей о книге "Охрана окружающей среды на примере государственного управления водными ресурсами", комментарии и мнения людей о произведении.