» » » » Галина Ракитская - Основные труды. Том 1. Идеология последовательного (революционного) гуманизма. Теория общества и хозяйства


Авторские права

Галина Ракитская - Основные труды. Том 1. Идеология последовательного (революционного) гуманизма. Теория общества и хозяйства

Здесь можно купить и скачать "Галина Ракитская - Основные труды. Том 1. Идеология последовательного (революционного) гуманизма. Теория общества и хозяйства" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПробел-20002cfcdc25-6757-11e5-b6ff-002590591ed2, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Ракитская - Основные труды. Том 1. Идеология последовательного (революционного) гуманизма. Теория общества и хозяйства
Рейтинг:
Название:
Основные труды. Том 1. Идеология последовательного (революционного) гуманизма. Теория общества и хозяйства
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-98604-623-5, 978-5-98604-624-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основные труды. Том 1. Идеология последовательного (революционного) гуманизма. Теория общества и хозяйства"

Описание и краткое содержание "Основные труды. Том 1. Идеология последовательного (революционного) гуманизма. Теория общества и хозяйства" читать бесплатно онлайн.



«Основные труды» классика нового, современного обществознания Галины Яковлевны Ракитской (1939–2013) содержат произведения по широкому кругу идеологических, теоретических и практических проблем.

В первый и второй тома вошли произведения, посвящённые идеологии последовательного (революционного) гуманизма и теории современного общества и хозяйства.

Для исследователей-обществоведов, преподавателей, активистов рабочего и профсоюзного движения.






В контексте проблем социально-экономической эффективности в поле зрения исследователя попадают не только и не столько отличия в средствах (затратах) по реализации каких-либо целей, но в первую очередь – различия в самих целях. Поэтому под различными вариантами мы подразумеваем прежде всею такие пути развития, которые ориентируются на разные цели (прогнозные и плановые варианты) или приводят к различным фактическим результатам (реализованные варианты), значимость которых сравнима с различиями в поставленных целях. Очевидно, что возможность оценки планируемого или фактического результата в терминах совпадения или несовпадения с целью зависит от конкретности задания самих целей. Управление социально-экономическим развитием должно ориентироваться на качественные перемены в общественных отношениях. Поэтому различия в количественных значениях параметров (пока они не достигают стадии качественною скачка) не могут считаться основанием для заключения о переходе к другому варианту развития. Из этого следует, в частности, что формулировка социально-экономических целей (если цели позволяют количественную их интерпретацию) должна осуществляться путём указания границ (верхних и нижних или одной из них) количественных параметров, в рамках которых результат считается соответствующим цели.

Если это требование к способам задания целей не соблюдается (цели задаются излишне конкретно), приходится постоянно корректировать эти уж слишком конкретные выражения целей и одновременно с каждой такой корректировкой заново балансировать общественные потребности и ресурсы.

К целям, не позволяющим количественную интерпретацию (или количественная конкретизация которых по каким-либо причинам не нужна), требование к способу задания в форме границ значений параметров не относится. Они, очевидно, не могут задаваться иначе как в форме указания на развитие в определенном направлении. В связи с этим и требования к результату становятся менее жёсткими, менее конкретными..

Итак, различия в целях (прогнозных, плановых, фактически достигаемых) – вот первая характеристика, которая в безусловном порядке является критерием отграничения вариантов друг от друга. Если цели (результаты) варианта соответствуют объективно обусловленным целям, такой вариант социально необходим (целесообразен), если нет – не имеет смысла дальнейший разбор этого варианта в терминах теории эффективности.

Однако и для вариантов, соответствующих объективно обусловленным целям, одной этой характеристики для заключения об их социальной (в узком смысле этого слова) и, тем более, социально-экономической эффективности недостаточно. Следует рассмотреть и другие параметры вариантов, отличающие их друг от друга. Эти другие отличия касаются средств реализации целей. Среди этих средств есть две существенно различные группы: способы поведения экономической системы и ресурсы, включая возможности, предоставляемые ускорением научно-технического прогресса.

Использование различных способов поведения, конечно, адекватно различным вариантам развития. Но с точки зрения проблем социально-экономической эффективности важны лишь такие различия, которые делают вариант социально допустимым или недопустимым. Если все хозяйственные действия и мероприятия (как планируемые, так и фактические) обеспечивают реализацию заданных целей, не вызывают сопутствующих результатов, противоречащих этим целям и общей стратегической линии развития, то любые варианты такого поведения социально допустимы. Если речь идёт о выполнении плановых целевых установок, то в число условий, ограничивающих круг социально допустимых вариантов, входит и время, отведённое на реализацию целей. Характеристика социальной допустимости применима, следовательно, лишь к тем вариантам, которые прошли сверку с системой целей, причём с учётом специфической их характеристики – плановых сроков достижения.

Рассмотрение второй группы средств – ресурсов, которыми располагает общество в целом или которыми оно наделяет свои части[46], – приводит к различению вариантов реальных и нереальных. Вариант реален, если не требует ресурсов больше, чем выделено обществом на соответствующие цели. Учёт возможностей использования специфического ресурса – научно-технического прогресса – расширяет границы реальности вариантов.

Зафиксируем теперь следующее определение. Варианты являются социально-экономически эффективными, если обеспечивают достижение заданных целей в плановые сроки при соблюдении установленных ограничений на способы хозяйственного поведения и ограничений на ресурсы. Таким образом, плановый критерий социально-экономической эффективности производства и научно-технического прогресса описывается четырьмя принципиальными характеристиками:

– социально-экономическими целями;

– сроками, отведёнными для достижения целей;

– ограничениями на способы хозяйственного поведения (функционирования);

– ограничениями на ресурсы, которые выделяются планом и признаются им необходимыми и достаточными (с учетом возможностей научно-технического прогресса) для достижения целей.

Именно такая принципиальная структура планового критерия эффективности обеспечивает направленность развития народного хозяйства на цели долгосрочного плана и своевременную их реализацию. В то же время формы целевых установок и ограничений на средства их выполнения для народного хозяйства в целом и для звеньев воспроизводственной структуры имеют существенные особенности.

Для народного хозяйства в целом целевыми установками являются плановые результаты (задания) народнохозяйственных планов. Они задаются плановой траекторией социально-экономического развития, которая устанавливает очерёдность социально-экономических преобразований в пределах этапа. При этом в качестве целевых установок долгосрочного и внутриэтапных народнохозяйственных планов могут выступать и социальные результаты как таковые, и экономические результаты. Иначе говоря, социально-экономические цели народнохозяйственных планов – это плановые достижения в области сближения социально-экономического положения членов общества и параметры, характеризующие изменение экономических возможностей общества по реализации социальных достижений.

Плановая траектория социально-экономического развития накладывает также и ограничения на способы функционирования народного хозяйства в целом. Социальные и экономические результаты каждого периода, если их круг шире запланированного, не должны препятствовать реализации долгосрочной траекторий социально-экономического развития, которая определена в основных своих чертах в избранном варианте долгосрочного плана.

Параметры, обеспечивающие целевую направленность развития, с одной стороны, и необходимое для этого изменение экономических возможностей, с другой стороны, соотносятся друг с другом как заданные социальные и экономические результаты лишь на народнохозяйственном (в том числе межотраслевом) уровне. На уровне звеньев воспроизводственной структуры (в том числе хозрасчётных звеньев) направленность хозяйственной деятельности на социальные и экономические результаты, заданные народнохозяйственным планом, обеспечивается нормами и правилами хозяйствования. Часть этих норм имеет форму плановых заданий звену (предприятию, отрасли, региону), другая часть – форму ограничений на способы выполнения этих заданий.

Направленность на экономические результаты обеспечивается при помощи следующих основных типов норм и правил:

– требования к величине хозрасчётного результата (размер отчислений от прибыли звена обществу – в форме абсолютного размера и (или) в форме ставок платежей за привлеченные ресурсы, других платежей);

– правила распределения прибыли, в том числе нормы отчислений в хозрасчётный доход;

– правила хозяйственного оборота, в том числе оценки ресурсов, цены на продукцию и (или) правила ценообразования;

– ограничения на ресурсы звена (производственные, кредитные и пр.) и (или) правила их формирования и пр.

В качестве примеров норм и правил, соблюдение которых гарантирует подчинённость хозяйственной деятельности социальной политике, можно привести:

а) требования к конечным результатам функционирования звена:

– в форме требований к объёму производства и (или) к роли звена в удовлетворении общественных потребностей. В зависимости от развитости методов, гарантирующих макропропорциональность, ими могут быть объёмы производства, поставок по конкретным видам продукции; те или иные стоимостные показатели общего объёма производства, поставок; производственный профиль звена и др.;

– в форме требований к качеству продукции, закреплённых в государственных стандартах и т. п. и гарантирующих получение запланированного социального эффекта в сфере потребления продукции;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основные труды. Том 1. Идеология последовательного (революционного) гуманизма. Теория общества и хозяйства"

Книги похожие на "Основные труды. Том 1. Идеология последовательного (революционного) гуманизма. Теория общества и хозяйства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Ракитская

Галина Ракитская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Ракитская - Основные труды. Том 1. Идеология последовательного (революционного) гуманизма. Теория общества и хозяйства"

Отзывы читателей о книге "Основные труды. Том 1. Идеология последовательного (революционного) гуманизма. Теория общества и хозяйства", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.