» » » » Александр Неменко - Первый штурм Севастополя. Ноябрь 41-го


Авторские права

Александр Неменко - Первый штурм Севастополя. Ноябрь 41-го

Здесь можно купить и скачать "Александр Неменко - Первый штурм Севастополя. Ноябрь 41-го" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство ЛитагентЯуза9382d88b-b5b7-102b-be5d-990e772e7ff5, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Неменко - Первый штурм Севастополя. Ноябрь 41-го
Рейтинг:
Название:
Первый штурм Севастополя. Ноябрь 41-го
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-9909915-2-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Первый штурм Севастополя. Ноябрь 41-го"

Описание и краткое содержание "Первый штурм Севастополя. Ноябрь 41-го" читать бесплатно онлайн.



В сентябре 1941 года на помощь сражавшейся в Крыму 51-й армии была переброшена Приморская армия, державшая оборону Одессы, но спасти положение на Крымском полуострове ей не удалось. Вермахт прорвал Ишуньские позиции и устремился к Севастополю, пытаясь с ходу захватить город. В приказе командующего немецкой 11-й армией Эриха фон Манштейна говорилось: «Севастополь – крепость слабая… Взять маршем, коротким ударом»…

Выполняла ли Приморская армия отход к Севастополю самостоятельно, как это считалось ранее, или по приказу вышестоящего командования? Должна ли она была отступать на заранее подготовленные рубежи? Когда на самом деле начинается Севастопольская оборона? Почему, несмотря на то что Вермахту удалось полностью окружить Севастополь с суши, потерпела неудачу попытка штурма города в ноябре 41-го?

Эта книга, основанная на материалах советских, немецких (большинство из них публикуется впервые) и румынских архивных документов, впервые проливает свет на события, связанные с отступлением Приморской армии в Севастополь и начальный этап обороны черноморской крепости.






Из истории батальона ВМУБО (запись от 31 октября 1941 г.): «…около 17 часов по железной дороге, в направлении Бахчисарая проследовал небольшой железнодорожный состав из 5 вагонов, позади которых был прицеплен паровоз. По полученным по радио данным было сообщено, что 16-й батальон морской пехоты выдвигается на позиции перед Бахчисараем»[95].

Ряд советских авторов утверждает, что 31 октября севастопольские части уже вступили в бой с противником в районе р. Кача.

Так, к примеру, бывший комендант береговой обороны Севастополя П.А. Моргунов утверждает: «31 октября 132-я немецкая пехотная дивизия вышла передовыми частями на рубеж р. Альмы и вступила в бой с нашим боевым охранением: двумя батальонами Учебного отряда и батальоном местного стрелкового полка, которых поддерживала четырехорудийная 152-мм батарея № 724 Береговой обороны»[96]

Однако немецкие документы разного уровня (от полка до армии) эту информацию не подтверждают. 31 числа боя не было.

Немецкая 132-я ПД действительно продвигалась в этот день вдоль берега моря в направлении Севастополя, но она была еще очень далеко. Утром ее передовые части: разведбат 132-й ПД и «отряд преследования» (т. н. «отряд Киршнера») находились в районе Саки – Евпатория.

Если верить журналу боевых действий 132-й дивизии, при дальнейшем движении на юг около 13 часов в районе д. Контуган части дивизии были обстреляны морской батареей (т. е. батареей БО № 54)[97]. Это второе упоминание об обстреле немецких и румынских войск 54-й батареей.

Командование немецкой дивизии посчитало, что существует угроза перехвата путей снабжения и поэтому передовые отряды 132-й ПД были приостановлены и развернуты фронтом на восток в районе Саки – Евпатория. Теоретически так оно и было, однако попытка перехвата путей снабжения бригады Циглера советскими войсками не предпринималась. Почему? Непонятно.

В 23 часа (31.10.41 г.) 132-й дивизии поставлена задача: «…передовой отряд (отряд Киршнера) продолжает безостановочное движение для овладения мостами возле и восточнее Ак-Шейх и при возможности овладевает железнодорожным и автомобильным мостами в 5 км западнее Бахчисарая. Передовыми частями пехоты образовать плацдарм через Булганак под д. Джавджурек, с которого в дальнейшем иметь возможность наступать к руслу Качи и под Бахчисарай»[98].

Это означает, что 132-й ПД ставилась задача своими моторизованными «отрядами преследования», двигаясь вдоль берега моря, пересечь р. Альма (а следовательно, и Альминский рубеж обороны) и, двигаясь дальше, выйти в Качинскую долину.

В соответствии с приказом по дивизии, объединенная группа в составе отряда преследования («отряда Киршнера») и разведбата 132-й ПД достигли к утру 1 ноября д. Джавджурек и р. Булганак[99]. Движение осуществлялось без сопротивления.

50-я ПД двигалась восточнее 132-й уступом назад, преследуя части отступающей Приморской армии. В штаб 54-го корпуса в 17.00 поступило донесение от 50 дивизии о том, что «…передовые части 50-й ПД достигли Биюк-Токсаба». В этом же донесении указывалось: «Противник оказывает сопротивление перед фронтом 50-й ПД, иногда при поддержке артиллерии и тяжелых минометов. Замысел 50-й ПД на 1.11: наступление передовым отрядом в направлении Булганак, чтобы захватить и сохранить находящиеся там переправы»[100].

Двигаясь чуть восточнее, с севера на юг, части 50-й ПД по касательной столкнулись с частями 7-й бригады морской пехоты, прикрывавшей пути отступления Приморской армии, и располагавшейся с северо-востока на юго-запад.

Немецкая авиация. Несмотря на то что в соответствии с немецким «Армейским приказом на продолжение преследования противника» основные силы авиации были подчиняться интересам 54-го корпуса, на самом деле из документов ясно что, основные силы немецкого 4-го авиакорпуса «работали» на других участках.

На участке 54-го корпуса 31 октября действовали всего 13 самолетов «Ju-87» из эскадрильи 1./StG77(наносили удары по отступающим колоннам советских войск) и 13 самолетов «Ju-87» из эскадрильи 3./StG77 (по морским целям). В отчетах последней указано, что было два попадания в транспорт 6000 тонн и потоплен транспорт 3000 тонн. Один эсминец получил множество близких попаданий[101]. Потери немецкой авиации в этот день – один «Ju-87» сбитый зенитной артиллерией (командир фельдфебель Heutmann), экипаж спасся.

Сведения о налете немецкой авиации на эсминец, полностью подтверждаются советскими источниками. Из книги Г.И. Ванеева: «Для артиллерийской поддержки малочисленного гарнизона 54-й батареи был направлен эсминец «Бодрый» (командир капитан 3 ранга В.М. Митин, военком старший политрук В.В. Шумилов). Вскоре после открытия огня корабль подвергся атаке пикирующих бомбардировщиков противника, зашедших со стороны солнца. 50 человек, в том числе командир корабля, были ранены. В командование эсминцем вступил старший помощник командира капитан-лейтенант В.Г. Бакарджиев. «Бодрый» благополучно возвратился на базу»[102].

По состоянию на вечер 31-го числа Приморская армия совершала ночной марш от д. Джума-Аблам и имела задачу выйти к Альминскому рубежу. Между Севастополем и армией в районе ст. Альма находились румынская и немецкая колонны бригады Циглера. В этот же район, обтекая фланг советской Приморской армии, стремились моторизованные передовые отряды 132 ПД.

Приложение 4

Протокол

Осмотра бронепоезда в 3 км северо-восточнее станции Альма на участке дороги Севастополь – Симферополь 18.11.41 г. старшим лейтенантом Юрнсом и старшим лейтенантом Езингером


Бронепоезд состоит из:

1) двух бронированных локомотивов;

2) двух броневагонов, каждый из которых вооружен двумя зенитными орудиями;

3) двух броневагонов для боезапаса один из которых вооружен одним орудием;

4) броневагона с пушками;

5) броневагона с приборами управления стрельбой.


1) Оба бронированных локомотива стоят на рельсах, тендер сошел с рельсов. Один локомотив имеет одно попадание выше зольного ящика, другой два попадания противотанковой пушки в котел. Других повреждений не замечено.

2) оба бронированных вагона с зенитными пушками сброшены с полотна железной дороги и полностью уничтожены.

3) Оба броневагона с боезапасом сошли с рельсов, но не повреждены.

4) Бронированный вагон с пушками на поворотной тумбе полностью уничтожен и лежит на путях.

5) Вагон с приборами управления также уничтожен.

Локомотивы должны быть обследованы специалистами на предмет восстановления его на предприятии.

Каркас вагонов не поврежден, и они могут быть установлены на рельсы с целью дальнейшей буксировки в город.

Выявлено одно 7,65-см орудие и три тяжелых пулемета, пригодных к использованию со значительным количеством боезапаса.


1 ноября. Погода: сухо, облачность, ветер умеренный.

В соотвествии с приказом по Приморской армии № 0043 от 31.10.41 г. передовые части 7-й бригады морской пехоты должны были выйти в 7:00 на Альминский рубеж, но выполнить этот приказ бригада по какой-то причине не смогла. К этому моменту, по данным журнала боевых действий, 25-я дивизия в ночь с 31 октября на 1 ноября прошла Симферополь. 31-й полк к утру сосредоточился в пригороде Симферополя Марьино, заняв рубеж «463,2 – Петропавловка, перекрывая дорогу Симферополь – Алушта».

Советская 95-я дивизия в ночь с 31.10.41 г. на 1.11.41 г. совершила марш протяженностью более 70 км. Из журнала боевых действий 95-й СД: «Части дивизии в течение ночи на 1.11.41 г. и дня совершили 70 клм. Переход по маршруту Джума-Аблам – Спат-Софиевка – Богдановка – совхоз Красный – Верхн. Янгурцы и к 16 часам 1.11. вышли на выс. 485, 8, 517,0 и Кисек-Артук»[103]. Т. е. 95-я дивизия вместе с 1330-м полком 25-й СД сосредотачивалась в районе дороги Саблы – Алушта. Как указано в журнале боевых действий дивизии, бойцы после длинного перехода были измотаны и нуждались в отдыхе. Приморская армия опаздывала с выходом на назначенный рубеж ровно на один дневной переход. Тем не менее многие моторизованные части, в том числе и тяжелая артиллерия, начали движение к Алуште, где на тот момент находилось командование войсками Крыма.

Фактически этот день стал первым днем обороны Севастополя. До этого части, защищающие Севастополь, выдвинутые на передовые рубежи, боев не вели. Анализ всех документов и воспоминаний показывает, что некоторые боевые эпизоды, датируемые советскими авторами 31 октября, на самом деле произошли позже. Остановимся подробнее на этом вопросе.

Из книги Г.И. Ванеева «Севастополь 1941–42 гг. Хроника героической обороны»: «Утром подразделения моторизованной бригады Циглера обошли береговую батарею № 54, сбили батальон местного стрелкового полка, находившийся в боевом охранении, и овладели п. Кача. Батальону пришлось отходить к передовому рубежу, что вынудило к этому же их соседа справа – батальон боевого охранения объединенной школы (командир майор П.Н. Галайчук). Одновременно передовые части 132-й и 50-й немецких дивизий оттеснили 16-й батальон морской пехоты (командир капитан И.Г. Львовский) и заняли Бахчисарай… Противник силами до двух батальонов с танками из состава 132-й пехотной дивизии при поддержке авиации продолжал наступать на рубеж, занятый батальоном курсантов»[104].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Первый штурм Севастополя. Ноябрь 41-го"

Книги похожие на "Первый штурм Севастополя. Ноябрь 41-го" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Неменко

Александр Неменко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Неменко - Первый штурм Севастополя. Ноябрь 41-го"

Отзывы читателей о книге "Первый штурм Севастополя. Ноябрь 41-го", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.