Сергей Якуцени - Состояние и развитие водообеспечения Крымского полуострова
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Состояние и развитие водообеспечения Крымского полуострова"
Описание и краткое содержание "Состояние и развитие водообеспечения Крымского полуострова" читать бесплатно онлайн.
Обеспечение Республики Крым водой и энергией – два ключа к существованию и развитию региона. Задача актуальна именно сейчас, когда Правительство Украины осуществило водную и энергетическую блокаду Республики Крым с материковой части. Если вопросы энергоснабжения оперативно и грамотно решаются в первую очередь через включение Республики в энергосистему Российской Федерации, а затем развитием собственных генерирующих мощностей, то развитие инженерной инфраструктуры в целях водообеспечения Республики Крым – задача гораздо более сложная, системная и продолжительная. Состоянию и развитию водообеспечения Крымского полуострова и посвящена данная работа.
ВВЕДЕНИЕ.
Обеспечение Республики Крым водой и энергией – два ключа к существованию и развитию региона. Задача актуальна именно сейчас, когда Правительство Украины осуществило водную и энергетическую блокаду Республики Крым с материковой части. Если вопросы энергоснабжения оперативно и грамотно решаются в первую очередь через включение Республики в энергосистему Российской Федерации, а затем развитием собственных генерирующих мощностей, то развитие инженерной инфраструктуры в целях водообеспечения Республики Крым – задача гораздо более сложная, системная и продолжительная.
Достаточно скудный и уязвимый водный баланс Крымского полуострова, применительно к объёму сельского хозяйства и курортно-рекреационной деятельности, подорван в начале 1980-х годов и доведён до состояния полной разрухи с середины 1990-х годов.
Решение Общекрымского референдума 16 марта 2014 года о выходе из состава Украины и вхождении в состав России в качестве субъекта Федерации послужило, с одной стороны, поводом для введения санкционных действий со стороны Украины и геополитических соперников РФ, а с другой стороны, мощным катализатором развития Крымского полуострова.
Водный баланс региона предусматривает стабильность и развитие рекреационно-курортного, сельскохозяйственного, оборонно-промышленного комплекса Крыма при ежегодной обеспеченности подземными пресными водами в объёмах не менее 40-60 млн. м3 и объема накопления пресных поверхностных вод в ставках и водохранилищах в объёмах не менее 250-260 млн м3.
Исторически потребности Крыма в воде удовлетворялись на 85-87% от общего её потребления за счёт вод Днепра.
Перекрытие Украиной Северо-Крымского канала с апреля 2014 года разрушило водный баланс полуострова, а также нанесло существенный ущерб уязвимой прибрежной биоте Черного моря. Днепровская вода сбрасывается в больших объемах в море, идет его опреснение в местах сброса, со всеми вытекающими последствиями.
Украинским государством предпринята попытка создать экономическую и гуманитарную катастрофу для населения Крымского полуострова и создана катастрофа экологическая, за счёт опреснения прибрежной зоны ряда участков Чёрного моря.
1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
Правительство Российской Федерации с первых дней вхождения Республики Крым в состав России приняло ряд неотложных мер по приведению до среднероссийских значений социально-экономических показателей развития регионов Крымского федерального округа. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 790 была утверждена Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».
К основным структурным рискам, сдерживающим развитие полуострова Крым, отнесена недостаточность ресурсной и инфраструктурной обеспеченности региона жизненно необходимыми источниками энергии, воды, продовольствия. Наиболее болезненно наличие ограничений в обеспечении водными ресурсами для питьевого и производственного потребления, включая отсутствие круглосуточного водообеспечения отдельных районов.
Мероприятия Программы сконцентрированы на снятии инфраструктурных ограничений и развитии экономического потенциала территории полуострова по такому ключевому направлению, как развитие инженерной инфраструктуры и водообеспечения.
Ключевыми разделами Программы являются:
обеспечение рационального водоснабжения и водоотведения хозяйственных объектов;
создание системы водообеспечения;
реализация мероприятий по инженерной защите территории (в первую очередь – берегоукрепления).
По поручению Правительства Республики в 2014 году сформирована рабочая группа для выработки решений по обеспечению безопасного и бесперебойного снабжения водой Крымского полуострова. Основная задача работы этой группы – детальный анализа поступающих предложений: технических, финансово-экономических, экологических и вопросов ресурсной обеспеченности для предотвращения гуманитарной и экологической катастрофы.
В декабре 2014 года разработана Государственная программа развития водохозяйственного комплекса Республики Крым на 2015-2017 годы, утверждённая Постановлением Совета министров Республики Крым от «23» декабря 2014 г. № 539.
В основе Программы предусмотрено проектирование и строительство двух новых гидротехнических объектов с сопутствующей инфраструктурой:
Соколинское водохранилище и тракт водоподачи для переброски части стока из р. Кокозка в Чернореченское водохранилище;
Солнечногорское водохранилище и тракта водоподачи с каскадом насосных станций и резервуара чистой воды до г. Судака;
реконструкция и расчистка ряда действующих водохранилищ, гидроузлов и других гидротехнических сооружений – 17 титулов в Программе.
1.1. Выводы.
Таким образом Российская Федерация и Правительство Республики Крым создали необходимые административно-правовые и финансовые механизмы для успешного социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя.
Рисунок 1. Схема административного деления Республики Крым
2. ВИДЫ РЕСУРСОВ ПРЕСНОЙ ВОДЫ ВОЗМОЖНЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ЦЕЛЯХ ВОДООБЕСПЕЧЕНИЯ КРЫМСКОГО ПОЛУОСТРОВА.
Все виды ресурсов пресной воды, возможных к использованию в целях водообеспечения Республики Крым можно разделить на следующие группы:
использование водных ресурсов Украины через Северо-Крымский канал;
использование водных ресурсов сопредельных территорий РФ;
опреснение морской воды;
использование водных ресурсов полуострова Крым.
2.1. Использование водных ресурсов Украины через Северо-Крымский канал.
Краткосрочные потери от прекращения подачи воды по Северо-Крымскому каналу весьма значительны. На рис. 2 представлена схема канала и орошаемых им земель, а также пополняемых водохранилищ. Это семь водохранилищ, снабжающих двенадцать крупных городов и посёлков, за счёт вод Северо-Крымского канала, а также 405 тысяч гектаров орошаемых сельхозугодий.
Рисунок 2. Северо-Крымский канал. Водохранилища и орошаемые им земли.
В связи с перекрытием канала в 2015 г. на орошение было подано всего лишь 14 млн м3 воды. Их хватило на 10,6 из 130 тысяч гектаров подготовленных земель. Что составило не более 8% от потребностей Республики, без учёта рисоводства.
Рисунок 3. Состояние Северо-Крымского канала на территории Украины. [http://www.unian.net]
Возобновление подачи воды в Северо-Крымский канал Украина увязывает не только с политическими требованиями, но и с существенным удорожанием поставок природной днепровской воды. По сообщению должностного лица Украинского государства: «на сегодня мы поставляем в Крым около 1 миллиарда кубометров технической воды бесплатно. А по среднеевропейским ценам кубометр должен был бы стоить 1 евро. Соответственно область могла бы получать значительную сумму в свой бюджет. Мы создаем механизм для внедрения схемы декларирования воды и легальной ее продажи» [по сообщению начальника областной таможни Украины Виталия Булюка, [битая ссылка] http://jankoy.org.ua/].
Обсуждать ежегодные затраты в 84 млрд. рублей на поддержание архаичной и уязвимой для политических рисков системы водоснабжения субъекта Российской Федерации – выходит за рамки здравого смысла.
Как показывают практика и расчёты эксплуатации гидротехнических сооружений в зонах аридного климата, канал простоявший безводным в засуху, построенный по технологиям 1951-1958 гг. и выложенный бетонными плитами приходит в негодность. Поверхность железобетонных плит прогревается до температур свыше 600С, коррозирует, разрушается и теряет необходимые эксплуатационные качества.
От полного разрушения Северо-Крымский канал спасает ряд принятых Правительством Республики Крым своевременных мер: переброска воды из горных водохранилищ Белогорского района в восточную часть Крыма и транспортировка питьевой воды из подземных водозаборов северо-восточной части Крыма на Керченский полуостров. С 2015 года значительная часть канала на территории полуострова Крым используется круглогодично.
Дистанция канала на украинской территории, от Таврийска до границы с Российской Федерацией необратимо разрушается. Оценочная стоимость восстановления, в ценах на третий квартал 2016 года составит свыше 12,5 млрд рублей.
За 53 года эксплуатации его русло капитально не ремонтировалось. Потери воды сквозь трещины по бетонированному руслу, при штатной работе составляли 15-18%. При прохождении по грунтовому руслу и в каналах на полях орошения – свыше 50%. Потери воды за счет испарения не учитываются.
2.1.1. Выводы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Состояние и развитие водообеспечения Крымского полуострова"
Книги похожие на "Состояние и развитие водообеспечения Крымского полуострова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Якуцени - Состояние и развитие водообеспечения Крымского полуострова"
Отзывы читателей о книге "Состояние и развитие водообеспечения Крымского полуострова", комментарии и мнения людей о произведении.