Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл - Вера и неверие

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Вера и неверие"
Описание и краткое содержание "Вера и неверие" читать бесплатно онлайн.
Настоящий сборник, составленный из слов Святейшего Патриарха Кирилла, произнесенных им в разные годы архипастырского служения, поднимает тему веры и неверия в жизни современного человека. Хотим мы того или нет, но наше мировоззрение определяется нашим отношением к Богу. Вера есть тот фундамент, на котором зиждется наше спасение, ибо, по слову апостола Павла, без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6). Поэтому обретение веры, утверждение в ней должно стать главным делом в жизни каждого человека. Человеческий разум склонен все подвергать сомнению, и когда у нас возникают сомнения в области веры, их ни в коем случае нельзя оставлять неразрешенными. Слова Патриарха помогут читателю не только утвердиться в вере, но и жить по вере – любить Бога, ближнего и творить добрые дела. Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24).
Нужно, действительно, почти ничего не понимать и не видеть, чтобы отрицать, что десница Божия, несомненно, простирается над нашим народом. Она проводила его через радости, через скорби, через трагедии, через очистительную силу страданий, для того чтобы в XXI веке наш народ, народ святой Руси, являл всему миру пример духовного возрождения и сильной веры, на которую никак не влияют достижения современной цивилизации.
Дай Бог, чтобы благодать Божия, которая снисходит на нас в нашей жизни, укрепляла нас и на путях богопознания, укрепляла нашу веру, а через веру давала надежду на жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.
Жив Господь!
Бог, вечный и непостижимый, пребывающий там, где мы по своему физическому естеству находиться не можем, – всегда рядом с нами. Господь дал это ви́дение Своей близости людям на горе Фавор. Не случайно преобразился Спаситель, явив ученикам Свою Божественную славу, указывая им в преддверии Своих страданий на то, что Он Сын Божий, – но для того, чтобы они почувствовали близость к ним Самого Бога, чтобы в тот момент позора и поражения, когда Учитель их будет распят на Кресте, посрамлен, поруган, когда в глазах всего иудейского народа будет растоптана и уничижена Его миссия, в умершем человеке, в мертвом теле они продолжали видеть Бога, осознавать Его таинственное и спасительное присутствие в их жизни.
Как много современных людей не могут поверить в Бога! Они не могут поверить, потому что все окружающее их не говорит им о Боге. Взгляд современного человека обращен туда, где являет себя сила человеческая. Мы восторгаемся результатами человеческого разума, удивляемся достижениям технического прогресса. Все то, что поражает сегодня наш ум, связано с деятельностью человека. Люди перестают видеть Бога в окружающем их мире, потому что современная безбожная цивилизация закрывает перед ними эту возможность, – закрывает мнимой человеческой силой и мнимым человеческим господством.
На чем же основывается вера современных людей? Чаще всего – на чуде. Большинство людей в своей жизни сталкивались с чудом. Кто-то получил исцеление, кто-то спасение по молитвам – может быть, не столько своим, сколько родителей или близких. Кто-то, всматриваясь в свой жизненный путь, ясно видит руку Божию. На этом восприятии чуда, на осознании присутствия Бога в жизни и основывается наша вера. У каждого эта встреча с чудом своя. Кому-то нужны видимые, зримые, потрясающие сознание знаки. Другому достаточно лишь повнимательнее посмотреть на окружающий мир Божий, на самого себя, чтобы увидеть Божие присутствие. И чем сильнее человеку нужно потрясающее воображение чудо, тем меньше он готов к тому, чтобы в этом чуде увидеть Бога.
Но Бог не потрясает наше сознание чудесами, которые с неодолимой силой привлекали бы нас к Нему. Если бы Он использовал такие чудеса, то лишил бы нас свободы самим выбирать между верой в Него и неверием. А Господь оставляет эту свободу человеку. И потому, чтобы поверить, нужно не ждать ошеломляющего сознание чуда, а видеть Бога в окружающем мире.
Удивительные слова находим мы в Третьей книге Царств – ветхозаветное повествование о пророке Илии, представшем пред очами грозного, жестокого и неправедного царя Ахава. Илия произнес слова, ко – торые, наверное, повергли в недоумение и царя, и всех, кто стоял рядом: жив Господь Саваоф, ибо я предстою пред Ним (3 Цар. 17, 1). Должно быть, люди обернулись назад, посмотрели вправо и влево, думая: «Где Господь Саваоф? О чем говорит Илия? Кому он предстоит? Он предстоит пред очами грозного царя, и нет здесь Бога Саваофа!» Однако пророк знал, что говорил, потому что видел Бога, – не физическим зрением, но он видел и чувствовал Его всей своей природой. Ка́к замечательно сказал святитель Игнатий Брянчанинов: «Живое и постоянное памятование Бога есть видение Бога»!3 А святитель Димитрий Ростовский, размышляя над тем, что произошло с пророком Илией, говорил: «Он предстоял пред ли – цом царя, но умом своим, мыслью своею, сердцем своим видел Бога»4.
То, что произошло на горе Фавор, было Богоявлением апостолам. Им предстояла особая миссия, и они увидели прославленного Спасителя. Конечно, и того видения могло быть недостаточно для человека, неспособного видеть Бога, – кто-то мог сказать: привиделось, приснилось, галлюцинация, на солнце перегрелись или еще нечто подобное. Но апостолы сознавали, что им была явлена Божественная слава их Спасителя.
Сегодня мы нуждаемся в укреплении нашей веры. Никакие прочитанные книги, никакое образование не способны открыть человеку Бога – они могут лишь подготовить человека к этому открытию. Но если мы, по слову святителя Игнатия Брянчани – нова, постоянно и горячо памятуем о Боге, если Он становится центром нашей жизни, – тогда и совершается великое чудо Богоявления. И нам уже не нужно никаких громких чудес – мы будем видеть Бога в каждом шаге, каждом деянии, каждом мгновении своей жизни. Более того, мы будем видеть присутствие Божие в истории, – а значит, понимать знаки исторических событий. Мы не будем идти на поводу у тех, кто в угоду собственным идеям и политическим целям по-своему трактует эти события. Живя с Богом, мы будем прозревать духовный, сущностный, онтологический смысл истории, что даст нам великую силу и убережет от соблазна идолопоклонства, соблазна принять антихриста за Бога.
Может быть, современный человек нуждается в Богоявлении не меньше, чем апостолы на горе Фавор. Будем просить Господа, чтобы Он дал нам память о Нем. Не ту фрагментарную память, когда мы сначала думаем о Боге, а потом забываем и живем так, будто Бога нет, – но постоянное предстояние пред Ним, как сподобился того пламенный пророк Божий Илия, который, стоя на земле пред очами царя, видел Бога Саваофа, всемогущего Творца мира.
Опыт апостолов, святых, пророков – это не опыт небожителей, это опыт людей с их грехами и проблемами. Но всякий грех и всякая человеческая неправда испепеляются благодатью Божией, которая даруется нам тогда, когда мы со смирением и в простоте сердца предстаем пред Богом, имеющим власть оставлять грехи.
Да поможет Господь нам, живущим в мятущемся XXI веке, не просто сохранить, но и укрепить веру, которая вводит нас в живое соприкосновение со всемогущим Богом!
Вера соединяет человека с Богом
Удивительный образ и пример того, что́ есть вера, дает нам евангельское чтение о том, как Господь Иисус Христос ночью шел по воде, как по суше, к терпящей бедствие из-за сильного ветра посередине Генисаретского моря лодке, в которой были апостолы. Лодку заливали волны, апостолы-рыбаки были в страхе. И вдруг они увидели идущего к ним по воде Спасителя и, подумав, что это призрак, испугались. Но когда убедились, что это Он, апостол Петр, всегда горящий в вере, спросил: «А могу ли я к Тебе прийти, Учитель?» Господь отвечает ему: «Иди». И тогда Петр переступил борт терпящей крушение лодки и пошел по воде… Но как же это шествие по воде расходилось с жизненным опытом рыбака Петра-апостола, как это расходилось со всеми знаниями о природных законах! В какой-то момент сила ветра и высота волн напугали Петра, он стал тонуть и обратился к Спасителю за помощью, и Тот, сказав ему: «Маловер», и протянув руку, извлек его из водной стихии (см. Мф. 14, 22–34).
Господь возжелал, чтобы венцом созданного Им мира был человек, отображающий в своей природе Его Божественные свойства. Одним из этих свойств и качеств является свобода. Бог абсолютно свободен, и этот дар свободы Он вложил в человеческую природу, причем в такой степени, что человек свободен даже в отношениях с Самим Богом. Человек может вступать с Богом в связь или не вступать; он может признавать Его существование или не признавать. Бог через акт Своего творения вложил в нашу природу возможность выбора.
Но для того чтобы люди сохраняли способность быть в общении с Ним, с Творцом, с Отцом Небесным, Он дал людям особенную силу, именуемую верой. Мы имеем связь с Богом, мы замыкаем эту таинственную цепь отношений с Ним только одним способом, – и никакими другими этого сделать невозможно – ни силой образования, ни технологиями, ни властью, ни деньгами! Это можно сделать только силой веры.
Почему именно через веру, а не через знания, не через власть, не через технологии, не через человеческое могущество люди соединяются с Господом? Потому что вера – это то, что невидимо, что скрыто в глубине человеческого сознания и человеческого сердца. Вера – э то не власть, которая может повелевать. Вера – это не технология, которая обеспечит производственный цикл в автоматическом режиме. Вера – э то не богатство, которое можно направлять и на добро, и на зло. Вера – это концентрация внутренних духовных сил человека. И в ответ на эту концентрацию духовных сил Бог и открывается человеку.
Каким замечательным примером является для нас история с Петром! Ведь он поверил, что Христос, Который Сам превозмогает силу человеческого закона, может и ему помочь сделать то же самое. И он смело переступил через борт лодки, несмотря на то, что дули сильные ветры и вздымались высокие волны, и пошел навстречу Спасителю. И дошел бы до Него, но в какой-то момент внутренняя концентрация духовной силы растаяла под влиянием страха перед окружающими обстоятельствами, разрушилась связь между Богом и человеком. Цепь разомкнулась, и Петр, оставшись один на один со стихией мира, стал тонуть.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Вера и неверие"
Книги похожие на "Вера и неверие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл - Вера и неверие"
Отзывы читателей о книге "Вера и неверие", комментарии и мнения людей о произведении.