Хуважбаудин Шахбиев - Кредо жизни

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Кредо жизни"
Описание и краткое содержание "Кредо жизни" читать бесплатно онлайн.
Настольный фолиант по истории геополитики России в Чечне и по религии. Может быть использован избирательно для получения сведений по обществоведению, истории России и Чечни, а также по религии.
Этот труд адресован всем, обладающим Основным Инстинктом.
Переработанное и дополненное издание книги «Из ада в ад».
Ровно через месяц работы в ветотделе, 13 августа 1957 года, я подал в отдел кадров заявление с просьбой направить меня на работу по специальности в самое сложное и бедное хозяйство республики. Хотелось работать, а не руководить, контролировать. Попал в село Колхозное (ныне Аргун), от которого к тому времени осталось только название – варяги-ворюги буквально разграбили его. Унесли все ценное и дорогое, оставив нам только хлам по принципу: «На тебе убоже, чего мене не гоже!» Хлам, разруху да бюсты и памятники идолов своих и кумиров – Ленина, Сталина и Ермолова. Словно нам в назидание, оставили. Чтобы мы помнили узурпаторов своих.
Что ж, помним и никогда не забудем…
Бывший директор первой чеченской (названной без сути) МТС Глотов Петр Никитович, казак урожденный, стал руководить создаваемым на этой базе совхозом «Шалинский». Район назывался Междуреченским – стал Шалинским. А в селе Шали был центр совхоза Джалка. Он отвечал своему названию.
– Не Джалка, а жалко, – шутили мы. Нищим был совхоз. Причем под носом у партийных боссов, сумасбродов.
Глотов руководил МТС с первых дней коллективизации – с 1929 года. И только когда я стал директором, дела совхоза резко пошли в гору. Как-то он, уже далеко не молодой, приехал на попутках за 100 километров из Карабулака.
– Ну, как дела? – спросил Петр Никитович.
– По-разному, – сухо ответствовал я, прекрасно зная, что Глотов не будет делить со мной радость моих успехов. – Выбрались, наконец, из пропасти. И поднимаемся потихоньку в гору. Жаль только, что казаки, ваши ставленники, почти все сбежали.
Это была правда. Казаки, которые приехали сюда вместе с Глотовым, действительно, бросили свои места, чеченские дома и ушли восвояси. Надменные, заносчивые, они не могли смириться с тем, что руководить ими будет ненавистный им чеченец. К тому же я был для них, как кость в горле: требовал, контролировал, отчитывал. И даже их покровителей из РК партии нет-нет да отшивал. Спасибо, первый секретарь Обкома партии Титов Ф. Е. всячески меня поддерживал. Он насквозь всех видел и запросто мог отличить, когда кто-то из казаков жаловался на меня, какие в том чувства играют, национальные (точнее, нацистские) или же профессиональные.
Долго проговорили мы с Глотовым в тот день. А потом он вдруг склонил голову к столу и заплакал. Навзрыд. Я опешил. Не знаю, что это с ним. То ли от обиды плачет, что после него совхоз преобразился. То ли из-за того, что в душе взыграли опять же национальные чувства. Чего греха таить, Глотов, как и многие его соплеменники, противился возвращению чеченцев на Родину и потому не мог принять моих успехов. Вот так всегда. Враги наши злобствуют извечно, а мы им назло и, переступая через их «Я», идем вперед. И нас никому не остановить на этом высоконравственном пути, хотя и неимоверно трудном. Это о нас сказал В. В. Путин, Президент России: «Такой народ невозможно не уважать и запугать!» Нам дорога такая оценка, потому что – это правда. И потому, что никогда до Путина ни один правитель не приветствовал чеченцев такими искренними словами. Это и есть признание чести и достоинства этноса нохчи. А по большому счету, Президент РФ не нас восславил, а утер нос злобствующим в своей ненависти к нам многим депутатам Госдумы и прочим национал-шовинистам…
Когда я был ветврачом в совхозе «Шалинский», не было даже обычной бумаги для ведения документации. Все канцелярские принадлежности я приобрел за свои деньги. А о лекарствах и инструментах, необходимых для работы ветврача, и говорить нечего. Ходил, выпрашивал на ветеринарных участках. На мои просьбы у Глотова был дежурный ответ:
– Май выдержку, пчелы гудуть, а меду немае! – это означало, нет денег на счету.
Все приходилось создавать с нуля – никакого базиса ветслужбы. Все или унесли, или ничего не было вообще. Стоит ли удивляться тому, что не было и специалистов? Нашел я двоих санитаров-самоучек: Малеева А. и Зайцева П. На обоих – две ноги и два протеза. С войны инвалидами вернулись. Но были очень смышленые, напористые и обязательные в работе. Просто умницы! Вот вместе с ними мы и создали ветеринарную службу совхоза. Втроем мотались на двуколках – так назывались бедарки, запряженные одной старой клячей, – по совхозу. Неоценимую помощь оказал нам Сулумов Абдурахман из Новых Атагов. Набожный и такой же старательный в работе, он в районном ветпункте обслуживал сразу три села: Новые Атаги, Чири-Юрт и Дубай-Юрт. И нам помогал.
Но мы упорно создавали условия более-менее сносные для работы. Во всех животноведческих помещениях создали аптечки, типа походной «скорой помощи». Мои помощники старались, не считаясь со временем и трудностями, – военная закалка сказалась.
Но были у некоторых и слабости. Малеев, например, не мог проехать мимо чайной. Даже лошадь приучил останавливаться у дерева на углу, у закусочной. Бросит в бедарке вожжи, идет завтракать. Ясное дело, что завтрак у него не в «сухомятку». Возвращается, садится, берет вожжи – лошадь трогается, а хозяин всю дорогу дремлет. Вечером возвращается тем же путем. Через чайную. На этот раз – ужинать. И опять повторяется «курс лечения». Любопытно, но лошадь берегла моего Малеева. У автомобильной дороги останавливалась, прямо-таки, как человек перед переходом, и, только убедившись в безопасности, переходит…
В 1958 году меня и Леонтовича, специалиста из Земкадастра, Оргкомитет по восстановлению ЧИАССР направил на высокогорные, «альпийские» луга в Чеберлое. На горных пастбищах – за Голубым озером, это более 150 километров от нас, с центром в Макажое – скот хорошо нагуливал жир. Автомашины легковые, «ГАЗ-69», еле добирались туда. Соль для скота я возил через Ботлих и в Ансалте вьюками на ишаках.
Однажды, когда мы устроили привал у Голубого озера, к нам подъехал «ГАЗ-69». Из него вышел Халим Рашидов – директор «Старо-Юртовского» совхоза. Там, кстати, некогда жил с красавицей чеченкой Зазой (цветком) и двойняшками-дочерьми, ею рожденными, великий писатель и человек Л. Н. Толстой – 23-летний русский граф, а для чеченцев – новообращенный мусульманин. В свое время Халим в Чеберлое возглавлял организацию ВКП (б), потом стал вторым секретарем Обкома партии ЧИАССР. Рашидов, как оказалось, был знаком с Леонтовичем еще с 30-х годов XX века. С того дня началась и наша с ним дружба.
Когда мы шли в Макажой, над пропастью у Голубого озера, часто теряли след Халима и вглядывались вниз с опаской и тревогой за него. Когда же встретились – уже в Хиндое, – обнимались крепко, восхищаясь его мужеством. А его водителя почти обожествляли. Халим по сути – Къоман Къонах Стаг. Его любили и уважали чеченцы за мужество и человечность. Он оставил в Надтеречной зоне достойных наследников.
Халим встретил нас как дорогих гостей. Благодаря ему, нашли мы в горах надежных людей для работы. И позже, когда я стал директором совхоза «Шалинский», мы постоянно выводили сюда все дойное стадо, со шлейфом и телочками, и скот для откорма. Почти 6 месяцев в году наш скот находился в этих горах. Мы построили здесь коровник на 450 голов, подвели электричество от двигателей 2ЛСТ-400, танки для молока в родниковой воде закопали. Круглые сутки работали сепараторы. Был у нас и свой мини-завод по производству комбикорма с микроэлементами и витаминной, из люцерны и клевера, мукой для молодняка. Продукция (молоко и мясо) были высокопитательные, очень вкусные и почти в 10–12 раз дешевле, чем на равнине. За этот период мы готовили помещения к зиме и экономили на всем: сохраняли посевы кормовые, и корма высокого качества заготавливали по 2,5 нормы зимней потребности, и продавали соседям за большие деньги.
В Герменчуке, в коровнике, за рекой Джалка, выращивали цыплят – более 100 тысяч взрослой птицы породы «леггорн яйценоской» получали в год. И более 1600 тысяч яиц. Это вне плана, на собственных кормах, при минимуме затрат. Такая предприимчивость поощряется. Мы при уборке хлебов срез стерни вели на весьма низком уровне, медленно, без потерь. А солома с трухой-мякиной тоже в большом плюсе была… В корм скоту. Зерно сдавали только мельничной кондиции – втридорога. Совхозу оплачивало государство в три цены.
Об этом опыте написано мною впереди. Но о некоторых существенных моментах при освоении гор счел уместным напомнить еще раз. Выгода очевидна, но не используют ее власти. А вот соседи используют и обогащаются. Так было, кстати, и тогда. В 1958 году в Чеберлое хозяйничали дагестанцы. Помню, в Макажое жил тогда с сыновьями один аварец из Ансалты – его смело можно было называть капиталистом. У себя дома ему не позволили бы иметь столько всего: 47 хороших коров, высокопродуктивных, более 100 голов откормленного молодняка крупного рогатого скота, тучная отара овец, целый табун резвых, как мустанги, лошадей, очень много индюков и разных пород кур, целый птичий базар, много ослов… Мясо сушеное, курдюки, колбасы сырокопченые, шерсть, овчина, пух-перо, кожсырье разное, даже меха зверей разных, вплоть до медвежьей шкуры; сыры, сметана, масло. Много посеяно было у него и льна кудряша (кто не ел халву из его маиса, тот не ел ничего стоящего). Словом, не перечислить просто всего добра, что нажил этот аварец в чеберлоевских горах. И весь этот товар не успевали вывозить на продажу его сыновья.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Кредо жизни"
Книги похожие на "Кредо жизни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Хуважбаудин Шахбиев - Кредо жизни"
Отзывы читателей о книге "Кредо жизни", комментарии и мнения людей о произведении.