Вероника Андросова - Библия для всех. Курс 30 уроков. Том I. Ветхий Завет

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Библия для всех. Курс 30 уроков. Том I. Ветхий Завет"
Описание и краткое содержание "Библия для всех. Курс 30 уроков. Том I. Ветхий Завет" читать бесплатно онлайн.
Настоящая книга представляет собой систематическое изложение Библии, предназначенное для широкого круга читателей. В первом томе даются основные сведения обо всех книгах Ветхого Завета, во втором томе – обо всех книгах Нового Завета. Задача автора – познакомить с библейским повествованием в его глубине и многообразии, дать представление об исследованиях и толкованиях библейского текста. Научно-популярный жанр изложения, доступный язык, четкая структура делают книгу незаменимым учебным пособием для изучающих Библию, а также всех интересующихся.
Приведенные далее генеалогии первых людей (евр. «тольдот», родословия) дают в сокращенном виде очерк истории первого человечества (Быт 4–5)[97]. В библейских родословиях упоминаются далеко не все жившие люди, но ключевые персонажи. Кроме Каина, Авеля и Сифа, у Адамы и Евы было множество детей (ср. Быт 5:4), и, по всей видимости, Каин женился на одной из их дочерей. Приведенные родословия ярко выражают важное для Библии учение о единстве человеческого рода, о происхождении всего человечества от одной пары людей, Адама и Евы (ср. Деян 17:26)[98].
Внимание привлекает особенное долголетие первых людей; сын Еноха Мафусаил прожил дольше всех – 969 лет. Примеры продолжительности жизни имеют определенную числовую символику (Адам прожил 930 лет, т. е. 1000 лет минус 70, Енох – 365 лет – число дней солнечного года и т. д.). Можно понять, что Адам и его близкие потомки еще сохраняли в себе вложенные Богом полноту жизненных сил и крепость тела, ведь изначально человек был предназначен Богом для бессмертия. Но впоследствии, с распространением зла на земле, предельный возраст людей укорачивается до 120 лет (ср. Быт 6:3).
Потоп и спасение Ноя с семьей в ковчеге
Постепенно людей на земле становилось все больше. Говорится, что «сыны Божии» стали вступать в брак с «дочерями человеческими» (Быт 6:4)[99] – вероятно, имеются в виду браки между потомками Сифа – благочестивыми людьми, и духовно ущербными потомками Каина. Это привело к тому, что скоро уже все люди стали жить, как будто у них нет вложенного Богом духа, как будто они только «плоть», – «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт 6:5). Бог со скорбью взирал, как люди отвергают свое предназначение и своими грехами губят сотворенный Им мир[100]. И наконец, Бог изрек Свое определение: это развращенное человечество будет уничтожено. Единственному праведнику того времени Ною Бог повелевает строить ковчег, большое судно, потому что вскоре воды потопа сметут с лица земли нечестивое поколение. Ной поверил Богу и начал работу; постройка продолжилась около ста лет (между 500 и 600 годами жизни Ноя)[101], но за это продолжительное время никто из людей не вразумился и не раскаялся. Все только смеялись, не понимая, для чего на суше может понадобиться такое огромное сооружение[102]. Ковчег был 135 м («300 локтей») в длину, 22,5 м («50 локтей») в ширину и 13,5 м («30 локтей») высотой[103]. В какой-то момент Бог сказал Ною ввести в ковчег его семью и всех животных по паре (и по семь животных, пригодных для жертвоприношений), сделав на всех запасы пищи. И тогда воды вышли за свои пределы, установленные Богом при творении, – землю накрыл потоп[104]. От стихии спаслись восемь человек: Ной, его жена и трое его сыновей Сим, Хам и Иафет со своими женами.
Завет Бога с Ноем
Земля была покрыта водами потопа целый год (Быт 7: 11; 8:13)[105]. Ковчег остановился на Араратских горах[106], и Ной ждал, пока земля высохнет. После того как посланный голубь принес в клюве масличный лист, Ной открыл ковчег и все вышли.
Первое, что сделал Ной, – принес нескольких животных в жертву Богу в благодарность за начало новой жизни (Быт 8:20). Бог благословил Ноя и его сыновей и сказал им: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Быт 9:1). И Бог заключил с Ноем «завет»[107] – союз или договор: Бог больше не будет истреблять живых существ потопом. «Не прекратятся, доколе стоит земля: сев и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь» (Быт 8:22 РБО). Радуга стала знамением этого завета.
Бог дал важнейшую заповедь не убивать людей: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт 9: 1–7). Если до потопа люди питались растительной пищей (Быт 1:29), то сейчас Бог разрешил употреблять в пищу животных, но повелевал предварительно излить их кровь. Кровь символизировала саму жизнь, которая принадлежит одному только Богу.
История потомков Ноя
Ной насадил виноградник и сделал вино; еще не зная о его свойствах, он испил его, опьянел и заснул в своем шатре обнаженным. Сын Ноя Хам увидел отца в таком виде и рассказал об этом братьям. Сим и Иафет пошли и, повернувшись к отцу спиной, покрыли его одеждой. Хам, подсмотревший наготу отца и посмеявшийся, нарушил важнейшую нравственную заповедь, которая затем будет четко сформулирована Богом: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх 20:12). Уважение к отцу восходит к почитанию Бога. Итак, в семью Ноя также проник грех (Быт 9:20–28)[108].
Узнав о случившемся, Ной произнес проклятие, которое, однако, не касалось самого Хама, а переходило на его потомство, в первую очередь на сына Хама Ханаана[109]. Вероятно, Ной не осмелился проклинать человека, благословленного Богом при их выходе из ковчега. Ной произносит пророчество о будущем: «Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт 9:25–27).
Далее приведено родословие потомков Сима, Хама и Иафета (Быт 10), в котором, по мнению многих толкователей[110], представлены не просто отдельные люди, но целые народы, происходящие от их сыновей и потомков. На Древнем Востоке родоначальник часто изображался как собирательный образ, в котором соединены черты и судьбы рода, племени, нации. Неслучайно и число родоначальников – 70[111]. От Сима произошли семитские народы (от его потомка Евера – евреи, Быт 10:21–25), среди которых сохранилось почитание единого истинного Бога. Произошедшие от Иафета народы распространились по большим территориям, включая Малую Азию и всю Европу[112]. От Ханаана произошли населявшие Ханаан (Палестину) хананеи, считавшиеся воплощением нечестия.
Вавилонская башня
Повествование книги Бытия о праистории человечества замыкает яркий символический эпизод. Когда число людей стало увеличиваться, они не пожелали расходиться по разным пределам земли, как заповедал им Бог, а задумали вместе осуществить грандиозный проект: «Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя» (Быт 11:4)[113]. Они горделиво полагали, что сами смогут достичь небес, и этим бросили вызов Богу. Людьми двигала надежда, что благодаря этой постройке они прославятся, увековечат свою память – они не хотели «рассеяться по свету бесследно» (11:4 РБО). Строительство башни в Вавилоне пошло полным ходом, этому способствовало, что тогда был «один народ и один у всех язык».
Но как ни старались строители, в глазах Бога их постройка была ничтожно малой – сказано, что Бог должен был как бы «спуститься», чтобы разглядеть претенциозную башню (Быт 11:5). Чтобы вразумить людей, Бог разделил их, сделав так, что они заговорили на разных языках. Люди перестали понимать друг друга, и строительство прекратилось[114]. Священный автор связывает слово «Вавилон» (евр. Бавел) с глаголом «балал» (смешивать)[115]. Именование «Вавилон» употреблено неслучайно – именно в этой области Древнего мира впоследствии зарождались первые империи, насильно объединявшие разные народы, принуждая их «говорить на одном языке». Вавилон в Библии стал символом соединения людей для зла и восстания против Бога[116].
Актуальный смысл Быт 3–11 и связь с Новым Заветом
Книга Бытия показывает, что приобщение первых людей ко греху имело роковые последствия для человечества. Зло проникло в человеческую природу, укоренилось в ней и агрессивно возрастало в человеческих душах. Мы видим примеры грехов Каина, Ламеха, развращенность допотопного поколения; даже такая суровая мера, как потоп, не исправила людей: сказание о Вавилонской башне дает ясную характеристику нравственного состояния нового человечества. Оказалось, что человека невозможно было изменить извне, путем наказаний; поселившуюся в нем склонность ко злу можно было преодолеть только изнутри – благодаря укоренению человеческой природы в добре и в Боге. Это казалось практически неосуществимым – уже дети праведников, получившие благословение от Бога, впадали в грехи (Хам).
Но Бог не оставит на вечную погибель Свое неблагодарное творение – Он возрастит Свой народ, из которого родится Новый Адам – Иисус Христос, обладающий и человеческой, и Божественной природой. От Иисуса Христа возьмет свое начало обновленный народ Божий, который станет причастным Самому Богу[117]. Через духовное соединение с Иисусом Христом зло в человеческих душах перестанет быть всесильным. Надежда на будущее спасение, как яркая искра, теплилась в избранниках Божиих.
Вопросы к уроку
1) Каким величественным текстом начинается повествование книги Бытия? Перечислите, что было сотворено в каждый из дней творения. Что явилось запечатлением всего творения? Чему был посвящен «седьмой день»?
2) Почему повествование о творении мира называется «Шестоднев»? Каковы принципиальные отличия Шестоднева от древних языческих мифов о происхождении мира и человека? Что можно сказать о Боге на основании Шестоднева?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Библия для всех. Курс 30 уроков. Том I. Ветхий Завет"
Книги похожие на "Библия для всех. Курс 30 уроков. Том I. Ветхий Завет" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вероника Андросова - Библия для всех. Курс 30 уроков. Том I. Ветхий Завет"
Отзывы читателей о книге "Библия для всех. Курс 30 уроков. Том I. Ветхий Завет", комментарии и мнения людей о произведении.