Линн Джессен - Монтессори с самого начала. От 0 до 3 лет

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Монтессори с самого начала. От 0 до 3 лет"
Описание и краткое содержание "Монтессори с самого начала. От 0 до 3 лет" читать бесплатно онлайн.
Как метод Монтессори, который направлен на практическое обучения и познание мира, может помочь самым маленьким и даже новорожденным? Книга профессиональных Монтессори-педагогов Полы Полк Лиллард и Линн Лиллард Джессен в доступной форме отвечает на эти и многие другие вопросы. Опираясь на идеи Марии Монтессори, они объясняют молодым мамам, что нужно для развития и комфорта малышей. Дизайн детской комнаты, рацион питания, первые навыки по уходу за собой, приучение к горшку – все эти важные вопросы поднимаются в книге. «Монтессори с самого начала» – это не только полезное руководство в повседневной практике молодой мамы, но и важная книга для понимания эмоциональной жизни ребенка, того, что формирует спокойную, счастливую и уверенную в себе личность.
Вы можете предложить те же бытовые предметы для развития речи. Ваша задача проста – называть то, что вы даете малышу: «Это – ложка», «Это – лопатка», «Это – щеточка»… Частые упоминания – пища для впитывающего разума. Сознательно использовать язык мы, взрослые, начнем на более позднем этапе, когда знания и интерес ребенка к предметам углубляются.
Подготовиться к развитию речи и, забегая вперед, чувства порядка можно и еще одним способом – разделив предметы по категориям и разложив их по разным корзинам – в прямом смысле. Это поможет ребенку понять, что в нашем мире определенные предметы объединены в группы. В одну корзину можно сложить предметы, которым место в ванной. В другую – предметы из спальни. В третью – из кухни.
И вот, наконец, наступает тот момент, когда ребенок покидает свое спальное место и начинает ползать по всему дому, начинает самостоятельно изучать все, что попадается ему на пути.
В этот период ребенку уже не нужно, чтобы мы, взрослые, сознательно давали ему те или иные предметы. Он самостоятельно обнаруживает то, что его интересует, – в каждой комнате найдется что-нибудь интересное. Вау, да тут все интересно!
Еще до наступления этого периода нам, родителям, очень важно продумать организацию своего дома, а точнее, любого места, куда, движимый страстью исследователя, доползет малыш. Вопросов – море: разумно ли это? разумно ли, что эта комната обустроена именно так, а не иначе? можно ли назвать обстановку комнаты упорядоченной и функциональной? а красивой? Мы ведь все хотим, чтобы ребенок открыл для себя красивую, упорядоченную среду и чтобы он, как говорится, с младых ногтей, впитал в себя этот порядок. Пока ребенок еще не научился ползать и ходить, у нас есть время изменить среду: найти место для всего и все разложить по местам. Зная, что потом ребенок переставит все с ног на голову, – ну и пусть.
Мы, взрослые, должны продумать все так, чтобы впоследствии было легко и просто убираться и наводить порядок. Проверьте каждый шкаф, каждый ящик и коробку. Убедитесь, что в доме нет предметов, опасных для маленького ребенка. Уберите все потенциально опасные предметы в недоступные для ребенка места. Дети в возрасте до шести лет пока еще не обладают здравым смыслом, присущим нам, взрослым, и они готовы изучать все, что попадает им в руки; эта способность пробуждается в них гораздо раньше, чем мы ее осознаем.
Наша очередная главная задача (сколько их еще будет!) – дать ребенку возможность исследовать упорядоченный мир дома, и при этом мы должны быть абсолютно уверены в полной безопасности. (См. также главу 5: От ползания к координации.)
Глава четвертая. Рука и мозг
Никогда не давайте разуму больше, чем даете рукам.
Мария МонтессориМария Монтессори, как никто другой, поняла роль руки в развитии человеческого интеллекта, ну, разве что Дарвин опередил ее. Мы знаем, что человек – это единственный вид, способный к щипковой хватке большим и указательным пальцами. Однако мы редко задумываемся над тем, что все достижения человека – в науке, технике, медицине или искусстве – являются результатом сочетания нашего интеллекта и этой уникальной хватки, до автоматизма характерной для взрослого человека. У ребенка такие действия руки, направляемые интеллектом, создают обратную информационную связь: рука дает информацию мозгу, мозг на основании этой информации управляет рукой, рука получает новую информацию (в новом направлении) и передает ее мозгу. Таков, упрощенно, постоянный процесс обучения и развития. Когда развитие ребенка идет естественным образом – в соответствии с планом природы, по которому рука и разум действуют совместно, достигаются поразительные результаты.
Монтессори открыла роль руки в формировании интеллекта путем интуитивного наблюдения. Немного подумав, она довела свое открытие до логического завершения, выделив особую роль руки как средства обучения в первые месяцы жизни. А что сегодня? Сегодня все больше неврологических исследований подтверждает выводы Монтессори о роли руки в развитии интеллекта, и ни один другой образовательный метод пока еще не отменил этот важнейший фактор.
В этой главе мы проследим развитие руки в первые три года жизни ребенка и обсудим рекомендации Монтессори родителям, которые должны способствовать этому развитию[9].
Для чего предназначена человеческая рука? С нами, взрослыми, все понятно: без рук… как без рук. А если иметь в виду младенца? Чем рука полезна ему?
При рождении рука – это аванс, недоразвитое орудие. И первая задача малыша – подготовить руку, превратить ее в орудие, которым можно пользоваться. В то же время с помощью руки младенец собирает информацию о том мире, в котором оказался.
Процесс миелинизации нервных волокон, соединяющих руку и мозг, начинается еще в утробе матери и завершается навыками сосания пальца и касания лица[10].
Поскольку рука младенца – это недоразвитое орудие, поначалу она способна лишь к неточным, случайным движениям. Эти движения приблизительно совпадают с тем уровнем информации, который доступен для мозга младенца: сначала младенец может оценить лишь чувство фактуры (какая она – поверхность) и понять, что большой палец во рту – это отличная штука. Иными словами, уровень мышечных навыков и координации совпадает с уровнем ментального развития; рука и мозг функционируют синхронно. Но по мере взросления ребенка в этой чувствительной сфере совпадения ментального развития с развитием физическим могут возникнуть проблемы. Если развитие мозга опережает развитие руки, возникает конфликт, и рука перестает питать разум. То есть когда навыки руки и, следовательно, информация, поступающая в мозг, несбалансированы, недоразвитая рука тянет мозг назад. Такой дилеммы Мария Монтессори и стремилась избежать, обеспечивая максимальную поддержку для развития руки ребенка с самых первых лет жизни.
При рождении хватка у младенца поразительно энергичная. Если осторожно погладить его ладошку, он тут же ухватится за ваш палец – с такой силой, что может даже повиснуть на пальце всем своим маленьким тельцем. Вас это удивляет? А ничего удивительного – детеныши некоторых животных вцепляются в мех матери, чтобы выжить, – это инстинктивное действие связано с историей эволюции. В любом случае через три-четыре месяца этот инстинкт у младенца исчезает.
Но следует различать инстинктивную и сознательную хватку. Рука и кисть младенца действуют как единое целое. Они «зачерпывают и подтягивают». Если рука младенца вступает во взаимодействие с предметом, ребенок может подтянуть предмет к телу. Но в этом движении нет осознанной цели. Кроме того, младенец пока еще не может сгибать руку в запястье. Его рука просто захватывает и просто подтягивает то, что оказывается в пределах досягаемости. Примерно через два месяца рефлективная хватка исчезает, но сознательное хватание еще не развито в полной мере. Миелинизация нервных волокон, управляющих рукой младенца, еще не завершилась, поэтому сознательное хватание в неврологическом отношении пока что невозможно.
Хватка младенца становится осознанной (и целенаправленной) только в три-пять месяцев. Кроме того, в три-пять месяцев младенец может целенаправленно смыкать пальчики вокруг предмета, чтобы получить информацию о нем и передать ее в мозг. Вы еще не поняли, насколько это важно? – теперь ребенок может сознательно обеспечивать постоянную связь между рукой и мозгом.
Если к трем-пяти месяцам целенаправленное хватание и удерживание предмета не сформировалось, ребенку приходится полагаться на других людей, которые могут вложить предметы в его ручки. Хорошо, вложить – вложили, но младенец может отбросить предмет прежде, чем получит от него достаточно информации. Одно влечет за собой другое: если младенец по возрасту может дотягиваться до предметов и хватать их, но не использует эту возможность, то и в изучении этих предметов он окажется в зависимом положении. И та, и другая ситуация (и положительная, и не очень) оказывает серьезное влияние на развитие у младенца воли и независимости. Разум уже впитал сигналы окружающей среды: а) «Я способен» и б) «Я не способен». Не удерживая предмет в руках достаточно долго, младенец не может научиться тому, что должен узнать с помощью этих предметов. И часто в этом виноваты мы, взрослые. Родители, которые постоянно подкладывают ребенку новые предметы, не развивают его, а создают барьеры на пути его развития.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Монтессори с самого начала. От 0 до 3 лет"
Книги похожие на "Монтессори с самого начала. От 0 до 3 лет" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Линн Джессен - Монтессори с самого начала. От 0 до 3 лет"
Отзывы читателей о книге "Монтессори с самого начала. От 0 до 3 лет", комментарии и мнения людей о произведении.