» » » » Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья


Авторские права

Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья

Здесь можно купить и скачать "Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентАлетейя316cf838-677c-11e5-a1d6-0025905a069a, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья
Рейтинг:
Название:
Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2017
ISBN:
978-5-906910-51-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья"

Описание и краткое содержание "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья" читать бесплатно онлайн.



Эта книга родилась на основе курса лекций по истории Древнего Востока и Египта, читавшегося автором в Латвийском Университете (Рига) осенью 2000 г. Лекционный характер обусловливает некоторые особенности книги (в частности, отсутствие примечаний). Автор не стремится заменить существующие академические истории (см. библиографию в конце книги), а также сказать нечто совершенно новое по каждой из рассмотренной в книге теме. Его задача состоит в изложении новой концепции истории и доказательстве ее на конкретном материале древней истории.

Книга мыслится в качестве пособия для студентов-гуманитариев, а также для всех, интересующихся проблемами истории и ее осмысления.






В это время продолжает совершенствоваться шумерская письменность. Язык 2800–2500 гг. относится к архаическому периоду. Тексты читаются, однако не все грамматические форманты выражены. Знаки все еще остаются рисуночными. В текстах встречаются уже и аккадские слова.

Продолжает развиваться и искусство. В глиптике уже в первой четверти III тыс. начинает преобладать печать – цилиндр, фигуры изображаются уже не впоперек, а вдоль по оси цилиндра, занимая всю его поверхность животные стоят на задних лапах, их головы находятся вровень с человеческими (изокефалия). Фигуры тесно сплетаются, орнамент представляет собой фриз из тесно переплетенных фигур животных и людей, сражающихся между собой. Пропорции искажены, черты лица утрированы. Этот фриз был назван «фризом сражающихся». Встречаются и другие сюжеты – священный пир, божество, плывущее в лодке. Развивается искусство рельефа, ювелирное искусство. Понемногу искусство начинает подчиняться идеологическим требованиям, изображаются в основном божества и их почитатели.

Итак, уже во II периоде в Шумере окончательно формируется государственность. Города-государства враждуют между собой и с соседним Эламом, вступают в военные союзы. Сохраняется религиозное единство страны с центрами общешумерского культа. Очевидно, как и в Египте, власть опирается не на законы, а на жреческую идеологию. Земля начинает делиться на общественную и храмовую, она может даваться в пользование частным лицам с правом покупки-продажи, большое количество земли сосредотачивается в руках правителей и жрецов, что также похоже на ситуацию в Египте, однако в Шумере нет столь сильной царской власти, а значит, и большого сектора царской земли. В отличие от Египта, появляются торговцы, сделки чаще оформляются письменно. Количество рабов незначительно. Продолжают развиваться искусство и письменность, в отличие от Египта, еще не сформирован канон, однако культура шумеров уже начинает оказывать влияние на другие народы Ближнего Востока.

§ 15. Майя и Теотихуакан в 200–450 гг. н. э

В 300 г. начинается классический период, т. н. Древнее царство майя. 300–600 гг. составляют его первый этап – раннекласический период. В Теотихуакане на 200–450 гг. приходится период Тламишилолпа. Цивилизация Теотихуакана оказывает влияние на майя, в Каминальуйю, центре горных майя, возводятся храмовые постройки из адобов в теотихуаканском стиле. В раннеклассическое время формируются ритуальные центры майя. Их население состояло в основном из жрецов, слуг и небольшого числа ремесленников и в основном не превышало нескольких тысяч, главными центрами были Тикаль и Вашактун. Основная масса земледельцев-общинников жила в окрестностях «городка» и в праздники допускалась в его пределы. Ритуальные центры понемногу превращались в реальные города, в которых, очевидно, существовала теократия. Был и светский правитель – халач виник, исполнительной и судебной властью обладали батабы. Кроме великих жрецов, были помощники чиланы, а другая группа жрецов – маконы и чаки принимали участие в обрядах и жертвоприношениях. Жрецы и сановники передавали должности по наследству ближайшим родственникам по мужской линии.

Майя существовали еще в каменном веке, однако это не мешало им создать цивилизацию. К IV веку сформировался и календарь майя, состоявший из нескольких систем, кроме года в 365 дней, существовал и год в 260 дней, в месяце было 20 дней, каждый из которых имел свое название. Известны были майя и видимые планеты Солнечной системы. Своими астрономическими достижениями майя напоминают древних египтян, также имевших уже в архаическую эпоху совершенный солнечный календарь. У майя классического периода была прекрасная расписная керамика, некоторые сосуды покрывались полихромной – до шести цветов – росписью, изображавшей сцены религиозного и мифологического содержания, изготовлялись цилиндрические вазы (часто с изображениями людей), помещавшиеся в гробницы важных правителей.

Майя использовали экстенсивное подсечно-огневое земледелие – шильпа. Сохранились, впрочем, следы и других, более интенсивных форм, т. н. приподнятые поля – искусственно сделанные земляные гряды, в Эль-Тигре поля датируются 229 г. н. э.

Трудно восстановить социальный состав населения, однако несомненно, что булыиую его часть составляли крестьяне-общинники, а верхушку – жрецы и правители.

Итак, в Месоамерике во II период также происходит становление цивилизации в виде городов-государств, вырастающих из ритуальных центров. Майя, в отличие от древневосточных народов, пребывают еще в каменном веке, но достижения их цивилизации вполне сопоставимы с египетскими: возникает календарь, увеличивается число памятников письменности. Майя, как и египтяне, становятся наиболее кул, турным народом в регионе, однако им не удается создать единого государства, в политическом отношении устройство их страны скорее напоминает шумерское.

Заключение ко II периоду

Во II периоде продолжается становление государственности. В Египте государство усиливается до такой степени, что правитель может позволить себе строительство гигантских гробниц-пирамид. В Шумере, Месоамерике и, скорее всего, в Индии существуют отдельные города-государства, центром которых (кроме Индии) является храм. В социальном плане большинство населения составляют свободные общинники, велика роль общинной и храмовой собственности, в Египте усиливается и царская собственность, и в Египте, и в Шумере растут владения вельмож, которые, впрочем, не являются их частной собственностью. В экономике в Египте и Месопотамии крепнет медный век, а Месоамерике все еще продолжается каменный. Везде существует и совершенствуется письменность, велики успехи культуры, формируется государственная религия, освящающая новый порядок вещей.

В качестве общего итога первых двух периодов можно заметить следующее.

В это время во всех перечисленных выше цивилизациях: 1) возникает и усиливается государство; 2) появляется соответствующая ему религиозная идеология, служащая, ввиду отсутствия правовых норм, некоторым регулятором нормального функционирования государственности; 3) в социальном плане формируется довольно большое расслоение между правителями и жрецами, с одной стороны, и общинниками с другой, количество рабов везде незначительно; 4) заметны экономические успехи; 5) культура делает огромный шаг вперед – появляется и совершенствуется письменность, возводятся храмы и пирамиды. Письменность пока что используется для деловых и религиозных нужд, но появляются и некоторые зачатки словесности (в Египте). В это время закладываются основы цивилизаций, достигающих расцвета в последующем и оказавших воздействие на другие цивилизации, вовлекая народы в русло цивилизации на более высоком уровне.

Ill период ранней архаики (Старый свет – 2550–2300 гг. до н. э., Новый свет – 450–700 гг. н. э.)

§ 16. Египет во времена V–VI династий (2563–2263 гг. до н. э.)

Согласно Манефону в версии Африкана, V династия правит в 4643–4395 гг., а VI – 4395–4192 гг. По хронологии Перепелкина, V династию следует отнести к 2563–2423 гг., а VI – к 2423–2263 гг. до н. э. в пятую династию входят Усеркаф, Сахура, Нефериркара, Шепсескара, Ханеферра (?), Неферафра, Ниусерра, Менкаухор, Джедкара и Унис, в VI – Тети, Усеркара, Мерира Пиопи I, Меренра, Неферкара Пиопи II и, возможно, Меренра II. Вслед за ним Абидосский список и Манефон помещают легендарную царицу Нитокрис (Нетеркара), от которой не сохранилось никаких надписей. В это время продолжается строительство пирамид, прервавшееся было при Шепсескафе. Пирамиды сооружаются в Саккаре и Абусире. Большинство из них не достигало по высоте и трети пирамиды Хеопса. Пирамида Усеркафа достигала 44,5 м и имела двух спутниц, пирамида Сахура – 49,6 м, имела одну спутницу. Пирамида Нефериркара была самой высокой для V–VI династий, достигала 73,5 м и осталась незаконченной. Незаконченной была и пирамида Неферафра. Пирамида Ниусерра достигала 50,1 м и имела спутницу, пирамида Униса – 48 м и также имела спутницу. Именно в этой пирамиде впервые появляются «Тексты пирамид». Пирамида Тети достигала 43 м и имела двух спутниц. Название пирамиды Пиопи I Мен-Нефер-Пиопи перешло впоследствии на название города-столицы (гр. Мемфис). Высота пирамиды Меренра была около 50 м, последний царь VI династии Пиопи II соорудил пирамиду в 52,1 м, имевшую семь спутниц. Не найдены пирамиды только у Шепсескафа и Ханеферра. При пирамидах сооружались роскошные поминальные храмы и храмы Солнца (в в династию). В новый год Солнцу приносились жертвы, сопровождавшиеся угощением населения.

Продолжают строиться и гробницы знати, превращающиеся из мастаб в настоящие каменные дворцы, на гробницах и пирамидах появляются плоско-выпуклые и расписанные изображения. Вообще в V династию столичная власть значительно усиливается, из ее рядов теперь замещается должность главного судьи и верховного сановника. В это время египетское влияние распространилось в Северной Эфиопии (Нубии) и на Синае. Сахура и Ниусерра вели войну с ливийцами, изображения пленных ливийцев находятся в поминальных храмах этих царей. В храме


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья"

Книги похожие на "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Рeбрик

Виктор Рeбрик - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья"

Отзывы читателей о книге "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.