Елена Колесова - Организация и реализация творческих занятий в образовательных учреждениях по истории народа саха
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Организация и реализация творческих занятий в образовательных учреждениях по истории народа саха"
Описание и краткое содержание "Организация и реализация творческих занятий в образовательных учреждениях по истории народа саха" читать бесплатно онлайн.
Методические разработки представляют собой компактный очерк истории народа саха, теории и практики педагогики. Они помогут педагогу научиться использовать их воспитательный и обучающий потенциал, активно применять их на практике, когда проблемой педагогики выступает формирование человека субъектом культуры, деятельным творцом собственной жизни и активным членом общества.
Будут полезны работникам дошкольного, общего и дополнительного образования.
Елена Иннокентьевна Колесова
Организация и реализация творческих занятий в образовательных учреждениях по истории народа саха. Методические разработки
© Колесова Е. И., 2016
* * *Введение
Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога или качества подготовки детей.
«Ребенок в этом мире – иностранец; он не знает названия городов, направления улиц; ему необходим гид, который вежливо ответит на все его вопросы; уважайте его незнание». Занятие – основной элемент организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Оно является иллюстрацией того, как на практике осуществляется реализация образовательной программы педагога. Главные задачи при проведении занятия: добиться максимальной активности детей, включить в творческий процесс всех воспитанников, сформировать устойчивый интерес к изучаемому предмету, побудить получать знания и приобретать конкретные умения.
Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий разных предметов.
По мнению ученых, человек являет собой единство трех сущностей: природной, социальной, культурной. Соответственно этому мы несем природное, социальное, культурное начало. Между природой и социумом лежит культура. Постигая культуру и творя ее человек обретает духовную сущность. Ребенок в этот мир человеческого социума входит через культуру. Постигая культуру и творя ее, человек обретает духовную сущность.
I методическая разработка
Тема: «Интегрированный факультативный курс как способ формирования мировоззрения обучающихся»
Факультативный курс направлен на развитие национальных ценностей. Необходимо внедрение модели интегрированных учреждений, реализующих программы общего, дополнительного и профессионального образования в образовательную систему.
Цель курса: формирование у обучающихся представления про прародителей народа саха.
Удовлетворение познавательных потребностей обучающихся.
Развитие творческого потенциала каждого обучающегося.
Основная задача: предоставить обучающимся общий обзор национальной культуры якутов.
Структура предусматривает изучение курса в трех блоках.
Тематика блоков:
1. «Эллэй Боотур и Омоҕой Баай в моих рисунках» представляет собой экскурс в историю якутского народа. Блок также включает материалы мироздания, края с точки зрения мифологии и научной картины.
2. Национальная культура народа саха (сэргэ, чорон, ыhыах, хомус, пословицы и поговорки). Обучающиеся знакомятся с музеями краеведения, искусства и театрами. Показать национальную культуру во всём её многообразии. Способствовать осознанию необходимости саморазвития и самореализации личности.
3. «Якутия в лицах» по книге В. Пестерева, на исторических фактах автор раскрывает многостороннее развитие общества.
Построение занятий:
Общий обзор курса педагогом.
Детальная проработка и презентация материала обучающимися.
Рассмотрение эволюции народа в таком ракурсе отражает основные тенденции развития и сделать соответствующее обобщение.
I блок. Омоҕой Баай и Эллэй Боотур в рисунках детей. Изучение легенды прародителей народа саха Омогой Баайа и Эллэй Боотура. Нарисовать сюжеты на легенду.
В далёкие времена люди, скрываясь от междоусобиц, убегали на север Восточной Сибири. Среди них был человек, которого звали Омоҕоем.
Он обосновался в верховьях благодатной реки Лены. Вкус земли её был удивительно приятным – это был благодатный край, чтобы расплодиться людям и живности.
Однажды Омоҕой заметил на мысу, на берегу реки защищенном от ветра елями одиноко сидящего человека.
Заметив его, Омоҕой прибежал домой, собрал всех мужчин и сказал: «Вот, случилась беда, появились пришельцы, может быть, это люди с сомнительным, скандальным нравом». Затем пошёл со своими людьми к месту, где заметил Элляя.
Омоҕой застал Элляя в шалаше и приставив к нему пальму, стал спрашивать: «Кто ты такой, откуда прибыл, зачем приплыл к моему жилью, в мой край?». Эллэй стал умолять его, рассказывая о своих предках: Пожалей меня, зовусь я Элляем, я сын жителя земли урааҥхай Татаара Таймы, убежавшего в старину земли племени монгол. Находясь в стране монголов под властью царя Хаана Тойоно, я не смог выполнить его наказ и чтобы избежать смерти, убежал. По дороге схоронил отца, сбил с пути своих рабов-спутников, остался один. Претерпев различные тяготы и лишения, по завещанию отца прибыл сюда. Он мне сказал, что тебя знает, поэтому, если ты действительно Омоҕой, пожалей меня».
Тогда Омоҕой опустил пальму вниз и сказал: «Я – Омоҕой Баай, в былые времена, когда вспыхивали огненные битвы на земле монголов, проехав через край ураангхай, давным-давно нашел эту реку. Действительно, я встречался с твоим отцом, если ты и вправду его родной сын-наследник, ты должен быть добрым, почитаемым человеком, иди со мной и живи с нами, будь работником-помощником». Согласившись, Эллэй приходит вместе с Омоҕоем в его дом, нанимается работником. В течение трех лет он был его слугой. Стада Омоҕоя состояла из лошадей и крупного рогатого скота. Жили в небольшой, конусообразной юрте. Сена для скота они не заготавливали, вовсе не знали про кумыс из кобыльего и коровьего молока. Свой скот содержали только на подножном корме. Питались напитком из кислого молока, пользовались деревянной и берестяной посудой.
Эллэй был хорошим охотником. Не было дела, которого бы он не осилил, не было такой работы, с которой бы он не справился, не было случая, чтобы он перечил хозяину. Омоҕой радовался его сноровке, понял, что он хороший труженик и дал ему имя «многострадальный муж, одинокий Эллэй Боотур».
Эллэй, женившись на нелюбимой дочери Омоҕоя, в местности Үс Хатыҥ поставил берестяную большую урасу величиной с бугор, с кольцеобразными украшениями, с девятью выпуклыми опоясками и сказал: «Пусть это называется «могол ураса». Поставил изгородь, загон для скота. На дворе развел дымокур из дерна, от чего дым стал плавно стелиться. Затем сколотил юрту. Эллэй основал праздник ысыах, где впервые произнес моление-алгыс.
Сыппай стала хорошей хозяйкой. В девяти ушатах вставили кумыс. Возле двора поставили столб-саар багах. Срезав молодые березки воткнули в землю. Устроили түһүлгэ и справили ысыах. На ысыах пригласили людей, семью Омоҕой Баайа. Исполнили обряд ысыаха. Все это было организовано Элляем.
Они устроили первый праздник ысыах. Древний национальный праздник ысыах – один из наших самых почитаемых праздников.
II блок. Национальная культура якутов. Ознакомление с самобытной культурой народа саха через посещение Музеев мамонта, хомуса, фольклора, НХМ, им. Е. М. Ярославского
Сэргэ – это общее название в якутском языке различных деревянных сооружений простейшей конструкции хозяйственного или ритуального назначения. С завершением постройки якутского балагана устанавливали сэргэ, чаще всего перед домом или с южной его стороны. Количество сэргэ зависело от состоятельности хозяев. Бедные ставили одно, богатые – до девяти.
Надворное сэргэ представляло собой столб, длиной до 200–270 см, диаметром примерно от 20 до 50 см. В верхней его части делалась выемка, называвшаяся моонньох. Шейки сэргэ украшались резным геометрическим орнаментом. На вершине ставились вырезанные из дерева голова коня, ромбик, шар или крест. К надворным сэргэ привязывали лошадей, если во дворе отсутствовала другая разновидность коновязей, называемая ат сэргэтэ.
Сэргэ надворного типа ставились в старину и на могилах князей и вождей.
Близко к надворным коновязам по оформлению и размерам сэргэ невесты (кийиит сэргэтэ). Оно ставилось в день её приезда в дом жениха, и только невеста имела право привязывать к нему свою свадебную лошадь.
При проведении праздника ысыах на восточной стороне площади воздвигался столб, похожий на народное сэргэ, которое назывался аар баҕах. К нему привязывали коня белой масти с седлом в серебряной оправе и с полным набором верховой сбруи.
Для совершения религиозного обряда дэлбиргэ, посвященного духу местности, на окраине аласа устанавливали от трех до девяти миниатюрных сэргэ и протягивали между ними пестрый шнурок из конских волос, а на него навешивали пучки белых конских волос и маленькие модели намордников телят и жеребят (томторук, өрүө).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Организация и реализация творческих занятий в образовательных учреждениях по истории народа саха"
Книги похожие на "Организация и реализация творческих занятий в образовательных учреждениях по истории народа саха" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Колесова - Организация и реализация творческих занятий в образовательных учреждениях по истории народа саха"
Отзывы читателей о книге "Организация и реализация творческих занятий в образовательных учреждениях по истории народа саха", комментарии и мнения людей о произведении.