» » » » Дж. Клиер - Россия собирает своих евреев


Авторские права

Дж. Клиер - Россия собирает своих евреев

Здесь можно скачать бесплатно "Дж. Клиер - Россия собирает своих евреев" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Мосты культуры, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Россия собирает своих евреев
Автор:
Издательство:
Мосты культуры
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Россия собирает своих евреев"

Описание и краткое содержание "Россия собирает своих евреев" читать бесплатно онлайн.



Цель настоящего исследования – рассказать о том, как Россия приобрела значительное еврейское население в конце XVIII – начале XIX вв. и как управляла им. Обращаясь к истории русско-еврейских отношений, я ставлю три важные проблемы: что означал для русских «еврейский вопрос»? Как в России осознавали его существование? Как собирались его решать?

В настоящей книге присутствует также одна важная тема, сопутствующая основной. В рассматриваемый период русская юдофобия преобразилась из простого, примитивного религиозного предрассудка, гласившего, что евреи – богоубийцы и «враги Христа», в комплекс более изощренных современных мифов, основанных на мнении, будто евреи – религиозные фанатики и эксплуататоры русских крестьян. К концу XIX в. эти стержневые мифы дополнились легендами о мировом еврейском заговоре, направленном против самих основ христианской цивилизации и власти. России предстояло внести собственный вклад в развитие этих мифов в виде «Книги кагала» Я.Брафмана (Вильна, 1869; 3-е изд.: СПб., 1882-1888) и «Протоколов сионских мудрецов».

Подготовка русского издания этой книги дала мне редкую возможность переработать и дополнить ее текст. Благодаря этому я смог включить в работу значительный объем нового исследовательского материала, основанного на моих недавних архивных разысканиях. Кроме того, я использовал новые труды коллег, появившиеся с наступлением теперешнего подъема в изучении европейского еврейства нового времени.

Автор






[301] Eisenbach A. The Emancipation of the Jews in Poland, 1780-1870. Oxford, 1991.P.66,78,79.

[302] По подсчетам Ю.И.Гессена, за 1797-1800 гг. на территориях расселения евреев насчитывалось 2309 еврейских купцов и 148986 членов мещанского сословия. В тех же местах проживало соответственно 11637 и 166713 христиан – купцов и мещан. (Гессен Ю.И. История еврейского народа. T.I. С.84-85).

[303] ППСЗ. Т. XXIII. No. 17249. 7 сентября 1794 г. С.554.

[304] Там же. No. 17432. 21 января 1796 г. С.857-858.

[305] Можно отметить интересные параллели между екатерининской политикой в отношении евреев и действиями правительства в отношении мусульманского меньшинства, проведенные в работе А.У.Фишера. Этот автор полагает, что Екатерина не столько стремилась русифицировать подвластное население, сколько «привести народы и территории в соответствие с „нормальными“ российскими административными категориями». (Fisher A.W Enlightened Despotism and Islam under Catherine II// SR. 1968. Vol.XW. No.4. P.552).

[306] Гессен Ю.И. История еврейского народа. Т.1. С.84-85.

[307] ППСЗ. T. XXIV. № 17694. 29 декабря 1796 г. С.256-257; там же. № 18015. 23 июня 1797 г. С.635-636. По мнению Ю. Гессена, этот последний указ, явно буквально воспроизводящий указ от 23 июня 1794 г., вообще никогда не существовал, а просто по ошибке прежний указ вторично попал в собрание законодательных актов (Гессен Ю.И. Евреи в России… С.364).

[308] ППСЗ. T. XXIV № 17605. 3 декабря 1796 г. С.215-216.

[309] Там же. No. 18132. 8 сентября 1797 г. С.725.

[310] Гессен Ю.И. История еврейского народа… Т. 1. С.92.

[311] Гессен Ю.И. Евреи в Курляндии (XVI-XVII вв.) // ЕС. 1914. T. VI. №2. С.382.

[312] ППСЗ. T.XXV. No. 18889. 14 марта 1799 г. С.585-586.

[313] Там же.

[314] Там же.

[315] П.Г.Козловский, советский историк белорусской деревни, считает, что в пессимистических оценках современников, а следом за ними и в историографии, отразилась тенденция распространять на всю Белоруссию то положение дел, которое было зафиксировано в самых захудалых деревнях, а потому осталось невыявленным имущественное расслоение внутри крестьянства. Однако он не оспаривает тот факт, что источники почти единодушно говорят о нищете, царившей в сельской местности' (Козловский П.Г. Крестьяне Белоруссии во второй половине XVII – XVIII вв. Минск, 1969. С.137-141.)

[316] Там же. С. 64.

[317] Бершадский С.А. Положение… С.87.

[318] См.: Ковальченко И.Д. К вопросу о состоянии помещичьего хозяйства перед отменой крепостного права в России // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1959 г. М., 1961. С.192-227.

[319] Козловский П.Г. Крестьяне Белоруссии… С. 112.

[320] Там же.

[321] Бершадский С.А. Положение… С.87-88.

[322] Донесения дворянских выборщиков и депутатов в екатерининскую Уложенную комиссию 1767 г. очень похожи по характеру и разнообразию на доклад минских маршалов. См.: Dukes P. Catherine the Great and the Russian Nobility. Cambridge, 1967. P.110-144, Выпады против евреев следует рассматривать в контексте борьбы между дворянством и городскими сословиями Белоруссии за контроль над винокурением и виноторговлей. Она описана в кн.: Анищенко Е.К. Черта оседлости… С.45-59.

[323] Ю.И. Гессен. Евреи в России… С.20.

[324] Бершадский С.А. Положение… С.92-93. Указ от 31 марта 1755 г. запрещал заниматься винокурением под чужим именем всем тем, кто сам был лишен этого права. (ППСЗ. T.XTV. №10384. С.339-340.)

[325] С.А.Бершадскому удалось обнаружить в архивах полный текст донесений маршалов Минска, Литвы и Подолии, а мнение представителей Волыни отражено в выдержке из их донесения, составленной каменец-подольским губернатором графом И.В.Гудовичем.

[326] Бершадский С.А. Положение… С.94-95.

[327] Литовская губерния с административным центром в Вильно была создана в 1796 г. и включала 19 уездов. В 1802 г. ее территория была разделена между Виленской и Гродненской губерниями.

[328] Бершадский С.А. Положение… С.70-71.

[329] Козловский П.Г. Крестьяне Белоруссии… С.36-37.

[330] Вернадский С.А. Положение… С.75-77.

[331] Там же. С.72-73.

[332] Там же. С.113.

[333] Там же.

[334] Там же. С.91-92.

[335] Там же. С. 93.

[336] Там же.

[337] Там же. С.93-94.

[338] Там же. С. 94-96.

[339] Державин Г.Р. Записки. М., 1860. С.133.

[340] Там же. С.719-720; Гессен Ю.И. К истории «средневековых обвинении» // Книжки Восхода. 1902. Т. ХХII. Кн. 4. С.55-56.

[341] Там же. С. 749.

[342] Там же. С. 800-801.

[343] Письмо Павла I Державину//Державин Г.Р. Сочинения. T. VI. 1201 (16 июня 1800 г.). С. 385.

[344] Письмо Обольянинова Державину//Там же. 1202(16 июня 1800 г.). С.385-386.

[345] Окончательный вывод Державина о причинах голода в Белоруссии в 1800 г. состоял в том, что его вызвали нехватка зерна и плохое распределение имевшихся запасов. См. доклад Обольянинова Павлу I (Там же. 1204 [без даты]. С.387-389).

[346] Державин Г.Р. Записки. С.408-409.

[347] Державин Г.Р. Мнение…//Сочинения. Т. VII. С.306-329. Надо напомнить, что Ноткин послужил особой мишенью для кампании московских купцов за изгнание евреев из города в 1791 г. Его биографические данные см.: Еврейская энциклопедия. T.XI. С.801-802; Fishman D. Modem Jews… P.52-55 и далее.

[348] См.: Гессен Ю. Евреи в России… С.447.

[349] Там же.

[350] Там же. С. 448.

[351] В России «маскилим» были, возможно, немногочисленны, но энергично выдвигали перед русскими властями предложения по реформированию системы образования в духе идей Моисея Мендельсона. Еще за семнадцать лет до Франка подобное предложение направил русским властям еврейский купец из Германии, Яков Хирш, живший тогда в Могилеве. Русский перевод его проекта см.: Регесты и надписи. Т.Ш. С.240-243. Перевод на иврит издан в работе: Slutsky Y, Bobe M. On the History of the Jews in Russia at the End of the Eighteenth Century (Three Documents) // He-avar. 1972. Vol. XX. P. 78-80. Этот документ рассмотрен в кн.: Fishman D. Modem Jews. P.61-62.

[352] Державин Г.Р. Записки. С. 409.

[353] См.: Springer A.R. The Public Career and Political Views of G.R. Derzhavin. Ph.D. Dissertation. University of California at Los Angeles, 1971.

[354] Державин. Мнение… //Сочинения. ТУП. С.231-232.

[355] Там же. С. 235-242.

[356] Там же. С.245-246.

[357] Там же.

[358] Там же. С. 298.

[359] Там же. С.250,254.

[360] Там же. С. 314317. Как уже было отмечено, эти данные были связаны с делом о ритуальном убийстве в Сенно в 1799 г.

[361] Taм жe. C. 254.

[362] Единственное исключение представляло собой то внимание, которое уделил Державин сбору и вывозу денег за границу хасидами. Это было одно из политических обвинений, исходивших от противников хасидов, например от Авигдора, бывшего пинского раввина. Напротив, Ю.Гессен считал, что второй арест Шнеура Залмана произошел в результате расследования Державина (Гессен Ю. История еврейского народа… T.I. C. 112-113).

[363] На русском языке издано большое количество документов, относящихся к разногласиям между хасидами и миснагдим. См.: Дубнов С.М. Религиозная борьба среди русских евреев в конце XVIII века // Восход. 1893. T.XIII. №.1. С.37-61; Вмешательство русского правительства в антихасидскую борьбу(1800-1801)//ЕС.1910.Т.11.№1.С.84-109;тамже.Т.П.№2.С.253-282; Гессен Ю. История. T.I. С. 103-111. Существует целый ряд исследований этой темы на английском языке: Wilensky M.L, Hasidic-Mitnaggedic Polemics in the Jewish Communities of Eastern Europe: The Hostile Phase // Hundert G.D. Essential Papers on Hasidism: Origins to Present. N.Y.-L., 1991. P.244-271; Fishman D. Modern Jews. P.20-21 и далее. В работе: Loewenthal N. Communicating the Infinite. Chicago – L., 1990 перечислены исследования по теме, вышедшие на иврите (см.: P. 244-245, № 47), а сам спор рассматривается как возможный переломный момент в эволюции богословских взглядов Шнеура Залмана (Р.72-73).

[364] См.: Katz J. A State Within a State: The History of an Antisemitic Slogan // Emancipation and Assimilation. Richmond, 1972. P.47-76; Klier J. Imperial Russia's P.263-283.

[365] Державин Г.Р. Мнение. С.252-258.

[366] Там же. С. 292-293.

[367] Там же. С.294-296. Еврейские термины, обозначающие места молитвы и учения – «синагога» и «шуль» – странно выглядели в роли названий административных учреждений. Иерархическая структура судов напоминает о прежних организационных начинаниях русских властей.

[368] Fisher A. Enlightened Despotism… Р.500-501.

[369] Державин Г.Р. Мнение. С.293-298.

[370] Bartlett R. Human Capital… P. 135-136.

[371] Должность обер-прокурора, на которую назначался мирянин, была создана Петром I для наблюдения за деятельностью бюрократического органа из представителей высшего духовенства. Святейшего Синода, руководившего Русской Православной церковью.

[372] Гессен Ю.И. Евреи в России… С.68.

[373] Springer A. Derzhavin… P.214-276.

[374] Там же. Р.259.

[375] См.: Нота Ноткин // Рессен Ю.И. Евреи в России… С.443-445.

[376] См.: Szajkowski Z. Autonomy and Communal Jewish Debts during the French Revolution. N.Y, 1959.

[377] Державин Г.Р. Мнение… С.270.

[378] Там же. С. 274.

[379] Там же. С.175-276.

[380] Там же. С.276-277.

[381] Там же. Например, А.Шпрингер считает, что евреи, поселившиеся в поместьях в Белоруссии, по плану Державина попали бы в крепостную зависимость. (См.: Springer A. Derzhavin… P. 304.) Но в «Мнении» ясно говорится, что сельские евреи «почитаться должны людьми вольными, а не крепостными» (Державин ГР. Мнение… С.281).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Россия собирает своих евреев"

Книги похожие на "Россия собирает своих евреев" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дж. Клиер

Дж. Клиер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дж. Клиер - Россия собирает своих евреев"

Отзывы читателей о книге "Россия собирает своих евреев", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.