Тадеуш Ружевич - Мать уходит

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Мать уходит"
Описание и краткое содержание "Мать уходит" читать бесплатно онлайн.
«Мать уходит» Тадеуша Ружевича (1921–2014) – это волнующий рассказ в прозе и стихах о семье поэта: его матери, отце, двух братьях, старший из которых, Януш, был расстрелян гестаповцами в 1944 г., когда сам Тадеуш принимал участие в партизанском движении. Входящий в книгу «Гливицкий дневник» рассказывает о последних месяцах жизни матери поэта, за которой сын трогательно ухаживал до самого конца. Тексты книги дополнены воспоминаниями его матери Стефании Ружевич (1898–1957) о ее деревенском детстве и о первых годах жизни Тадеуша, и воспоминаниями его младшего брата Станислава.
Книга, вышедшая в 1999 году, завоевала главную литературную премию Польши «Ника» за 2000 год. На русском языке большинство материалов публикуется впервые.
В мои молодые годы народ вообще был страшно суеверный. Рассказывали, что если мать умрет и оставит сирот, то всегда после смерти приходит ночью и младшего ребенка кормит грудью. Я говорю: умершему же нечем кормить, а женщина объясняет мне, что какая-то бабка видела собственными глазами, как ее дочь приходила ночью, становилась возле колыбели на коленки и кормила своего ребенка. И сказала эта бабка, что только сделался какой-то шум, когда дочь снова улетела на небо, и даже двери не открылись. Я любила, когда в деревне мне рассказывали о разных ужасах и (прежних) временах. Если бы я тогда знала, что когда-нибудь придется рассказывать, в каком невежестве жили люди.
Ксендз старался для усадьбы, а простой народ целиком был предоставлен сам себе. Очень верили в колдовство. Рассказывали мне, что если пастух захочет, то любому задаст. Значит, заколдует. Вот что случилось, кажется, в Радошевицах. Помещик выгнал пастуха, а тот отомстил, заколдовав его. Так ему задал, что тот никогда уже не мог нормально справить нужду, только в штаны. И этот помещик никогда не мог ни на людях быть, ни куда-нибудь поехать, потому что как только выбирался, сразу же делал в штаны, и приходилось сидеть дома. Будто бы и лакеи не хотели у него работать. Такую вот силу имели пастухи. А иной раз, когда сосед обозлится на соседа, идет к пастуху и платит ему, чтобы тот задал соседу. Пастух мог наслать прострел или какую-нибудь лихорадку, которая постоянно била человека. Пастух, говорят, будто бы оттого имел силу, что когда-то в пору полнолуния, выкопал на киркуте еврея и закопал его под порогом овчарни. Пастух мог также сделать так, что овцы не слушались того, кто заменял его. Собирались в кучу и не хотели, хоть убей, двигаться с места или нападал на них мор, и они подыхали.
Женщины верили в колдовство. Если бы какая-нибудь из женщин пришла попросить молока после захода солнца, то ей бы в этом отказали, или нужно было всыпать туда соли, чтобы молоко у коровы не пропало. Стоило соседкам поругаться, сразу одна на другую: ты ведьма, что ты после захода солнца тут ползаешь, да еще молока просишь? Думаешь, сука ты такая, что люди не знают, что и мать твоя уже была ведьмой, и люди ее голой видели, и как она ночью масло сбивала? И не раз бывали такие, что как на что-то глянут, сразу все пропадало. Мне кажется, что это «пропадало» означало, что все портилось.
Люди верили в изгнание дьявола. Будто бы в Бжикове был ксендз, который имел силу изгонять дьявола. Рассказывала мне одна старушка, что она как раз была в костеле, когда ксендз изгонял дьявола. Привезли в костел одержимую, и как только дьявол понял, что его хотят изгнать, так и не дал этой женщине в костел войти. Он рычал и метался в ей так, что изо рта пена пошла, но когда ксендз начал кропить ее водой и молиться за нее, то дьявол чего только не вытворял, а ксендз все молился. А женщина как начнет тут выть! Потом из ее рта показался огонь и дым, и тогда уж дьявол вышел. Верили также в то, что если воет собака и смотрит при этом вверх, то точно будет пожар, а если опять же воет и голову наклоняет вниз, – то чья-то смерть. Если кому-то должно было умереть, всегда были знаки. Или икона упадет, или такой удар раздастся, что все перепугаются, или что увидят.
Лечились люди преимущественно заговорами. Верили знахарям. Такой знахарь в основном лечил кадильным дымом. Зажигал на крышке разные травы, обходил вокруг больного несколько раз, и кадил, произнося какие-то заклинания. Это было лучшим средством от всех болезней. Если у кого-то опухало лицо или выскакивал чирей, то знахарь пользовался другими средствами. Велел помочиться на какую-нибудь грязную тряпку. Это должно было отвратить боль, и болезнь проходила. Мне же кажется, что больной чаще возносился на небо после такого лечения. Если у кого-то болела голова, то снимали порчу. Было очень хорошо, если кто-то ехал в Осяков и привозил фельдшера. Фельдшер лечил все болезни. Даже банки ставил, если у кого-то болел желудок, а зубы вырывал щипцами или отравлял корень квасцами.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
http://www.biblionetka.pl/art.aspx?id= 101406
2
Морг – старая единица измерения площади в Польше и Литве, равная приблизительно 0,56 гектара.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мать уходит"
Книги похожие на "Мать уходит" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тадеуш Ружевич - Мать уходит"
Отзывы читателей о книге "Мать уходит", комментарии и мнения людей о произведении.