Сергей Кулаков - Руководство по реабилитации аддиктов
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Руководство по реабилитации аддиктов"
Описание и краткое содержание "Руководство по реабилитации аддиктов" читать бесплатно онлайн.
В руководстве излагаются основы реабилитации химических и нехимических зависимостей, обобщающие многолетний опыт ее проведения автором. Читателю предлагают ознакомиться с основными приёмами, вмешательствами биопсихосоциодуховной модели, применяемыми в условиях клиники. Книга иллюстрирована многочисленными примерами из практики. Учебник предназначен для врачей, психологов, социальных работников, оказывающих помощь аддиктам в реабилитационных центрах и клиниках.
Пытаться бороться, не замечать свои собственные эмоции и переживания – это верный способ умножить свои страдания, запутаться в проблемах и потерять душевный покой. Сделав свою жизнь невыносимой, человеку пытающемуся выздоравливать от алкоголизма или наркомании, не остается ничего иного как снова возобновить употребление. И поэтому работа с собственными чувствами, их распознавание, отслеживание и, наконец, сообщение о них окружающим являются важными задачами реабилитации. Дневник чувств поможет: научиться различать собственные чувства и с их помощью глубже познать самого себя; осознать свои реакции и поступки, а значит, получить возможность изменить поведение, которое мешает наладить взаимоотношения с другими людьми. Так как у пациентов на начальном этапе бывают проблемы с формулированием эмоций и чувств, специалисты им выдают своеобразную «шпаргалку» со списком чувств, такой же плакат висит на стене (табл.6).
Таблица 6. Эмоции и чувства
Рекомендации по написанию дневника чувств
Для того чтобы писать дневник нужно:
1. Ручка, тетрадка
2. Таблица чувств
3 Желание выздоравливать
Для облегчения выражения чувств и реакции тела пациентам предлагаются следующие памятки (табл.7, 8)
Таблица 7.Памятка для пациентов по дневнику чувств
Таблица 8.Возможные реакции тела
Самоанализ может быть предложен в качестве альтернативы домашним заданиям.
Мой ежедневный самоанализ
Помните, что это программа развития выздоровления, и если вы обошлись сегодня без алкоголя и наркотиков, значит, что-то вы сделали правильно.
Опиши подробно эти ситуации.
1. Удалось ли мне сегодня обойтись без алкоголя и наркотиков?
2. Замечал ли я сегодня у себя…?
Негативное мышление и разрушительные чувства (отрицание, недоверие, злость, злорадство, ненависть, зависть, страх, отчаяние, жалость к себе…);
Навязчивые желания и мысли, одержимость;
Заранее настраивался на результат;
Беспокойство о будущем, прошлом;
3. Какие отрицательные черты проявлялись в моих сегодняшних поступках, наносил ли я вред себе и окружающим?
Своеволие
Лень
Нечестность
Жадность
Эгоизм
Эгоцентризм
Осуждение
Оскорбления
Неуважение
Манипуляции
Праздность
4. Обвинял ли я кого-нибудь в моих сегодняшних действиях?
5. Кто те люди в моей жизни, которым я доверял сегодня?
6. Признал ли я перед кем-нибудь свои ошибки сегодня?
7. Важно ли для меня было сегодня обойтись без алкоголя и наркотиков?
8. Что я сделал сегодня против своего желания?
9. За что я могу себя похвалить?
Новые привычки (вовремя вставать, холодный душ, зарядка, приготовление себе еды, выполнение домашних обязанностей и т.д.)
Бескорыстные поступки
Добросовестная работа
Ответственность
Самообразование
10. Что принесло радость, удовольствие?
Интересное общение
Активный отдых
Интересные открытия, книги, информация
Спорт
Подарки себе и другим
11. Какие хорошие качества ты сегодня в себе видишь?
12. Кому и за что я могу сегодня быть благодарен?
Люди
Высшая Сила
Судьба
13. Замечал ли я сегодня у себя позитивное мышление.
14. Что меня сегодня отдаляло от употребления, а что приближало?
P.S. Не умолчал ли я о каком-то событии, о котором непременно должен был посоветоваться с психологом?
Итоги недели (ИН)
Итоги недели предназначены для формирования тех же навыков у пациентов, что и Итоги дня. Благодаря ИН реабилитанты отслеживают динамику своего эмоционального состояния и поведения в течение более длительного времени, чем 1 день. Для зависимых, в большинстве своем живущих одним днем, неделя – это достаточно серьезный временной интервал. Подведение итогов за такой период позволяет пациентам структурировать и стабилизировать свою жизнь. Схема проведения ИН может быть аналогична ИД или, по желанию специалистов Реабилитационного центра, включать дополнительные пункты. Например, если Итоги недели проводятся в пятницу, то на собрании можно уделять время для разбора планов пациентов, собирающихся в домашний отпуск на выходные дни.
Необходимо описать состояния, наблюдения; сделать выводы и осмыслить произошедшие с тобой события, полученные знания, информацию, отследить привычки.
Попросту – «включи голову»!
Форма проведения:
1. Пять негативов (за неделю)
В форме экспресс-анализа с выводами:
описание ситуации (Когда я…)
три чувства.
что подумал?
что готов был сделать?
что сделал?
что было предпочтительнее?
Вывод:…
2. Пять позитивов (за неделю)
описание ситуации (Когда я …)
три чувства – преобладающее чувство (1)
что для меня это значит…
3. Что делал в реабилитационном центре по программе?
4. Что нового и хорошего узнал за неделю?
5. Конфликт: Когда я… (три чувства)
я подумал…
я хотел сделать…
что сделал…
чего хотел добиться…
чего добился… (три чувства)
вывод…
6. Хит-парад чувств (не менее 5 чувств)
7. Замечание: Кому, за что (событие), три чувства.
Чем навредило мне или группе?
8. Цели и планы на неделю (не менее пяти конкретных целей)
9. Благодарности за неделю: Людям, Себе, Высшей Силе (конкретно).
Психообразовательный подход
У зависимых отсутствуют знания о жизни, навыки коммуникации, поэтому психообразовательный подход, коммуникативные тренинги используется на протяжении всех этапов реабилитации.
Лекции
Лекции о выздоровлении, проводимые врачами и психологами, содержат информационный блок о принципах реабилитации, о симптомах психической зависимости и способах их преодоления, о действиях, направленных на профилактику рецидива, о семейных аспектах наркомании, сопутствующих инфекционных заболеваниях и пр. В зависимости от специалистов и их интересов, содержание лекций может варьироваться, поэтому мы решили не приводить текстов, а ограничились лишь темами.
Темы лекций врачей, психологов, социальных работников-консультантов
Зависимость как био-психо-социо-духовное расстройство
Этапы реабилитации. Этапы выздоровления
Биохимия зависимости
Признаки психического здоровья
Неуправляемость и бессилие
Выздоровление как стиль жизни
Установка на лечение
Созависимость
Сопротивление лечению
Понимание гнева
Здравомыслие
Дефекты характера
Дисфункциональная семья
Честность и как это помогает в выздоровлении
Саботаж лечения
Напряжение и стресс
Своеволие и воля
Любовь к себе и принятие себя
Самооценка
Сопротивление и отрицание
Срыв как часть выздоровления
Защитные механизмы личности
Экзистенциальные аспекты выздоровления
Ресурсы выздоровления
Мой внутренний ребенок
Кризисы и триггеры
В Приложении 7 приведены примерные конспекты некоторых лекций
Примеры медитаций описаны в Приложении 8
Методы стимуляции творческой активности
Важным условием развития креативности является участие пациентов в принятии решений по вопросам жизни терапевтической группы: организация досуга и праздников, решение проблемных и конфликтных ситуаций, определение взысканий и поощрений, планирование и подведение итогов, знакомство с новыми участниками и проводы выпускников Программы, и т. д. Совместные собрания и обсуждения приучают реабилитантов брать на себя ответственность за результат дела и стимулируют творческий подход в разрешении различных ситуаций.
Арт-анализ и арт-терапия
В ситуации с пограничными пациентами, как показывает опыт, свободные ассоциации, интерпретации примитивных форм психологической защиты у них не всегда дают позитивного эффекта, а, иногда, ухудшают состояние.
Одним из альтернативных методов работы является арт-терапия. Методики арт-терапии базируются на том, что внутреннее Я человека отражается в зрительных образах, когда он рисует, не задумываясь о своих произведениях, т. е. спонтанно. Выражение своих переживаний на языке образов и символов является наиболее адекватным для пациентов с психологическими нарушениями, сформированными в самых ранних довербальных периодах индивидуального развития. Когда неосознаваемые психические переживания невозможно объяснить словами, их можно выразить с помощью зрительных образов, минуя цензуру сознания. При этом эмоциональная безопасность обеспечивается тем, что процесс рисования создает условия для социально приемлемого выражения негативных и агрессивных эмоций (периодически переполняющих этих пациентов) посредством механизмов так называемого графического отреагирования. Техника свободных ассоциаций с помощью визуализации является идеальным инструментом для получения материала о вытесненном или приобретенном на очень ранних стадиях развития опыте, так же как и механизм переноса является прекрасным способом адаптивной реконструкции такого опыта. Она дает возможность получить от пациента первичный символический материал в достаточно безопасной форме.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Руководство по реабилитации аддиктов"
Книги похожие на "Руководство по реабилитации аддиктов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Кулаков - Руководство по реабилитации аддиктов"
Отзывы читателей о книге "Руководство по реабилитации аддиктов", комментарии и мнения людей о произведении.