Валерий Лаврусь - Очень Крайний Север. Восхождение
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Очень Крайний Север. Восхождение"
Описание и краткое содержание "Очень Крайний Север. Восхождение" читать бесплатно онлайн.
Когда аспирант Юра Серов в марте 90-го по приглашению старшего брата Славы приехал на Север, он надеялся всего лишь пересидеть семейные проблемы. Но Север не отпустил его, задержав на долгие годы. Полевые работы, дружба, любовь, предательство, вещие сны. Только смерть брата подводит черту северной жизни. Но и тогда Север не отпускает Юрку и, спустя много лет, уводит в горы, где он вдруг встречает брата. Книга посвящена всем, кто гордо говорит: «Я жил и работал на Крайнем Севере!».
– Техники и ребят нет вторые сутки… – Славка заглядывал в печку, пытаясь определить: сунуть ей ещё одно полено или обойдётся. – Погода – дрянь… Чего ж тут… непонятно?
– А ч-число сегодня какое? – ни с того ни с сего Григорича вдруг понадобилась сегодняшняя дата. – Не-не седьмое?
– Седьмое! – старший захлопнул дверцу печи и загрустил: – У моей Сашуни сегодня день рождения…
– Рождество! Ох, не-не надо было их пускать… Ох, не надо… Ладно, давайте есть и с-спать ложиться – нечего зря дрова жечь.
– Давайте, – и Славка поставил на печку разогревать гречневую кашу.
Это сейчас мы без мобильного не ходим даже «до ветру», это мы сейчас контролируем местоположение себя, своих родных и знакомых ежечасно и даже ежеминутно. Все знают, самый распространённый вопрос по мобильному: «Ты где?» А тогда, двадцать лет назад, ничего этого не было. У парней даже рации не имелось!
Мужики лежали в спальниках, не спали, но молчали. Каждый пытался представить, где сейчас латыши. Плохие были дела, совсем плохие… Не сказать бы хуже.
Ночь прошла в ожидании. Ближе к полуночи утихла пурга. Снова установилась ясная, тихая и морозная погода. Славка и Григорич всю ночь по очереди подтапливали печку – в душе надеясь, что, может быть, вернутся…
А потом наступило утро. Надо было вставать, готовить завтрак и идти на работу.
В десять они, как обычно, ушли: Юрка – на профили с локацией, Григорич с Игорем – нивелировать профили для Юрки.
В двенадцать они слышали, как где-то прошёл трактор и прогудела машина.
В два они вернулись к вагончику и увидели, что дорога к ним расчищена, а Славка сидит на деревянной колоде, запаренный, без шапки, видимо, только что колол дрова, курит и при этом сияет, как начищенный самовар.
– До-дошли!
Славка кивнул и рассказал: пока они были на профилях, приезжал бульдозер с «Уралом». На «Урале» приехал главный инженер «Латдорстроя» и сообщил, что парни дошли, но подробностей он не знает, ему поручили передать бутылку водки, четыре банки тушёнки, пару буханок хлеба и искренние благодарности.
– Ну, мужики? Отметим? – Славка только что не приплясывал. – День рождения у дочки. А?.. И парни… парни-то дошли!
– Давай, – Золевский оббил унты от снега, – обязательно н-надо отметить!
Через два дня за «гэтом» приехали Янис и Стас. Были они живы, здоровы и довольны как слоны, хотя рожи всё-таки обморозили. И не только рожи. Они рассказали – чтó у них произошло.
Сначала они пошли на лыжах по дороге, потом выбрались на трассу газопровода – о ней с утра говорили, как о возможном ориентире, которого надо будет держаться. Но началась пурга, и трассу они потеряли. Куда идти, стало непонятно. Попробовали прятаться от ветра в лесу и одновременно идти, но там было столько снега, что не спасали даже лыжи. А когда выходили на болото, сдувал ветер. В конце концов, решили пересидеть пургу в лесу. Выкопали в снегу яму и развели костёр. Несколько часов сидели у костра, грелись, рубили деревья, пили чай. Выпили весь, съели всё печенье, всю тушёнку и сало. Ночью, когда стало проясняться, встали на лыжи и пошли на факел. Уже на исходе сил, в полночь, выбрались на кустовую площадку и попали на объезд бригады ремонтников, которые своим ЗИЛом и привезли их на подбазу. Повезло!
– Слафка, я теперь снаю, сачем нужна ферёвка в тунтре, – весело со своим прибалтийским акцентом сообщил Янис.
– Да-а-а-а-а? – притворно удивился Славка, – И зачем же?
– Связываться. Связываться нато ферёвкой. Котда стало ничего не видно… из-за пурги, мы связались. А так я бы Стаса потерял, – Янис аккуратно почесал обмороженную щёку. – Никогта бы не поверил, что вот так можно саблудиться и самёрзнуть в этих местах.
– Я же говорил, – развёл руками Юрий Григорьевич. – Ё… ные туристы!
Основная часть латышских работников «Латдорстроя» вернулась домой в Прибалтику в 92-м, через год после развала Советского Союза. Они вернулись, а российские парни остались. Им возвращаться было некуда… Да и незачем. На Большой Земле начинались «лихие 90-е».
Но связей с домом они не теряли.
Интермедия: Дорога домой
Поздней осенью 93-го к младшим Серовым в гости решились приехать родители Сони. «Решились», потому что «просто» добраться в Северный – было непросто. Прямых поездов не существовало. Прямые рейсовые самолёты летали только летом, да и то: не чаще двух раз в неделю.
Ехали железной дорогой с пересадкой в Сургуте. До Сургута – почти двое суток поездом Самара – Нижневартовск, прибытием в 23 часа «с копейками». Семь часов ожидания. Пересадка, и ещё шесть часов на поезде Челябинск – Пурпе. Чтобы не испытывать терпение тестя – тёща у Юрки мобильная, – Серов решил их встретить на машине прямо в Сургуте. Сам Юрка по жизни водить автомобили так и не научился – не сложилось у него с техникой, – поэтому он попросил Колганова помочь на его «копейке».
Из Северного они выехали за семь часов до прибытия поезда. За пять с половиной добрались до Сургута. После полутора часов ожидания Юрка встретил тёщу, тестя и – совершенно неожиданно – сестру жены Татьяну с малолетней дочерью. Это стало сюрпризом! Если бы нужно ехать – ну, хотя бы два часа, можно было бы наплевать и уехать всем вместе «на Коле». Но пять с половиной… Посты ГАИ на выезде и въезде…
И Юрка принял решение: старые и малые едут на машине, а они с Татьяной дожидаются поезда. В результате на всё про всё у Юрки ушло около двадцати часов. Почти сутки!
Всё это я здесь расписал, чтобы немного, хотя бы в первом приближении, стало понятно: как непросто было добираться в посёлок Северный, если даже встреча занимала столько времени! И смена вида транспорта ничего не меняла. Можно летать на самолётах с пересадками, что выходило дорого. Можно ездить на поездах с пересадками. Можно было комбинировать. За время проживания в Северном братья испробовали разные варианты.
Вариант: поезд Самара – Нижневартовск, пересадка в Сургуте, далее Челябинск – Пурпе, описан выше. Выходило почти трое суток.
Позже Серовы модифицировали его в вариант: Самара – Нижневартовск с пересадкой в Челябинске, а далее – поездом Челябинск – Пурпе. По времени выходило то же, зато сидишь в Челябинске, днём и только четыре часа. Ну и потом, Челябинск, конечно, тоже не Париж, но уж точно интереснее Сургута, который за многие годы уже вызывал изжогу, особенно своим железнодорожным вокзалом. По времени – те же трое суток.
Были варианты пересадки в Свердловске.
Да-да, именно в Свердловске, не в Екатеринбурге. Это город у них Екатеринбург, а станция аж по 2010-й носила имя революционера-ленинца. Но братьям на этот феномен было наплевать: всё равно же трое суток!
Существовали и чисто самолётные варианты. Но рейсовые самолёты летали только летом, а вахтовые с подсадкой – использовали только вначале 90-х, потом стало не пробиться. Впрочем, особого удовольствия от использования авиационного транспорта никто не получал. И вахты, и рейсовые самолёты в Северный, равно как на весь Крайний Север, вылетали из Самары исключительно в интервале от 2 ночи до 5 утра. Учитывая, что самарский аэропорт Курумоч у чёрта на куличках, выезжать надо часа за четыре до вылета. Как минимум! То есть ночь никто не спал.
Понятно, что рейсы в другие северные города и посёлки были ненамного лучше. За столько лет Серовы не один раз летали через тот же Сургут, а однажды Юрка использовал совсем экзотический маршрут: долетел до Нижневартовска, а потом двумя поездами добирался до Северного. Прямого железнодорожного сообщения между Нижневартовском и Северным никогда не было… и, наверное, уже не будет: пик освоения тех территорий прошёл.
В самом начале своей северной эпопеи, в марте 90-го, Юрка летел в Северный через Тюмень. Не худший вариант, но там долго приходилось ждать стыковки. И ещё… Кто бы ни использовал этот маршрут, всегда зависал в Тюмени по метеоусловиям аэропорта прибытия.
О, эти метеоусловия аэропорта прибытия!.. Начиная с ноября, по середину апреля эти погодные условия бывали настолько гадкие, что, вылетая на Север, в аэропортах Самары, Тюмени и Москвы можно было сидеть сутками! Там скапливалось огромное количество здоровых северных мужиков, которые от скуки начинали бузить. А можно было неожиданно попасть в историю. Как это случилось с Юркой в конце 90-х, когда он возвращался из московской командировки.
Рейс из Внукова в Северный вылетал в половине одиннадцатого, летел порядка трёх с половиной часов, учитывая разность во времени: два часа, в аэропорт Северного самолёт прибывал около четырёх.
В ту декабрьскую пятницу самолёт вылетел с задержкой на полчаса. На задержку внимания никто не обратил, как потом выяснилось, – зря! На рейсе был неординарный пассажирский состав: в салоне бизнес-класса летело всё руководство Северной нефтяной компании, которое возвращалось после защиты бюджета в головной Компании.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очень Крайний Север. Восхождение"
Книги похожие на "Очень Крайний Север. Восхождение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валерий Лаврусь - Очень Крайний Север. Восхождение"
Отзывы читателей о книге "Очень Крайний Север. Восхождение", комментарии и мнения людей о произведении.