Виктор Меркушев - Петербург в произведениях поэтов «Золотого» и «Серебряного» века русской литературы
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Петербург в произведениях поэтов «Золотого» и «Серебряного» века русской литературы"
Описание и краткое содержание "Петербург в произведениях поэтов «Золотого» и «Серебряного» века русской литературы" читать бесплатно онлайн.
В книге собраны произведения поэтов, живших в первой трети девятнадцатого века, и тех, чья творческая активность пришлась на конец XIX века и на начало ХХ. Эти поэты во многом обязаны своей судьбой Санкт-Петербургу, а великий город обязан им своей памятью.
Петербург в произведениях поэтов «Золотого» и «Серебряного» века русской литературы
В книге использованы фрагменты работ Виктора Меркушева
© Меркушев В.В., составление, 2017
© «Знакъ», 2017
Стихи поэтов «Золотого» века
От составителя
«И в пышный Петроград
Через долины, горы…»
В истории России не было античности, но период первой трети девятнадцатого века стал для неё своеобразным Возрождением, «Золотым веком» русской культуры, как назовут его впоследствии историографы и культурологи. И дело даже не в том, что в поэзии, прозе, живописи и графике обретали новую жизнь гуманистические идеалы античной эпохи – просто в российском обществе произошёл необычайный интеллектуальный и духовный подъём, сказавшийся, прежде всего, на литературе, как самой влиятельной форме национальной культуры.
Наш «Золотой век» фактически сформировал современный литературный русский язык. Ведущую роль в этом сыграла поэзия – поэтические книги наличествовали в каждом дворянском доме, журналы и альманахи издавал всякий сколько-нибудь значимый литератор, стихи записывались в альбомы, ходили в списках, заучивались наизусть.
Создалась особая атмосфера поэзии, в которой жило всё образованное сообщество, когда дух поэзии проникал во все сферы социального устройства, становился определяющим в поведении отдельных людей и больших групп. Сочинительство, как и сама поэзия, становится явлением модным, практически необходимым. Всё это не могло не сказаться на утверждении культа человеческого достоинства, свободомыслия, на стремлении к просвещению, творчеству и общественному служению. Как писал об этом времени Константин Яковлевич Грот: «Поэзия была ответом на всё».
«Золотой век» русской поэзии совпадает с творческим веком Александра Сергеевича Пушкина, оттого его называют ещё «Пушкинским временем». После Пушкина вектор русской литературы начинает смещаться от поэзии к прозе, но последняя, несомненно, была обязана русскому «Золотому веку». Французский поэт и философ Поль Валери позже назовёт это время «одним из трёх величайших чудес человеческой культуры».
Поэтические шедевры «Золотого века» до сих пор являются непревзойдёнными образцами литературного мастерства, классикой, эталоном совершенства поэтической формы и стиля. Как это ни покажется странным, но поэзия этого времени определила не только горизонты развития, но и значительно повлияла на формирование национальных особенностей носителей языка, того, что нередко называют загадочностью и непостижимостью русской души.
Если период, предшествующий «Золотому веку», с большой долей справедливости можно назвать придворным, то поэзия «Золотого века», в первую очередь, обращена к простому человеку, к его нуждам, к его поиску себя, к его надеждам и к его совести.
Пришедшие на смену классицистической традиции, сентиментализм и романтизм наиболее полно отвечали чаяниям эпохи, когда само чтение становилось творческим актом.
Читатель искал в текстах ответы на серьёзнейшие проблемы своего бытия, ибо литература в условиях цензуры и отсутствия легальной политической жизни являлась единственным способом идеологического и эстетического выражения взглядов. Возможно, этим и обуславливается отсутствие романтического пантеизма и анимизма, несмотря на множество поэтов-романтиков в самом романтическом периоде русской литературы.
В стремлении к широте и грандиозности, поэтическая мысль литераторов «Золотого века» часто не содержала в себе описательного измерения, что приводило к тому, что в их произведениях мы найдём не так много стихотворений, посвящённых Петербургу. Здесь можно провести параллель с искусством живописи, когда такой жанр, как пейзаж, сформировался значительно позже, нежели сюжетная или жанровая картина. Город ещё не получил своей субъектности, воспринимаясь лишь суммой деталей, которые пока не составляли цельного образа. Зато на фоне чисто орнаментальной картины Петербурга или пустынных невских берегов раскрывается тема душевных переживаний поэта, столь близкая для своих современников.
Душой и характером город наделят позднее – другие поэты и времена иные.
В.М.
Александр Сергеевич Пушкин
(1799–1837)
Великий русский поэт. Создатель современного литературного языка.
Медный всадник. Отрывок
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий,
стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск
безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы
широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор
балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную
живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом
строю
Лоскутья сих знамён победных,
Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в
бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царский дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лёд,
Нева к морям его несёт
И, чуя вешни дни, ликует.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побеждённая стихия…
Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814–1841)
Поэт, драматург, прозаик, художник. Творчество Лермонтова отмечено не только высокой гражданственностью, но и глубоким лиризмом, философской наполненностью. Наряду с Пушкиным является классиком русской литературы.
Сказка для детей
Отрывок
…………………..
Тому назад ещё немного лет
Я пролетал над сонною
столицей.
Кидала ночь свой странный
полусвет,
Румяный запад с новою
денницей
На севере сливались, как
привет
Свидания с молением разлуки;
Над городом таинственные
звуки,
Как грешных снов нескромные
слова,
Неясно раздавались – и
Нева,
Меж кораблей сверкая на
просторе,
Журча, с волной их уносила в
море.
Задумчиво столбы дворцов
немых
По берегам теснилися как
тени,
И в пене вод гранитных
крылец их
Купалися широкие ступени;
Минувших лет событий
роковых
Волна следы смывала
роковые,
И улыбались звёзды голубые,
Глядя с высот на гордый
прах земли,
Как будто мир достоин их
любви,
Как будто им земля небес
дороже…
И я тогда… я улыбнулся тоже.
………………….
«Примите дивное посланье…»
Отрывок
……………
Увы! как скучен этот город,
С своим туманом и водой!..
Куда ни взглянешь, красный
ворот
Как шиш торчит перед
тобой;
Нет милых сплетен – всё
сурово,
Закон сидит на лбу людей;
Всё удивительно, и ново —
А нет ни пошлых новостей!
Доволен каждый сам собою,
Не беспокоясь о других,
И что у нас зовут душою,
То без названия у них!..
………………
Сашка
Отрывок
…………..
Я враг Неве и невскому
туману.
Там (я весь мир в свидетели
возьму)
Веселье вредно русскому
карману,
Занятья вредны русскому
уму.
Там жизнь грязна, пуста и
молчалива,
Как плоский берег Финского
залива.
…………………
Пётр Андреевич Вяземский
(1792–1878)
Поэт, переводчик, литературный критик, историк, государственный деятель. Происходил из древнего княжеского рода. При дворе Императора Александра II пользовался большим влиянием и принимал участие в подготовке его реформ. Награждён многими орденами Российской империи.
Близкий друг Александра Сергеевича Пушкина.
Петербург
Отрывок
Я вижу град Петров
чудесный, величавый,
По манию Петра
воздвигшийся из блат,
Наследный памятник его
могущей славы,
Потомками его украшенный
стократ!
Повсюду зрю следы великие
державы,
И русской славою след
каждый озарён.
Се Пётр, ещё живой в меди
красноречивой!
Под ним полтавский конь,
предтеча горделивый
Штыков сверкающих и
веющих знамён.
Он царствует ещё над
созданным им градом,
Приосеня его державною
рукой,
Народной чести страж и
злобе страх немой.
Пускай враги дерзнут,
вооружаясь адом,
Нести к твоим брегам
кровавый меч войны,
Герой! Ты отразишь их
неподвижным взглядом,
Готовый пасть на них с
отважной крутизны.
Бегут – и где они? – и
снежные сугробы
В пустынях занесли следы
безумной злобы.
Так, Пётр! ты завещал свой
дух сынам побед,
И устрашенный враг зрел
многие Полтавы.
Питомец твой, громов
метатель двоеглавый,
На поприще твоём расширил
свой полёт.
Рымникский пламенный и
Задунайский твёрдый!
Вас здесь согражданин
почтит улыбкой гордой.
………………………………..
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Петербург в произведениях поэтов «Золотого» и «Серебряного» века русской литературы"
Книги похожие на "Петербург в произведениях поэтов «Золотого» и «Серебряного» века русской литературы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Меркушев - Петербург в произведениях поэтов «Золотого» и «Серебряного» века русской литературы"
Отзывы читателей о книге "Петербург в произведениях поэтов «Золотого» и «Серебряного» века русской литературы", комментарии и мнения людей о произведении.