» » » » Клавдий Корняков - Частушки северных деревень


Авторские права

Клавдий Корняков - Частушки северных деревень

Здесь можно купить и скачать "Клавдий Корняков - Частушки северных деревень" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая старинная литература, издательство Литагент «Сказочная дорога»8b638963-0fe2-11e7-a862-0cc47a545a1e, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Клавдий Корняков - Частушки северных деревень
Рейтинг:
Название:
Частушки северных деревень
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4329-0090-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Частушки северных деревень"

Описание и краткое содержание "Частушки северных деревень" читать бесплатно онлайн.



В книгу вошли частушки разных районов Архангельской области. Частушки пели во время работы на сенокосе, в поле, после работы, во время отдыха. Они создавали прекрасное настроение, способствовали хорошим, добрым отношениям между людьми. Этот обычай в северных деревнях существует в течение не одного века, передаётся из поколения в поколение. Частушка является главным «героем» на всех деревенских праздниках. К сожалению, умирают северные деревни. Но частушка будет жить, пока на северной земле живут наши земляки.

Сборник будет интересен жителям деревень, да и горожане не останутся в стороне.






Клавдий Александрович Корняков

Частушки северных деревень

© Корняков К. А… 2015

© Издательский дом «Сказочная дорога», оформление, 2015

От автора

Моё детство и юность прошли в деревне Новошино Красноборского района Архангельской области. Моя деревня расположена в глухом живописном месте в верховьях реки Устья. Деревня Новошино возникла в начале XV века. В Писцовой книге Устьянских новостей о деревне Новошино упоминается в записи, относящейся к 1549 году.

Я с детских лет помню, как в деревне звучали частушки под гармошку, которые в основном пели девушки и ребята. В праздники частушки пели все жители деревни, и старый и малый. Частушка в деревне пользовалась огромной популярностью.

Удивительны были голоса исполнителей частушек! А игроки на гармошке обладали исключительной артистичностью и талантом. Всё это подтолкнуло меня составить этот сборник и проанализировать роль частушки в жизни северных деревень Архангельской области.

В собирании частушек северных деревень Красноборского и других районов помогали мои земляки, жители деревень Новошино, Шадрино, Маломса и других: Рогатых Валентина Петровна, Корнякова Людмила Ивановна, Илатовская Мария Сергеевна, Спиридонова Ольга Алексеевна, Ипатова Нина Алексеевна, Ипатов Александр, уроженец Пинежского района Щепоткин Владимир Евгеньевич и многие другие, а вдохновителем и поддержкой в издании этого сборника была Кононова Людмила Павловна – президент Поморского землячества в городе Москве. Особую признательность выражаю генеральному директору издательства «Сказочная дорога» Редькину Николаю Ивановичу, нашему земляку, уроженцу Вилегодского района Архангельской области.



О частушке как жанре русского фольклора

ЧАСТУШКА (припевка, коротушка) – жанр русского фольклора, сложившийся в 1870-х годах. Термин «частушка» был введен писателем Г. И. Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889 г.) при характеристике народных стишков. Истоки частушки – игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни. Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и рифм, напевноречитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм.

Частушка – это лирическая короткая песенка, состоящая из 2-х или 4-х строк. Однако петь частушки принято так, чтобы куплет шел за куплетом, одна частушка – за другой. Поются (проговариваются) они на одном дыхании, в быстром ритме. Считается, что и само слово образовалось от глагола «частить» или прилагательного «частый».

Как правило, один человек частушку запевает, другой подхватывает, затем включаются еще исполнители, и так – по кругу. Под частушку обычно пляшут, данный жанр относится к области русского народного творчества.

Существует ряд положений о частушках:

1. Относительно появления частушки в народном творчестве мнения ученых расходятся. По мнению одних, частушка бытовала в народе еще на рубеже XVII–XVIII вв. Её носителями были бродячие артисты. Противники этой точки зрения утверждают, что частушка в качестве особой песенной формы появилась в конце XIX века.

Трудно сказать, кто из ученых прав, но в знаменитом Толковом словаре Владимира Даля слова «частушка» нет. Большинство все же склоняются к тому, что частушка как жанр, как словесно-музыкальная миниатюра, впервые упоминается в 1889 году Глебом Успенским в очерке «Новые народные песни».

2. Удивительным образом частушки возникли практически в одно время в разных областях России. В каждой местности народ придал задорным песенкам свой неповторимый колорит. Иногда суть, приоритет в звучании или теме слышался в самом названии: саратовские страдания, волжские матанечки, рязанские хохотушки, вятские нескладушки, уральские тараторки и т. д. В разных краях лирические песенки называли по-разному – погудка, коротушка, припевка, цыганочка, собирушка, топтушка и т. д., но во всех случаях речь шла именно о частушке.

3. Частушка исполняется под разные народные музыкальные инструменты, но чаще всего под гармошку и балалайку. Однако музыкальное сопровождение – не главное при исполнении частушки, иные народы поют ее и вовсе без аккомпанемента.

4. Структура частушки незатейлива, хотя и не столь проста, как может показаться на первый взгляд. Можно заметить, что в ней органично сочетаются традиция и новаторство. Традиция заключается в строго определенном объеме (как правило, 4 строки в частушке, 2 – в страданиях), в наличии цельного набора устоявшихся и ставших привычными зачинов и припевов, неизменность оборотов и образов, рифмование четных строк (редко парная зарифмованность).

Новизну в частушку привносят по-разному в разных уголках России, даже в разных районах Архангельской области, да и в разных деревнях. Каждая частушка несет в себе сюрприз, секрет. Где-то опускают первую строку зачина, предоставляя «слово» гармони или балалайке.

Иные исполнители, напротив, наполняют словами даже проигрыш или музыкальную паузу. Вариантов масса, неожиданности могут всплыть в любое время. Все они имеют право на жизнь, ведь это народное творчество.

5. Каким бы несерьезным жанром не считали частушку иные критики, у нее не отнять двух положительных составляющих.

Частушки отражают историю народа, по их содержанию можно судить о событиях с точки зрения простых людей. Частушки – это настроение масс. Они полны живых откликов на происходящие события или отдельные жизненные ситуации. По ним вполне можно проследить историю страны.

Частушка несет в себе массу позитива (даже знаменитые саратовские страдания). Она может быть грустной, но при этом оптимистические нотки в ней непременно присутствуют, частица юмора обязательно есть (часто – подтрунивание над самим собой).

Известны случаи: в состоянии депрессии и стресса стоит людям пропеть несколько частушечных куплетов, как душевная боль уходит, а сердечные раны заживают. Возможно, это происходит от того, что человек просто прокричится, приплясывая, – выпустит пар. А возможно, так проявляется великая сила коллективного народного искусства. Пусть даже такого немудреного, как частушка.

6. Частушка – желанный гость в любой компании в наше время. Она, как прежде, популярна и любима массами.

Она не растеряла своего смысла – возможности людям высказаться, подшутить над собой и над другими, высмеять ситуацию или человека (лентяя, чиновника, пьяницу). Частушка всегда идет в ногу со временем. Она никогда не исчерпает себя.

Частушки создаются преимущественно сельской молодежью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь. Мелодии в каждой отдельной деревне или районе обычно бывают разные. Например, в нашей деревне Новошино Красноборского района частушки исполняются живо, весело, залихватски, в то же время в деревнях Пермогорье, Телегове частушки исполняют протяжно, даже медленно.

Тематика главным образом любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают частушки общественного содержания (чаще с сатирической окраской); в советское время их доля в общей массе частушек значительно возрастает, тематический диапазон расширяется.

Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определенному лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Под влиянием фольклорных частушек возникла литературная частушка.

Текст частушки – обычно это четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящие за рамки литературного языка. Частушка обычно исполняется под аккомпанемент гармошки. Музыкальной основой частушки являются короткие одночастные, реже – двухчастные мелодии, исполняемые полуговорком или напевно.

История возникновения частушки

Есть факты наличия коротеньких песенок, близких к частушкам, в XVIII и первой половине XIX веков, но они не убедительны.

Однако метод изучения фольклорных текстов, связанный с попыткой относительно точного датирования времени их происхождения на основе дат первых их публикаций не может быть в полной мере применен к фольклору, и поэтому это не является основанием для отнесения времени возникновения тех или иных жанров фольклора именно к периоду не ранее XVIII века. Поэтому принято считать, что частушка возникла в середине XIX века в мужской среде и наибольшее развитие получила после становления советской власти. Предшественниками ее были игровые и плясовые песни, которые в народе называли «частыми».

Первоначально частушку не признавали за художественный жанр народного творчества, считали, что она испортит и погубит народную песню. Резко по этому поводу высказывался великий русский певец Ф. И. Шаляпин. В своей книге «Лад» известный писатель В. И. Белов приводит одно из высказываний Ф. И. Шаляпина: «…Что случилось с ним (то есть с народом), что он песни забыл и запел эту частушку, эту удручающую, невыносимо бездарную пошлость? Эта проклятая немецкая гармошка, которую с такой любовью держит под мышкой какой-нибудь рабочий в день отдыха? Этого объяснить не могу. Знаю только одно, что эта частушка – не песня, а сорока, и даже не натуральная, а похабно раскрашенная. А как хорошо пели. Пели в поле, на речке, в лесах, в избах за лучиной…».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Частушки северных деревень"

Книги похожие на "Частушки северных деревень" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Клавдий Корняков

Клавдий Корняков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Клавдий Корняков - Частушки северных деревень"

Отзывы читателей о книге "Частушки северных деревень", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.