» » » Татьяна Соловьева - Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу


Авторские права

Татьяна Соловьева - Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Соловьева - Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Визуальные искусства. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу"

Описание и краткое содержание "Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу" читать бесплатно онлайн.



Триста с лишним лет назад на берегах Невы возник город, которому была суждена великая судьба. История «блистательного Санкт-Петербурга» неразрывно связана с этой рекой. Она стала «главной улицей» города, к которой были обращены фасады дворцов и особняков, а ее величественные гранитные набережные, причалы и спуски стали украшением молодой столицы, приводя в восхищение иностранных гостей.

По Неве доставляли «Гром-камень» для постамента Медному всаднику, на ее льду пролилась кровь декабристов, с Невы крейсер «Киров» вел огонь по врагу во время ленинградской блокады. Река вдохновила множество художников и поэтов на замечательные произведения искусства, а инженеров и мостостроителей подвигла вступить в единоборство с коварной стихией невских наводнений.

Вместе с известным петербургским историком Татьяной Соловьевой приглашаем читателей на историческую прогулку по берегам Невы от петровских времен до наших дней. Мы познакомимся как со знаменитыми, так и малоизвестными дворцами и памятниками, узнаем о славных зодчих и замечательных личностях, живших и творивших на ее берегах. Всем, кто влюблен в Петербург, тем, кого не оставляет равнодушным романтика разведенных мостов и белых ночей, посвящается эта книга.






В XIX веке некоторые хозяева особняков строили и перестраивали дома со стороны Галерной улицы, сдавали их внаем, а сами проживали в основном здании, выходившем на набережную Невы. Во внутренних пристройках, флигелях и последних этажах главного дома жила прислуга, размещались гости. В хозяйственных помещениях находились конюшни, сараи для сена, каретные (впоследствии некоторые из этих помещений были перестроены под гаражи). Наиболее богатые владельцы участков, такие как Меншиков, Фредерикс, Румянцев и другие имели еще и хозяйственные строения на противоположной стороне Галерной улицы.


Английская набережная в 1890 году


Фасадам домов с набережной уделялось большое внимание и при их дальнейших перестройках. Проекты фасадов представлялись в комиссию о санкт-петербургском строении, в ведомственные учреждения, а затем императору. Если ему что-либо не нравилось в предстоящих переделках, на полях доклада он ставил вопрос. В таком случае заводилось дело с перепиской, доказательствами, расчетами. От хозяина и архитектора требовались дополнительные данные с обоснованиями работ, после чего вновь выполнялись чертежи, которые после вторичного рассмотрения представлялись императору. Переделки фасадов домов с Невы и на главных улицах в центре города начинались лишь по получении высочайшей подписи.

Проекты фасадов домов со стороны Галерной улицы, равно как и их изменения, на утверждение императору не посылались. Обычно доходный дом на Галерной улице был выше главного здания, поскольку хозяева старались извлечь от него максимум прибыли. Но даже при одинаковой высоте главного и доходного домов последний имел большее количество этажей за счет меньшей высоты каждого из них. Это была общая тенденция при перестройке доходных зданий во второй половине XIX и особенно в начале XX века, когда были сняты ограничения на высоту зданий.

Пока набережная еще формировалась, в конце ее существовала Галерная верфь, которая в 1740 году вместе со стоящими у берега судами и баржами была переведена на Васильевский остров.

Гуляния на Английской набережной

С середины XVIII и на протяжении почти всего XIX века Английская набережная являлась душой аристократического Санкт-Петербурга и излюбленным местом проведения всевозможных праздников. Здесь нередко можно было услышать так называемые петербургские серенады: проплывавшие на лодках по Неве нарядно одетые музыканты услаждали слух владельцев особняков исполнением роговой и духовой музыки. Эти своеобразные концерты проходили ежедневно в течение трех летних месяцев с шести часов вечера до поздней ночи. Такие лодки можно видеть на гравюрах Патерсена, картинах Алексеева и других художников.

В особняках на Английской набережной проходили, пожалуй, самые знаменитые в то время в столице балы. Лев Толстой, желая подчеркнуть парадность и значительность бала в романе «Война и мир», избрал местом действия особняк именно на Английской набережной.

Балы ждали, к ним задолго готовились, шили наряды. Имелись даже разработанные пространные инструкции о порядке их проведения, приличествующем платье. Владельцы домов одно время взяли за правило никого не приглашать, но принимать всех приехавших. Гостей бывало всегда много: видные сановники, светские красавицы, петербургские знаменитости…

В начале XIX века на Английской набережной нередко можно было встретить Александра Сергеевича Пушкина. Его видели в домах у Лавалей, Остермана-Толстого, Никиты Всеволожского… Поэт охотно посещал балы и дружеские пирушки, читал на литературных вечерах свои произведения. Здесь, в здании Коллегии иностранных дел, он служил. В 1831–1832 годах в доме (ныне № 53) по Галерной улице Пушкин снимал квартиру. В то время его с Натальей Николаевной часто видели прогуливающимися по набережной.

В 1830–1840-е годы весной в дневные часы Английская набережная была «для лучшей петербургской публики» местом прогулок. Вот как описывает их «Северная пчела»: «Настало время года, в которое Невский не в моде для гуляния. Там ныне ходят и ездят лишь по делам <…> гуляющая же публика собирается от 2-х до 4-х часов на Английской набережной и наслаждается там первыми лучами весеннего солнца <…> на набережной можно пройтись от Сенатской площади, где обыкновенно остаются экипажи и лакеи гуляющих, до самого Нового Адмиралтейства по широкому гранитному тротуару, чистому и сухому в нынешнее время распутицы, тогда как на Невском проспекте на каждом шагу должно переходить через улицы по тротуарам, занесенным грязью <…> все гуляют по Английской набережной – одному из прелестнейших гульбищ Петербурга <…> тем более что мода на это гульбище продлится только до Светлого праздника, а там поведет она всех в зеленеющий Летний сад».

Это подтверждала и писательница М. Каменская. Вспоминая об одной из прогулок с отцом (известным художником, медальером Ф. Толстым) по Английской набережной, она писала: «…Народу на ней всегда была пропасть <…> не успели мы сделать несколько шагов по тротуару, как папенька услышал, что за нами следом кто-то быстро идет. Он обернулся и увидал государя Николая Павловича под руку с императрицей. Отец мой снял шляпу, сейчас же устранился с дороги и меня поставил спиною к гранитному парапету, чтобы освободить их величествам путь. Государь весело кивнул папеньке головой. Александра Федоровна милостиво нам поклонилась, и они пошли дальше. <…> Праздники прошли для отца моего благополучно <…> гуляльщики все с Английской набережной перекочевали в Летний сад».

Со временем установившийся в начале XIX века порядок гуляний изменился: в 1860-е годы множество народу собиралось на набережной не только в весенние, но и в зимние месяцы, когда на катке, который заливался на Неве, устраивали иллюминацию. Вот как описывал современник один из таких праздников: «Иллюминация эта <…> ожидается обществом с таким же нетерпением, как в театральном мире постановка трагедии «Смерть Иоанна Грозного». Еще задолго до иллюминации толпы любопытных со всех сторон Петербурга засновали по Английской набережной и по льду Невы, осматривая ледяные беседки, катки и деревянные столбы с разноцветными фонарями. Но вот зажглось электрическое солнце, за ним другое, третье, четвертое… Замигал винтообразно газ, запылали в фонарях разноцветные огоньки, грянула музыка, и один за другим помчались щегольские экипажи с красавцами кучерами <…> на льду показались и барышни в щегольских костюмах, офицеры и джентльмены, почтенные люди и известные сановники. В 11-ом часу вечера английский каток удостоил своим посещением государь император с семьей. Это оживило всех присутствующих <…> и от самого входа на каток до беседки, в которой Его Величество изволил одевать коньки, встречала и провожала его густая масса публики».

Утилитарное значение набережной

Тех, кто прибывал в Санкт-Петербург водным путем, город поражал своим величием и красотой. Английская набережная, ставшая архитектурным украшением столицы, ее аристократическим символом, немало способствовала этому. Однако было у нее и иное, более утилитарное, но не менее важное назначение: с ее причалов корабли отходили в другие города России и в другие страны. Легкие парусные суда следовали на острова и в пригороды Петербурга.

К середине XIX века действовало четкое расписание движения пароходов, согласно которому с определенных причалов они уходили в различных направлениях. Так, от пристани на Английской набережной у Благовещенского моста они направлялись в Петергоф. К этому причалу были приписаны и постоянно курсировали по Неве два парохода придворного ведомства – «Салют» и «Стрела», и третий, попроще, «Максимилиан». Билеты покупали в конторе почтового ведомства, которая располагалась тут же, на Английской набережной. С другого причала (конного), находившегося ближе к устью, почти напротив почтового ведомства, ежедневно отправлялись пароходы с корреспонденцией во многие города мира.


Круизные лайнеры у причала «Английская набережная» в наше время


С появлением железных дорог судоходство на Неве постепенно утратило ту важную роль в хозяйственной жизни города, которую имело в прежние годы. Теперь с пристаней Английской набережной отправлялись в основном прогулочные суда. Центр города переместился ближе к железной дороге. Еще большее значение приобрела главная сухопутная магистраль столицы – Невский проспект – с самым крупным в Петербурге железнодорожным вокзалом, Николаевским (ныне Московским).

Изменился и контингент владельцев домов на набережной. Наряду с высшей аристократией здесь поселились деловые люди. Это – железнодорожные магнаты Поляковы, а также дети известнейшего строителя железных дорог П. фон Дервиза. Богатые хозяева в соответствии с новой модой, тяготевшей к подчеркнутой роскоши и насыщенности декора, заново оформляли фасады своих домов, коренным образом переделывали все интерьеры.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу"

Книги похожие на "Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Соловьева

Татьяна Соловьева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Соловьева - Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу"

Отзывы читателей о книге "Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.