Владимир Головин - О посте
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "О посте"
Описание и краткое содержание "О посте" читать бесплатно онлайн.
Книга создана на основе проповедей протоиерея Владимира Головина. В ней собраны особенно яркие слова духовного пастыря о посте, о его смысле. Помогает найти ответы на такие вопросы, как: почему пост так важен для современного человека, какие посты обязательные, о послаблениях во время поста, а также многое другое. Книга наполнена духовным смыслом, который раскрывается в доступной и понятной форме для каждого читателя.
Книга издана при содействии Благотоворительного фонда вмч. Феодора Болгарского.
прот. Головин Владимир
О посте
© Фонд поддержания духовно-нравственных ценностей «Тренды и традиции», 2017
* * *Передавая личный духовный опыт отца Владимира, мы постарались максимально сохранить живое слово батюшки, звучащее на его проповедях и в беседах со своими духовными чадами и паломниками.
Предисловие
Данная книга создана на основе проповедей почётного настоятеля Свято-Авраамиевской церкви г. Болгар – протоиерея Владимира Головина. В ней собраны особенно яркие слова духовного пастыря о посте, о его смысле. Помогает найти ответы на такие вопросы, как: почему пост так важен для современного человека, какие посты обязательные, послабления во время него, о многодневных постах и их значениях для человека, а также многое другое. Данное издание станет очень полезным для тех, кто глубоко заблуждается в том, что пост – не настоль важная составляющая жизни православного христианина. Книга наполнена духовным смыслом, который раскрывается в доступной и понятной форме для каждого читателя.
В чём смысл поста?
Смысл поста многоплановый. Одной из целей соблюдения его считается укрепление воли. Очень важно, что Господь одарил человека свободной волей, которую он не ломает. Своей свободной волей мы принимаем то или иное решение и направление жизни, в конечном итоге выбирая дорогу либо в ад, либо в рай. Предшествовать этому на земле может страдание, когда в ад идём, или радость, если идём в рай. Страдания и радости земные когда-нибудь закончатся, поэтому, кто по-моложе, слышит по-особому это. А кто, как я, одной ногой в могиле, по-другому воспринимает эти слова. С возрастом мы всё больше понимаем и осознаём, что жизнь очень коротка, что радости земные не стоят того, чтобы за ними гоняться, а скорби земные не стоят того, чтобы их бояться. Вечное – это вечное.
Я помню один интересный факт. В церкви ко мне подошёл один молодой человек с вопросом, по-моему, про курение: грех, мол, невеликий? Я ему сказал:
– Ну, да, грех не велик. Но если на корабле большом маленькая пробоина, ведь всё равно утонет? Оно, курение, может, и не большой грех и другие грехи небольшие, осуждение, например, но за этим идёт другой грех. Если я осуждаю людей, значит, считаю себя лучше, а это уже гордость. Грех и добродетель не стоят на месте, потому что они либо растут, либо уменьшаются. Если с грехом не бороться, то он обязательно будет как метастазы по душе – расти всё больше и больше.
Укреплять свою волю очень важно, а пост – это, как станок, укрепляющий волю. Я много раз говорил о том, какое у нас дома любимое занятие, особенно, в выходной день – это прогулки до холодильника. Когда в Великий пост мы открываем холодильник, то возникает вопрос: не что пожевать, а что можно? У нас дома, например, накануне масленицы, в воскресенье, что-то осталось мясное, я бабушке говорю:
– Отдай коту, у него пока ещё масленица, потом ведь Великий пост и у кота настанет, а масленица закончится, в воскресенье вечером, куда всё девать?
Моя бабушка покойная говорила:
– Надо отдать поганый кусок.
Это мне запомнилось очень хорошо – «поганый кусок». Раньше на Руси в первый день Великого поста специально в тазике жгли уксус, чтобы даже запаха мяса не было. Замечательное явление для православного устроения – это, когда человек может задать себе вопрос: что можно, а что нельзя? Мне шестой десяток, а я до сих пор себе говорю: это можно, а это – никогда. Такое в душе должно быть всю жизнь у каждого, иначе я – размазня, если мне всё можно. В году треть времени занимает пост, который помогает нам тренировать волю.
Кроме этого, в посте какой смысл ещё есть? Для православного это – память своего крещения, время покаяния и выделение священного времени. Есть очень важный момент, о котором я хочу рассказать. Когда мы слышим заповедь Божию, которая гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему…» (Исх. 20:8–11), – то обычно мы воспринимаем первую фразу, как заповедь о празднике, но в ней про праздник не сказано. Дословный перевод слова – «освящённый», «выделенный» – если взять первоисточник, Библию на еврейском языке. При храме совершают служение освящённые, то есть выделенные из общества (например, я с огорода фрукты собрал и несу в церковь освятить, то есть выделил из этого, чтобы отдать на дело Божие). Освящение, например, плодов – это не когда читают молитву и святой водой кропят, а это есть сам факт: взять то, что у тебя есть, и отдать на дело Божие. При этом совершается освящение, а молитва и кропление святой водой – это, вообще, очень позднее явление в истории Церкви. Молитва – она, как свидетельство того, что я это выделение совершил. Освящённое время – это выделенное время, выведенное из простого времени.
Если мы с вами посмотрим на Великий Пост и посчитаем, то увидим, в полном смысле слова, что постовых дней всего тридцать шесть с половиной, а в году – 365 дней. Если взять десятину, то получится тридцать шесть с половиной. Значит, что такое Великий пост? Десятина от времени года, которую нужно отдать для души, для Бога. Почему я сказал, что тридцать шесть с половиной дней в Великом посту? Потому что, если считать всё полностью, когда в воскресенье и в субботу служба совершается в храме уже не великопостная, пищу вкушают, по уставу, даже с растительным маслом, в полном смысле, то эти дни Церковь постными не считает. Если дни поста посчитать, мы увидим тридцать шесть и половинку. Половинка – это Лазарева суббота накануне Вербного Воскресения, почитание которой начинается с половины пятницы. В этот день не едят рыбу, а едят полурыбу – икру, поэтому этот день многие церковные отцы называют «половина – пост, половина – не пост». Служба совершается, как полувоскресенье-полубудни. Такая служба бывает один раз в год. Поэтому, в полном смысле слова, великопостных дней – тридцать шесть с половиной. Для нас главное другое – десятина года. Мы выделяем и освещаем данное время, через которое Господь освящает всё наше время.
Сейчас модным стало то, чего в церкви никогда не было – служить новогодние молебны. Вроде, служить – это хорошо, молитва – всегда хорошо, но нужды никакой нет. Почему? Потому что самим фактом выделения десятины года Великим постом, мы совершаем освящение. Оно осуществляется самим Великим постом. Зачем освящать? Кто масло маслит? Это связано с тем, что мы потеряли понимание Великого поста, вследствие этого, появилась необходимость в маленькой замене освящения в виде кратенького ночного молебна, ведь тридцать шесть с половиной дней делать это сложно. Молебен отслужили, домой пришли, шампанское выпили – одно удовольствие. Великий пост же – это столько дней в подвиге быть.
Великим постом совершается укрепление воли – это раз. Покаяние, через которое укрепляем свои обеты крещальные – это два. Совершаем заповеди Божии, чтим выделенное время – три.
И, параллельно с этим, освящаем весь год – четыре. Вот что такое православный пост.
Почему пост важен для современного человека?
Если мы возьмём опыт Божьей правды, отражённой в Библии, то увидим, что пост был всегда. Сейчас, в других религиях, которые существуют в мире, тоже есть пост. Например, мы живём рядом с мусульманами, у которых есть постный месяц – Рамадан. Можно также говорить и про другие религии, где пост присутствует. Значит, это важно, как минимум. Православные говорят, что это не просто человеческое осмысление, а память, идущая изначально в человечестве. В наше время – это важно особенно, потому что мы с вами отличаемся от предыдущего поколения и внешне, и внутренне.
Я вижу три главные отрицательные характеристики нашего времени, в которые мы все попадаем и которые нас изнутри, как ржавчина, разъедают. Сознательно целью жизни подавляющее большинство ставит комфорт, развлечение и удовольствие. Не все так прямо это проговаривают, но все так делают. Возможность быть в посте даёт нам возможность из этого состояния вырываться. Духовный стержень православных – это, всё-таки, пост. В этот период времени мы живём не в комфорте, не в развлечениях, а в понуждении своей воли. Себя покруче связываем и говорим: «Хочется одно, а надо как? Долг что велит?» Пост обостряет именно это переживание. Он заставляет нас формировать свои чувства и мысли, выбиваться из общего мутного потока, несущегося в клоаку, искать свой путь, уметь думать и делать вывод.
Если посмотреть, как Библия говорит о посте, то становится ещё понятнее. Говорим, что мы расслабленные, а причина расслабления простая – это всё грех. Желание греха ведёт к расслаблению. Было ли время, когда человечество жило без греха? Библия чётко говорит, что было. Первоначально Адам и Ева пребывали в земном Раю и до грехопадения пребывали в состоянии безгрешном. Был ли у них тогда пост? По Библии – да. Давайте, вспомним вместе. Ещё первосозданному Адаму Господь говорит: «…от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16–17). Иначе говоря, не всё человеку можно было вкушать. Зачем нужен был какой-то элемент воздержания? Зачем Богу это надо? Ответ простой: Богу вообще от нас ничего не нужно. Он Бог. Всесовершенный. Вся полнота Его совершенства внутри Него Самого. Он ни в чём не нуждается. Это нужно было не Ему, а нам, для того, чтобы Богом данный дар свободной воли укреплять, закалять не в том, чего хочется, а в том, что надо. Через выполнение своего долга прийти в состояние, в котором сейчас находятся непадшие ангелы, которые имеют свободную волю и теоретически могут принять любое решение – и от Бога отпасть и грех совершить – но никогда этого не сделают, потому что их воля укрепилась в воле Божьей. Для этого Господь и дал заповедь поста первому человеку, чтобы человек через это волю свою в воле Божией утвердил.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "О посте"
Книги похожие на "О посте" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Головин - О посте"
Отзывы читателей о книге "О посте", комментарии и мнения людей о произведении.