» » » Алексей Рогачев - Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления


Авторские права

Алексей Рогачев - Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления

Здесь можно купить и скачать "Алексей Рогачев - Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство ЛитагентЦентрполиграф ОООb9165dc7-8719-11e6-a11d-0cc47a5203ba, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Рогачев - Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления
Рейтинг:
Название:
Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-227-06633-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления"

Описание и краткое содержание "Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления" читать бесплатно онлайн.



Первое исследование, посвященное северному радиусу Москвы, ведущему к подмосковному городу Дмитрову. Радиус не пользуется особой популярностью путеводителей по Москве и среди всех московских магистралей выделяется своей нелегкой судьбой и удивительным обилием громких катастроф. Помимо рассказа об истории и застройке улиц, составляющих северный радиус, в книге затрагиваются проблемы современного состояния города, оцениваются удачи и просчеты ведущейся реконструкции.






Создавая храм в Путинках, зодчие XVII столетия предвосхитили достижения конструктивистов XX века. Ведь если убрать чисто декоративные шатры и резные наличники, перед нами окажется вполне конструктивистское, глубоко функциональное сооружение, составленное из разновеликих и разновысоких объемов, с подчеркнутой асимметрией, с окнами различной формы и размеров. Не композицией ли этого храма вдохновлялись основоположники архитектуры авангарда?

Церковь оказалась уникальной не только обликом, но и судьбой. После завершения ее строительства в 1653 году патриарх Никон издал запрет на строительство шатровых храмов, как не отвечавших строгим церковным канонам. По всей России патриарший запрет соблюдался не слишком строго, но в Москве, находившейся под недреманным оком церковного начальства, действовал неукоснительно. На протяжении полутора столетий, когда с легкой руки любимого Николаем I К. А. Тона шатры вновь вошли в обиход храмового строительства, церковь в Путинках оставалась последним шатровым каменным храмом в Москве.

Как и большинство московских храмов, она время от времени претерпевала более или менее существенные изменения. В конце XVII века к храму была пристроена обширная трапезная. Ее приземистый объем с грубоватыми деталями исказил первоначальную композицию. Фасады трапезной, где разместились приделы Никольский и Федора Тирона, переделали в XIX столетии. Особенно много изменений претерпело крыльцо (или крытая паперть). Первоначальное сломали после пожара 1812 года, но выстроенное взамен оказалось столь неудачным, что простояло всего полвека[31]. В 1860 году появилось очередное, третье по счету крыльцо. Автор проекта, довольно известный в те годы архитектор А. С. Никитин, постарался придать пристройке формы, близкие основной части храма[32]. С этой целью он даже водрузил на крыльцо шатер, похожий на шатры самого храма. Композиция вышла не слишком удачной, поэтому и никитинское крыльцо разобрали в ходе реставрации храма, проведенной в 1957 году под руководством Н. Н. Свешникова, и заменили новым, стилизованным под XVII век.


Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Фото 1927 г.


Подобно всем московским храмам, церковь Рождества в Путинках обладала обширным участком, на котором располагались дома причта и небольшое кладбище. Но хоронить покойников в черте города запретили, кладбище постепенно запустело, а земля в центре города могла приносить приличную прибыль. Искушение оказалось слишком сильным, и в конце XIX – начале XX века многие церкви с благословения начальства выстроили на своих участках (в буквальном смысле на костях) крупные доходные дома. Не осталось в стороне и духовенство путинковского храма. В 1911 году рядом с церковью появился четырехэтажный жилой дом № 2/1, квартиры которого предназначались для сдачи внаем. Спроектированное не особо талантливым, но пользовавшимся популярностью в церковных кругах архитектором Л. В. Стеженским здание выглядит крайне уныло, особенно на фоне своей прекрасной соседки. Самое неприятное даже не это. Тяжелый и нелепый сундук доходного дома перекрыл эффектный вид на храм с угла Малой Дмитровки и Большого Путинковского переулка.

Исчезнувшие кварталы

Узенькая Малая Дмитровка тянется до Садового кольца, которое в этом месте исключительно широко – около 80 метров. Столь немыслимый для центральных московских улиц размер обусловлен не совсем обычными обстоятельствами. Изначально проходившие здесь Садовая-Триумфальная и Садовая-Каретная улицы имели довольно скромную ширину – около 25 метров. Ближайшие соседи – Большая Садовая и Садовая-Спасская – были заметно шире.

Однако к северу от Садовой-Триумфальной и Садовой-Каретной параллельно им пролегал Оружейный переулок, отделенный от кольца двумя узкими квартальчиками. В них по ширине еле-еле умещалось по одному дому. Уже в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года было предусмотрено расширение слишком узкого в этом месте Садового кольца путем присоединения к нему Оружейного переулка и площади кварталов, естественно подлежащих ликвидации. Однако реализация планов сильно затянулась – не слишком вальяжная, но вполне прочная застройка между кольцом и переулком представляла собой немалую ценность в задыхавшемся от нехватки жилья городе, и снести ее просто так, за здорово живешь, не удавалось. Благодаря этому приговоренные к сносу еще в 1935 году домики дожили до 60-х и успели принести немало пользы местному населению устроенными в первых этажах магазинами, ателье и прочими заведениями обслуживания. Особенно популярной была небольшая пекарня в доме, выходившем непосредственно на улицу Чехова с ее восточной стороны. Там выпекались удивительно вкусные бублики, имевшие, в отличие от обычных, продаваемых в магазинах, хрустящую твердую корочку. Эта продукция с пылу с жару продавалась через небольшое окошечко, перед которым всегда стояла очередь жаждущих бубликов москвичей. Но всему приходит конец – в конце 60-х годов все строения двух кварталов были сломаны, и на их месте развернулся простор обновленного Садового кольца, вобравшего в себя Оружейный переулок.

Важное градостроительное мероприятие в значительной мере сняло транспортную проблему на этом участке кольца, однако с тех пор узким местом стал автомобильный тоннель под площадью Маяковского. Машинам, вольготно мчащимся по доброму десятку рядов, приходится втискиваться всего в три тоннельных ряда, отчего перед пандусом постоянно возникают серьезные заторы.


Жилой дом на Садовой-Триумфальной улице. Архитекторы А. Аркин и И. Куликова, инженеры М. Геллерштейн, Б. Шафран, Б. Зархи, Л. Аникин. 1967 г.


Расширение Садового кольца имело еще одно важное градостроительное следствие. Беспорядочный характер и неказистая внешность застройки на углу с улицей Чехова при обзоре с узкой улицы почти не воспринимались, зато с противоположной стороны расширенной магистрали открылись во всей своей неприглядности. Поэтому почти одновременно с ликвидацией квартала с северной стороны кольца началась реконструкция южной стороны.

В 1967 году большая часть мелких построек была снесена, и на освободившейся площадке развернулось строительство 17-этажной каркасно-панельной башни жилищно-строительного кооператива. Проект, который разработали архитекторы А. Аркин и И. Куликова, инженеры М. Геллерштейн, Б. Шафран, Б. Зархи, Л. Аникин (мастерская № 14 института «Моспроект-2»), предусматривал размещение на каждом этаже семи квартир улучшенной планировки, шесть из которых снабжались лоджиями. Через год по соседству начала строиться вторая такая же башня, затем третья. Их соединил двухэтажный стилобат, в котором разместились магазины, кафе, предприятия обслуживания.

В ходе реконструкции была выпрямлена извилистая, с глубокой западиной прежняя красная линия Садовой-Триумфальной улицы. Два капитальных доходных дома, раньше стоявших у самого тротуара, теперь отодвинулись в глубь двора. Точечный характер новой застройки позволил вписать башни между этими солидными постройками[33]. Только их нижние этажи оказались закрытыми стилобатом. Об этом можно пожалеть, так как фасад одного доходного дома (№ 14 по Садовой-Триумфальной) довольно живописен. Зодчий СМ. Гончаров отделал его деталями готической архитектуры и завершил остроконечной башенкой на крыше.

Реконструкция лицевой стороны квартала практически не затронула его внутреннего пространства. Здесь сохранился настоящий лабиринт разномастных и бессистемно расставленных построек. Между ними извиваются проезды и проходы, кое-где упирающиеся в глухие стены, а в других местах соединенные короткими лестницами. Стены многоэтажных доходных домов прорезают узкие арки, в которых с трудом разойдутся два человека. Особенно впечатляет огромный дом № 29 по Малой Дмитровке, в толще которого устроены узкие (шириной метра полтора) световые дворики.


Дом Остроумовых в Воротниковском переулке, № 10, строение 2


Среди этих громад каким-то чудом уцелел двухэтажный с мезонином домик (Воротниковский переулок, № 10, строение 2), построенный в 1859 году и известный как дом Остроумовых. К сожалению, в настоящее время деревянное сооружение находится в крайне запущенном виде и постепенно разрушается.

Угол с противоположной стороны Малой Дмитровки еще в 1940 году собирались оформить представительным жилым домом для сотрудников Наркомата химической промышленности. Уже готов был проект, разработанный в 10-й архитектурно-проектной мастерской Моссовета архитектором А. Б. Варшавером[34], начали снос ветхих домиков на углу… На этом все и завершилось.

Само же пересечение с Садовым кольцом еще раз продемонстрировало фатальную невезучесть Дмитровского радиуса. Долгое время движение на этом важном перекрестке регулировалось светофорами. Но транспортный поток нарастал, здесь стали возникать постоянные пробки. Уже в середине 60-х годов была выдвинута идея продлить тоннель под площадью Маяковского до Каретного Ряда, обеспечив тем самым безостановочное движение по Садовому кольцу на пересечении с тогдашней улицей Чехова. Проект был вполне разумен, однако вместо того, чтобы воплотить его в жизнь, городское руководство эпохи перестройки выбрало простой и совершенно бестолковый путь решения проблемы, просто-напросто ликвидировав сквозное движение с улицы Чехова на ее продолжение – Каляевскую. Вещественным свидетельством того, что идея тоннеля похоронена если не навсегда, то надолго, стало строительство подземного пешеходного перехода под Садовым кольцом, который перекрыл трассу проектируемого транспортного тоннеля.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления"

Книги похожие на "Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Рогачев

Алексей Рогачев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Рогачев - Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления"

Отзывы читателей о книге "Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.