Николай Шмагин - Мои одногруппники
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Мои одногруппники"
Описание и краткое содержание "Мои одногруппники" читать бесплатно онлайн.
Рассказ-повествование.
«Прошли годы после того, как я закончил ВГИК, не говоря уже о той далёкой, но весёлой и счастливой поре, когда мне довелось обучаться вместе с группой самоуверенных, бесшабашных молодцов на курсах художников-декораторов от Госкино СССР, при киностудии «Мосфильм».
Время от времени я вспоминаю своих одногруппников, но жизнь идёт своим чередом; работа, семейные хлопоты заслоняют воспоминания. Просматривая как-то альбомы с фотографиями, я увидел на одной из них себя с Виктором Судневым: в руках у нас были кисти, на лицах застыли улыбки. Мы в то время помогали живописцам расписывать задники в декорациях, которые стояли за окнами и изображали то фрагменты природы, то здания напротив, дворы, или небо…»
Николай Шмагин
Мои одногруппники
Пролог
Прошли годы после того, как я закончил ВГИК, не говоря уже о той далёкой, но весёлой и счастливой поре, когда мне довелось обучаться вместе с группой самоуверенных, бесшабашных молодцов на курсах художников-декораторов от Госкино СССР, при киностудии «Мосфильм».
Время от времени я вспоминаю своих одногруппников, но жизнь идёт своим чередом; работа, семейные хлопоты заслоняют воспоминания. Просматривая как-то альбомы с фотографиями, я увидел на одной из них себя с Виктором Судневым: в руках у нас были кисти, на лицах застыли улыбки. Мы в то время помогали живописцам расписывать задники в декорациях, которые стояли за окнами и изображали то фрагменты природы, то здания напротив, дворы, или небо.
Как я мог забыть о нём. Всё эта треклятая житейская суета, когда нет времени на размышления, встречи с друзьями.
«Суета – удел рабов», – вспомнилась мне одна из любимых пословиц, и я решительно снял трубку телефона. Стыдно сказать, но уже прошло года два или три, как мы не общались с ним.
– Здравствуйте. Можно Виктора к телефону?
«А кто его спрашивает?» – послышался в ответ настороженный женский голос.
«Наверное, это его жена, Татьяна», – подумал я, пока ответом мне была тишина в трубке. – Это Николай, его товарищ. Добрый день, Татьяна.
«Добрый день».
– Я давно не звонил вам, по командировкам всё разъезжаю. Был на Украине, в Днепропетровске, в Новой Каховке. Вот недавно приехал из Киева. Как вы там поживаете, Виктор дома?
«Как раз сегодня ровно год, как он не живёт дома».
– Вы что, разошлись? – спросил я первое, что пришло в голову. Моему удивлению не было границ. Я знал, как он любит свою жену, и сын у них растёт, он так мечтал об этом.
«Если бы. Умер он, годовщина сегодня со дня его смерти. Вот, мы с сыном, Сашей, помянули его. Простились. Товарищи были, из цеха. Недавно все разошлись…»
Я молчал, потрясённый, не веря своим ушам. Как это, Виктор, и умер? Он же такой здоровяк, жизнелюб, не может быть такого, что за чушь!
«Вы же знаете, он попал под машину на переходе. Сзади него старушка споткнулась, и он бросился на помощь, вытолкнул её на остановку, а сам не успел, легковушка на полном ходу сбила его».
– Это я знаю. Он рассказывал мне в прошлый раз, по телефону.
«Не обижайтесь. Он гордый, не хотел, чтобы увидели его слабым, больным. А дальше всё пошло под откос. Вся наша жизнь. От увечий он так и не оправился. Полгода провалялся в больнице, получил инвалидность, оказался на пенсии. Хотя он не сдавался, гири там разные, гантели. Мечтал поправиться, на работу выйти, повидаться с друзьями».
– Да, у нас на курсах он был самый сильный, и талантом бог не обидел. Рисовал лучше всех.
«Спасибо, что помните. Диабет его доконал. Есть такой ужасный диагноз, как диабетическая стопа. Начали пальцы на увечной ноге чернеть. Гангрена. Сначала одну ногу отняли, потом другую. В больнице он и умер».
Мы помолчали, слушая по телефону взволнованное дыхание друг друга. Слишком тяжёло для неё, да и для меня тоже.
«У Саши, сына нашего, сегодня день рождения. Так вышло. 16 лет ему исполнилось. Вот бы отец порадовался…»
Было понятно, что Татьяне трудно говорить, и я решил закончить этот нелёгкий для нас обоих разговор.
– Поздравьте от меня Александра с этой важной для него и для вас датой. Наверное, он в отца пошёл талантами?
«Да, он хорошо рисует, учится в школе на пятёрки, начал вот тоже железом интересоваться, гири отцовские тягает. Спасибо вам, Николай».
– Вам спасибо, Татьяна. Можно, я буду звонить иногда?
«Конечно, будем рады. Витя часто вас вспоминал, гордился, что вы во ВГИКе учитесь, пишите рассказы, сценарии»…
Я ещё долго не мог прийти в себя от услышанного. На стене передо мной висели два пейзажа, написанные маслом, они мне нравились больше других. Когда-то мы с Виктором часто ездили по заповедным подмосковным местам, на пленэры, теперь эти пейзажи на стене – дань памяти о моём товарище, Викторе Судневе.
Виктор
Это был высокий здоровяк с кротким выражением лица, и смущённой улыбкой. Таким я его увидел впервые на студии, где работал грузчиком мебельного участка, и так же, как и он, поступал на курсы художников-декораторов. Экзамены были серьёзные, почти как в художественный институт; рисунок, живопись, композиция, общеобразовательные предметы, собеседование. Я успешно сдал экзамены, и в числе двадцати абитуриентов, а всего поступало человек сто, не меньше, был принят на курсы.
Должен отметить, что я серьёзно готовился, много рисовал, писал маслом этюды. Об искусстве, в частности, о художниках знал многое, так как с детства читал о них увлекательные книги.
Мой отец, художник, как-то принёс книгу о Рембрандте, затем о Карле Брюллове, я перечитывал их много раз, и знал почти наизусть. Он сам писал копии известных передвижников на заказ: «Алёнушка» Васнецова, «Дети, бегущие от грозы» Перова, «Рожь» Шишкина, это мои любимые картины.
Для меня было чудом, как на белом грунтованном холсте, по мановению отцовской кисти, появляется очередное живописное творение. Я тоже старался изо всех сил, пыхтел рядом с отцом от усердия, мазал кисточкой по картонке, подражая ему во всём.
Следы нашего творчества были на стульях, на полу, даже на штанах, о которые мы вытирали руки, забыв о тряпках. Мать, придя с работы, ругала нас и заставляла оттирать пятна, на следующий день всё повторялось снова…
Вскоре мы все перезнакомились, но настоящими товарищами моими стали Виктор Суднев, Юрий Фомичёв, и ещё несколько бойких ребят, остальные остались просто одногруппниками.
За учёбу все принялись рьяно, даже истово: во втором блоке нам выделили на втором этаже просторную комнату, где мы слушали лекции по киноискусству и материальной культуре, изучали архитектуру и комбинированные съёмки, декорационное мастерство, рисовали, писали акварелью натюрморты, в перерывах курили на лестнице в отведённом для этого месте, шлялись по павильонам.
Их было много, и запросто можно было заблудиться с непривычки в лабиринтах бесконечных коридоров и переходов. Студия делится на четыре блока по четыре павильона в каждом, производственные корпуса, административно-хозяйственные здания, цеха, склады, всего не перечесть. Нам ещё предстояло освоить этот огромный кино-город, который назывался Мосфильмом.
Учителями нашими были настоящие профессионалы кинематографа. Уроки живописи давал Василий Васильевич Голиков, фронтовик, инвалид войны и самобытный, яркий живописец.
Поскольку живописью я увлекался с детства, и мой отец, художник, был примером для подражания, то и результаты мои были выше других. Василь Василич, так мы звали его промеж себя, выделял меня среди всех.
– Ну, Николай, тебе и поправлять ничего не надо, молодец. Всем советую присматриваться к работам друг друга. Это помогает, – он переходил к следующему мольберту, за которым пыхтел розовощёкий Владимир Лобанов, балагур и рассказчик анекдотов, но вот по части живописи и рисунка он был слаб, как младенец. Василь Василич хватал его кисти, и начинал править натюрморт, исправляя огрехи горе-ученика.
– Ты смотри, вот он натюрморт, перед тобой. Работай цветом, мазки клади по смыслу, а не тычь кистью куда попало. Кувшин веди сверху вниз, скатерть свисает со стола, и ты кистью работай вниз, по складкам. Смешивай цвета, они должны быть чистыми, без грязи. Кувшин синий, скатерть белая, арбуз зелёный, тени прозрачные…
Все мы собирались за его спиной, наблюдая, как Василь Василич истово работает, превращая несуразную мазню Владимира в живописный натюрморт. Глаз не оторвёшь. Настоящая школа живописи в действии. Спасибо за это мастеру.
Проходя мимо Виктора, который трудился за мольбертом в поте лица, учитель удовлетворённо кивал головой, и шёл дальше.
Глупый случай рассорил меня с Василь Василичем.
Как-то мы всем курсом бездельничали на пандусе первого блока, возле колерной живописного цеха. После сытного обеда в столовой балагурили, покуривая и посмеиваясь. Делать было нечего.
Василь Василич хромал, так как нога у него была перебита разрывной пулей «дум-дум» финского снайпера, ещё в 1939 году, и я очень точно показал, как он ходит, припадая на изуродованную ногу. Все засмеялись над сходством, и Василь Василич увидел эту неприятную для него картину, появившись неожиданно для нас в коридоре.
С тех пор он охладел ко мне, и проходил мимо на своих занятиях. Попробуй объяснить, что это была просто дурацкая шутка. Мне было стыдно и неприятно перед учителем, но что поделаешь…
Мастером рисунка был Ипполит Новодерёжкин, глядя на которого, сразу всем было ясно, что это художник. Он тихо подходил к листу ватмана, на котором были попытки ученика перенести с натуры изображение Сократа, например, гипсовая голова которого стояла на постаменте перед нами, и бережно поправлял карандашом пробелы в рисунке.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мои одногруппники"
Книги похожие на "Мои одногруппники" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Шмагин - Мои одногруппники"
Отзывы читателей о книге "Мои одногруппники", комментарии и мнения людей о произведении.