Ф. Брокгауз - Энциклопедический словарь (А)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедический словарь (А)"
Описание и краткое содержание "Энциклопедический словарь (А)" читать бесплатно онлайн.
Ассоциация идей
Ассоциация идей – так называется в психологии связь между прежними и вновь возникающими в человеческом сознании представлениями. Представления группируются и составляются ряды, связанные между собою так, что возобновляющееся в сознании представление вызывает в нем и другое, бывшее с ним ранее связанным. Большая часть так называемых непроизвольных представлений основана на этом психологическом явлении; ему подчинена также большая часть непроизвольных воспоминаний, полетов фантазии, причудливых сплетений снов и неутомимый поток мысли безумца. Но и произвольное, сознательное мышление, произвольное воспоминание и размышление могут достигать цели, лишь разрешая процессы воспроизведения при помощи ассоциаций идей. Заслуга открытия этого явления должна быть приписана возбужденному по инициативе Локка в Англии движению в области психологического мышления, в XVIII столетии. Как ни расходились в разъяснении этого явления Гэртли и Пристлей, так называемые психологиассоциационисты, а с другой стороны Рид и в другом отношении Юм, однако все они признают четыре основных закона, по которым представления связываются одно с другим: 1) на основании сходства, 2) на основании контраста, т.е. противоположности, 3) в силу близости во времени или в пространстве, 4) вследствие отношений между понятиями, напр. причинности, присущности и т.д.
Психология XIX века обратила особое внимание на этот предмет. Много нового высказано было по этому поводу, в особенности Д.С. Миллем и Гербартом. Важным результатом их трудов можно считать упрощение четырех только что указанных психологических законов и сведение их на две основные формы: с одной стороны представления связываются взаимным сходством, родством, с другой – чуждые одно другому представления сливаются вследствие одновременности, т.е. вследствие случайной встречи в том же субъекте. Вторая форма рассматривается Гербартом лишь как усложнение. Для обеих форм имеет значение закон, что ассоциация тем прочнее и вернее, чем чаще она повторяется, что мы испытываем при учении чего-нибудь наизусть. Относительно обеих форм может быть указан еще и тот важный факт, что два представления, которые каким бы то ни было образом сливаются с третьим, могут вступать и друг с другом в такое отношение, что будут вызывать одно другое без сознания посредствующего представления. При ассоциации вследствие сродства, следует, наконец, заметить, что элементы представлений могут состоять также и из сопровождающих их чувств, которые, вообще, имеют громадное значение в при всем ходе ассоциативного воспроизведения. Как ни важно явление ассоциации идей для элементарных процессов духовной жизни человека, тем не менее ошибочна была теория XVIII века, сводившая к ассоциации все психические явления, и более правильно учение Лейбница, что ассоциации должно быть противопоставлено как своеобразная и еще более важная функция – восприятие. Из процесса восприятия, познавания, несомненно возникают новые и более прочные ассоциации идей.
Астарта
Астарта (у иудеев Ашторет, у ассир. Иштар) – имя главной богини древних семитовязычников, именно: гимьяритян, сирийцев, ассириян, арабов, финикиян и иудеев. Богине этой, как мужской элемент, соответствует бог Ваал, в особенности Ваал Гамман (иуд. Молох), а символом ее служили два рога – олицетворение силы у древних семитов. Главные храмы, посвященные ей, находились в Финикии – в Тире и Сидоне. У иудеев культ ее, который уже исчез было, вновь был введён царем Соломоном, заимствовавшим его у финикиян. А. почиталась еще под именем МалкатГашамаим, т.е. царицы неба. У финикиян она носила еще имя Раббат (т.е. властительница, повелительница), что дает повод новейшим исследователям свести к ней миф об Европе. У древних арабов существовал еще бог Астор. В мифологии ассириян Иштар является дочерью богини Луны, богини брака, совокупляющей все твари. Между планетами она занимает место Венеры. Ее сын и возлюбленный соответствует Таммузу и Адонису. Впоследствии Истарат, Иштарс стало в Финикии нарицательным именем всех богинь, как Ваал было нарицательным именем всех богов. С А. не следует смешивать другую богиню древних семитов Ашеру. Последней богине приписывалась особенная приверженность к козлам; ее символом служил phallus, а ее капищами – густые, зелёные рощи. Лучшим средством умилостивить ее считалось принесение в жертву девственности. И ей в свою очередь соответствует, как мужской элемент, свой Ваал. Ср. Мюллер, «A., ein Beitrag zur Mythologie des orient. Altertums» (Вена, 1861).
Астения
Астения (греч., бессилие). – В медицинской терминологии употребляется, как выражение слабости, истощения, утомления. Состояние организма, обусловленное общей слабостью, ослаблением деятельности сосудистой системы и т.д. называется астеническим. Слово это введено в медицину Brown'oм, который все болезненные состояния делил на стенические и астенические. А. же подразделялась им в свою очередь на непосредственную и посредственную, являющуюся следствием чрезмерной раздражительности организма.
Астероиды
Астероиды, планетоиды, малые планеты – суть тела, обращающиеся около солнца, подобно большим планетам, и находящиеся в промежутке между Марсом и Юпитером. Открытие А. представляет чрезвычайно любопытный факт в истории астрономии, так как существование этих тел было предугадано раньше их открытия на основании некоторой правильности в распределении планет в солнечной системе, указанной Тициусом, и разработанной Боде. Если написать ряд чисел 0, 3, 6, 12, 24, 48, 96 и прибавить к каждому из этих чисел (составляющих, начиная от второго, геометрическую прогрессию с знаменателем 2) по 4, то получим новый ряд чисел 4. 7, 10, 16, 28, 52, 100, который достаточно близко выражает последовательно расстояния всех планет от солнца, а именно:
Меркурий отстоит от солнца на расст. 3,9
Венера.................................................... 7,2
Земля.................................................:.. 10,0
Марс..................................................:.. 15,2
Юпитер.................................................. 52,0
Сатурн.................................................... 95,4
Между Марсом и Юпитером оказывается промежуток, в котором и можно было предполагать существование еще неоткрытой планеты. Впервые о существовании планеты между Марсом и Юпитером говорил, по-видимому, Кеплер, не указывая однако причин такого предположения. Затем о большом промежутке между Марсом и Юпитером мы находим несколько замечаний у Ламберта в его «Космологических письмах об устройстве вселенной» (1761 г.) и, наконец, вполне определенно указан данный выше ряд и предсказано открытие новой планеты Тициусом (проф. в Виттенберге) в примечании к немецкому изданию «Betrachtungen der Natur». Тициус говорит: «Обратите внимание на расстояние планет одной от другой, заметьте, что они отдалены одна от другой почти в пропорции их величины. Дайте расстоянию от солнца до Сатурна 100 частей, тогда Меркурий отстоит от солнца на 4 такие части, Венера 4+3=7, Земля 4+6=10, Марс 4+12=16. Но смотрите от Марса до Юпитера происходить уклонение от этой точной прогрессии. От Марса следует пространство, равное 4+24 = 28 таких частей, а на этом расстоянии нет ни планеты, ни спутника. Неужели Зиждитель мира оставил бы это место пустым? Никогда! Будем уверены, что это пространство принадлежит какому-нибудь не открытому еще спутнику Марса, или допустим, что может быть Юпитер имеет еще несколько спутников, которые еще до сих пор не видны ни в одно стекло. За этим нам неизвестным пространством начинается сфера действия Юпитера, на расстоянии 4+48=52, и Сатурна, на расстоянии 4+96=100. Какое поразительное соотношение!». Замечание Тициуса было помещено в книге Боде, «Anleitung zur Kenntniss des gestirnten Himmels» и хотя автор указывает здесь на первого изобретателя этого соотношения, все же ряд Тициуса стал более известен под именем «закона Боде». Правда закон этот далеко не точен. Во-первых, он не состоит из простой геометрической прогрессии, так как первое число ряда Тициуса не равно половине второго. Должно бы для сохранения единства ряда писать в начале его не 0, а 11/2. Но тогда для расстояния Меркурия получилось бы совершенно неточное значение. Далее, после открытия новых планет Урана и Нептуна, оказалось, что закон Боде применяется только к первому. В самом деле, продолжая начатую прогрессию дальше, мы получили бы для расстояний Урана и Нептуна величины 196 и 388, вместо 191,2 и 300,6. Последнее число уже весьма далеко от требуемого законом Боде. Таким образом в настоящее время ряд Тициуса можно рассматривать только как мнемоническое правило для удобного запоминания приблизительных размеров солнечной системы, причем за единицу в этом ряде можно считать с достаточной точностью 2 миллиона немецких миль. В Берлинском астрономическом календаре на 1790 г. Вурм несколько усовершенствовал правило Боде, взяв вместо чисел 3 и 4 числа 293 и 387, что дает следующие величины для расстояний отдельных планет от солнца, в километрах, если принять расстояние Меркурия равным 57,5 мил. кил. Для сравнения рядом с вычисленными величинами даны истинные расстояния Планет.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедический словарь (А)"
Книги похожие на "Энциклопедический словарь (А)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ф. Брокгауз - Энциклопедический словарь (А)"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедический словарь (А)", комментарии и мнения людей о произведении.