» » » » Ф. Брокгауз - Энциклопедический словарь (Х-Я)


Авторские права

Ф. Брокгауз - Энциклопедический словарь (Х-Я)

Здесь можно скачать бесплатно "Ф. Брокгауз - Энциклопедический словарь (Х-Я)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии, издательство Русское слово, год 1996. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Энциклопедический словарь (Х-Я)
Автор:
Издательство:
Русское слово
Год:
1996
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энциклопедический словарь (Х-Я)"

Описание и краткое содержание "Энциклопедический словарь (Х-Я)" читать бесплатно онлайн.








В. Шимкевич

Як

Як (Poephagus grunniens) или тибетский бык – представитель особого подрода длинношерстых быков; по-видимому, находится в наиболее близком родстве с быками в тесном смысле и бизонами; от последних отличается расположением длинных волос, которые, свешиваясь с плеч, с боков туловища, с бедер и с хвоста, образуют оторочку вдоль всего тела. Ясно выраженного подгрудка не имеется. Передняя часть черепа более плоская, чем у быков, межчелюстные кости не так сильно разъединены от носовых, края глазниц менее выдаются над поверхностью черепа. Длина тела старого самца до 4,25 метр., из них 0,75 метра приходится на хвост; высота в плечах 1,9 метр.; вес 650 – 720 килогр., длина рогов 0,8 – 0,8 метр. Длина самки до 2,8 м, высота 1,6 метр., вес 325 – 360 килогр. Шерсть черного цвета, с бурым отливом на спине и боках. Я. водится на Тибетском плоскогорье и в сопредельных горных областях на высоте 4000 – 6000 метр. Живут Я. семьями из нескольких голов или небольшими стадами из 10 – 12 голов, старые самцы поодиночке. В 6 – 8 летнем возрасте достигают половой зрелости; продолжительность жизни около 25 лет. На своей родине Я. встречается и в качестве домашнего, преимущественно вьючного, а также и верхового животного. Прирученные Я. отличаются обыкновенно от диких окраской шерсти; совершенно черные очень редки, большей частью имеются белые пятна; встречаются бурые, рыжие и пегие Я. Легко сживаются с домашним рогатым скотом. Д. П – о.

Якоби

Якоби (Мориц-Герман Jacobi, Борис Семенович, 1801 – 1874) – физик; по окончании курса в Геттингене Я. переехал в Кенигсберг, где занимался архитекторской практикой. В 1835 г. был приглашен в дерптский унив. на кафедру гражданской архитектуры. В 1837 г. был откомандирован в спб. комиссию для исследования применений электромагнитов к движению машин. Совместно с академиком Ленцем Я. исследовал электромагнитные притяжения и законы намагничивания железа. Для этой цели он построил особый реостат, названный им вольт-агометром. В 1839 г. Я. построил лодку с электромагнитным двигателем, который от 69 элементов Грове развивал 1 лошадиную силу и двигал лодку с 14 пассажирами по Неве против течения. Это было первое применение электромагнетизма к передвижению в больших размерах. В 1838 г. Я. сделал свое самое замечательное открытие, а именно гальванопластику. В 1840 г. Я. был утвержден в звании адъюнкта императорской академии наук, в 1842 г. экстраординарным, а в 1847 г. ординарным академиком. Оценка работ Я. была дана академиком Вильдом в речи, произнесенной 29 дек. 1874 г. в годичном заседании академии наук (см. «Bulletin de l'Academie» дек. 29, 1876). Я. продолжительное время нес еще обязанности члена мануфактурного совета при министерстве финансов. В 1867 г., во время всемирной выставки в Париже, Я. был делегатом от России в международной комиссии для выработки общих единиц мер, весов и монет; здесь Я. явился горячим поборником метрической системы. В 1842 – 45 гг. Я. построил телеграф с подземными проводами между СПб. и Царским Селом. Я. построил также по этой линии несколько телеграфных аппаратов новой и весьма остроумной конструкции, которые хранятся в физическом кабинете академии наук. Печатные труды Я.: «Benutzung der Naturkrafte zu menschlichen Arbeiten» (в издан. лекциях Бэра, Кенигсберг, 1834); «Ueber die Construction schief liegender Ruderwerke» («Crelle's Journal der Math.», 1827); «Ueber den Einfluss der Chausseen, Eisenbabnen und Wasserverbindungen anf den Nationalreichtum» (ib.); «Memoire sur une machine magnetiqne». «Comptes Rendus», 1874); «Memoire sur l'application de 1'Electromagnetisme au Mouvement des machines» (Потсдам, 1835); «Eine Methode die Constanten der Voltschen Ketton zu bestimmen» ("Ball. de VAcad. ", 1842); «Beschreibung eines verbesserten Voltagometers» (ib.); «Ueber die Entwickelung der Galvanoplastik» (ib., 1843); «Ueber die galvanische Vergoldnng» (ib.); «Einige Notizen iiber galvanische Leitnngen» (ib.); «Ueber die Gesetze dor Electromagnete» (mit Lenz), (ib., 1844); «Notice preliminaire sur telegraph electromagnetiqne entre St.-Petersburg und Tsarskoie-Selo» (ib.); «Ueber galvanische Messing-Rednction» (ib.); «Galvanische und electromagnetische Versnche» (ib., 1845 – 47, 1848 – 50); «Vorlaufige Notiz uber galvanoplastische Reduction mittelst einer magnetoelectrischen Maschine» (ib., 1847); «Ueber eine Vereinfachung der Uhrwerke, welche zur Hervorbrin gung einer gleichtormigen Bewegung bestimmt ist» (ib. 1848); «Sur les telegraphes electriques» (ib., 1849); «Sur la theorie des machines electromagnetiques» (ib., 1851); «Die galvanische Pendelubr» (ib.); «Sur la necessite d'exprimer la force des contraints electriques et la resistance des circuits en unites unanimoment et generalement adoptees» (ib., 1958; «Sur quelques experiences concernant la mesure des resistances» (ib., 1859); «Note sur la production de depots de fer galvaniqne» (ib., 1869); «Confection d'etalons prototypes, destines a generaliser le systeme metriques» («Comptes Rendus», 1869); «Notice sur l'absorption de l'hydrogene par le fer galvanique» ("Bnl. de l'Acad. ", 1870); «Application des batteries secondaires ou de polarisation aux moteurs electromagnetiques» (ib., 1871); «Sur la fabrication des etalons de longeur par la galvanoplastie» (ib., 1872); «Une reduction des fer par l'action d'un puissant solenoide electromagnetiqne» (ib., 1873); «Courants d'induction dans les bobines d'un electroaimant, entre les pо1es duquel un disqne metalliqne est mis en mouvement» («Comptes Rendus», 1872). Ср. «Биографический словарь профессоров и преподавателей Имп. юрьевского университета» (Юрьев. 1903, т. 1); «Отчет Имп. Русск. Географ. Общества» (1874); "Записки Имп. Акад. Наук– (1876, т. 28, стр. 61 – 82).

Яковлев Алексей Семенович

Яковлев (Алексей Семенович) – трагический актер, сын костромского купца. Род. в 1773 г.; рано осиротел и, получив самое ничтожное образование; на 1З году посажен в лавку сидельцем. Постоянно перечитывая и заучивая наизусть стихотворения Ломоносова, Державина и других поэтов и с жаром декламируя их вслух, он вскоре и сам начал сочинять стихи духовного и лирического содержания. Страстно увлекался и театром; сочинил драматический этюд «Отчаянный любовник». И. А. Дмитpовский уговорил Я. поступить на сцену и сам подготовил его к дебютам. Я. выступил 1 Июня 1794 г. в роли Оскольда в трагедии Сумарокова «Семира» и очень скоро сделался любимцем публики, которая особенно восхищалась его богатырской фигурой и звучным голосом. Мало образованному молодому человеку немудрено было потерять голову от триумфов, так легко ему доставшихся, и увериться в собственной гениальности; к этому вскоре присоединился загул в компании поклонников его таланта. Эта несчастная страсть не только отразилась на творчестве Я., но исказила его характер, сделав его неудержимо заносчивым и грубым. Биографы указывают, что одной из главных причин загула Я. была неудачная любовь. Несмотря на неблагоприятные условия, самородная сила таланта Я. была так велика, что прежде чем сломиться и погибнуть он дал высокие образцы сценического творчества, о которых современники долго вспоминали с восторгом. Его игра отличалась лиризмом и проблесками гениального вдохновения. В ролях, сродных его собственному внутреннему миру, он являлся представителем трагизма художественнореального. Это «новое слово» среди условностей современной ему сцены и составляет историческую заслугу Я. Способствовало успехам и славе Я. появление на сцене, почти одновременно с ним, блестящей трагической актрисы Ек. Сем. Семеновой. Присутствию в труппе этих двух выдающихся трагических сил русский театр был обязан значительным расширением своего репертуара, обогатившегося переводами всех выдающихся трагедий Расина, Корнеля, Вольтера и других корифеев XVII и XVIII вв. Еще более ценным для истории театра событием было появление Озерова, трагедии которого доставили Я. самые громкие успехи. Я., впрочем, умел быть простым и художественно-высоким и в «мещанской драме» (Коцебу и др.). Эпохой полного расцвета его таланта было время с 1804 по 1811 г., когда он являлся несравненным исполнителем Эдипа, Фингала; Дмитрия Донского, Агамемнона (в «Поликсене» Озерова), Орозмана, Магомета(в траг. Вольтера) и Иодая (в «Аталии» Расина). Я. умер в 1817 г. и похоронен на Волковом кладбище. На памятнике над его могилой вырезана надпись: «Завистников имел, соперников не знал». См. «Соч. Алексея Яковлева, придворного российского актера» (СПб.. 1827); биография – Р. Зотова, «Пантеон» (1842, V), А. Н. Сиротинина – "Рус. Арх. " (1889, VII) Е. С. Некрасовой – «Артист» (1892, XII), И. 9. Горбунова – "Рус. Вестн. " (1892, IX); Д. Д. Коровякова – «Ежегодник Имп. Театров 1893 – 94» (прил., кн. 1); «Воспоминания С. Т. Аксакова».

Якорь

Якорь. – Наиболее древний тип якоря – это так назыв. адмиралтейский Я., состоящий из веретена (стержня) с лапами внизу и штоком (поперечиной) наверху, причем шток и лапы лежат в двух разных плоскостях, для того, чтобы якорь не лег плашмя на грунт и не скользил бы по последнему, не задевая его. На больших Я. этого типа шток делается деревянным, из нескольких частей, стянутых бугелями (прочными обручами). Громоздкость такого Я. повела к тому, что сначала стали делать – при небольших размерах – шток железным, закрепляющимся при необходимости отдачи Я. – чекою на своем месте; при креплении же по-походному чека вынималась и шток крепился найтовом к веретену. В таком виде держатся на судах и поныне небольшие Я. – запасные, верпы и т. д. Для удобства хранения становых Я., стали делать их различной формы, позволяющей удобно их укладывать в носу судна – напр. Я. системы Мартина, Портера, Паркера, Холля и т. п. Система Мартина заключается в том, чтобы шток и лапы делать в одной плоскости, причем лапы делаются вращающимися, так чтобы якорь, легший плашмя, мог задеть своими лапами за грунт и при дальнейшем движении корабля лапы, поворачиваясь, все более уходили в дно. У Я. Паркера лапы вращаются на шарнире, перпендикулярном своей плоскости. Я. Паркера и Холля по идее не отличаются от Я. Мартина, но штока вовсе не имеют, а на лапах у них делается выступ, который, задевая за грунт, способствует вращению лап. Я. без штока имеется в настоящее время множество систем, патентованных различными изобретателями; в общем все они схожи, представляя собой приспособление в роде кошки (четырехлапого Я.), у которой все 4 лапы соединяются между собой, вращаются на шарнире в плоскости одной пары лап; другая же пара настолько обрезана, что слегка лишь выступает от шарнира. Удобство Я. без штока то, что они втягиваются в клюзы, не требуя сложных приспособлений для подъема и уборки. Материалом для Я. раньше служило сварочное железо; в настоящее время предпочитается Мартеновская сталь, позволяющая дешево приготовлять Я. литыми. Величина Я. у военных судов определяется по площади миделя судна (одна четверть погруженной части площади мидель шпангоута в футах, по русскому адмиралтейскому правилу, равна весу Я. в пудах); у коммерческих судов выработаны опытные отношения веса Я. к главных размерам судна (напр. как в правилах классификационных обществ – Ллойда, Бюро Веритас и т. д.) или же в зависимости от тоннажа судна. Правила эти дают вес Я. адмиралтейской системы; Я. без штока, как держащие сравнительно слабее, и хуже зацепляющие за грунт судна делаются на 25 – 30 % тяжелее. Р. Л – н.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энциклопедический словарь (Х-Я)"

Книги похожие на "Энциклопедический словарь (Х-Я)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ф. Брокгауз

Ф. Брокгауз - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ф. Брокгауз - Энциклопедический словарь (Х-Я)"

Отзывы читателей о книге "Энциклопедический словарь (Х-Я)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.