Шайзада Тохтабаева - Символика предметов традиционного быта казахов
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Символика предметов традиционного быта казахов"
Описание и краткое содержание "Символика предметов традиционного быта казахов" читать бесплатно онлайн.
Одним из интересных направлений в этнографической науке Казахстана является семиотический анализ материальной культуры, связанный с обычаями, обрядами, ритуалами. Ранее были изучены знаковые функции одежды, ювелирных украшений. В данной статье рассматривается символика отдельных предметов традиционного быта казахов, в которых прослеживаются разнообразные этикетные нюансы.
Шайзада Тохтабаева
Символика предметов традиционного быта казахов
©iPUB 2016
* * *Одним из интересных направлений в этнографической науке Казахстана является семиотический анализ материальной культуры, связанный с обычаями, обрядами, ритуалами. Ранее были изучены знаковые функции одежды, ювелирных украшений. В данной статье рассматривается символика отдельных предметов традиционного быта казахов, в которых прослеживаются разнообразные этикетные нюансы. По мнению С. А. Токарева для этнографической науки представляют интерес, прежде всего, взаимосвязи предметного мира с человеком, а также социальные взаимоотношения людей, опосредованные материальными вещами [1, с. 5].
Поскольку не было частой смены изделий в домашнем быту казахов, каждая вещь художественно оформлялась, тем самым она окультуривалась, становилась своей, она эмоционально прочувствованно принималась семьей. В некоторых из них начинала присутствовать частица домашнего благополучия, почему существовали запреты на неправильные действия людей по отношению к тем или иным предметам.
Интересна знаковая роль изделий из текстиля, в частности войлочного ковра. Так, например, поднятие избранного хана на белой кошме (рис. 1) являлось своего рода инаугурацией [2, с. 214]. В знак избрания Аблая ханом казахи подняли его на кошме, после чего, сняв с него парадную одежду, разодрали ее и разобрали по кусочку на счастье [3, с. 24].
Рис. 1. Инаугурация хана.
В другом отрывке этого же автора – И. Г. Андреева изложено следующее: «Один из обычаев тюрок-коневодов, населяющих этот край, (заключается в том), что на арбах, в которых ездят жены их, помещают кусок войлока, длиной в пядень, привязанный к тонкому шесту, длиной в локоть, в углу арбы; на каждую тысяча коней полагается один такой кусок» [3, с. 214]. В данном примере, очевидно, войлок использован как маркер.
Войлочный постилочный ковер текемет принято расстилать под колыбелью при первом укладывании туда новорожденного, что должно было охранять здоровье и стимулировать достаток и благополучие в жизни ребенка в будущем. При первом входе невесты в дом мужа под её ноги постилали овечью шкуру (для большого потомства и мягкости в будущем родовых схваток, добрых отношений с новыми родственниками), а также сажали на белый войлок, чтобы была светлой и благополучной жизнь молодоженов, а также были бы здоровыми детородные органы невестки.
В традиции казахов был обычай усаживать мужа или сына перед дальней дорогой на белый войлок, что, по принципу подобия, должно было обеспечить светлую, т. е. удачную дорогу и благополучное возвращение. Войлочным ковром выражали даже информацию щекотливого характера. Так, например, если случались неожиданные визитеры издалека, то засидевшаяся в «девках» дочь, о чем не этично было говорить вслух, садилась на белый войлочный ковер, тем самым иносказательно оповещая гостей, что она не засватана и свободна.
Войлочный ковер использовался в старину также при трауре. В течение сорока дней со дня смерти человека домочадцы осуществляли следующий ритуал: как только наступали сумерки, отворяли дверь, постилали возле нее белую кошму, на которую ставили одну чашку кумысом с правой стороны порога, а также одну зажженную свечку для духа усопшего аруах [4, с. 113].
Белый войлок осмысливался как сакральная вещь, связанная с позитивными идеями: благополучием, социальным ростом, материальным богатством. Старый ветхий войлок – не только признак бедности, несостоятельности, но и несчастливой ситуации. Согласно обычному праву Адат, сына, осмелившегося злословить или бить отца или мать свою, сажают на черную корову, лицом к хвосту, а шею его обматывают старым темным войлоком.
В настоящее время родители и родственники со стороны жениха при сватовстве выполняют интересный обряд, заключающийся в том, что они будущих сватов, т. е. родителей невесты поднимают, как ханов, на привезенном ими войлочном ковре төргілер, тем самым выражая предельное уважение к ним. У хакасов на белую кошму усаживали женщину для лечения ее шаманом от бесплодия [5, с. 96].
Текеметы и парадные красочные ковры сырмақ, связанные с образом барана и идеей плодородия, считались непременными в домашнем убранстве. Хозяйки верили, что эти предметы способны не только стимулировать благоденствие, но и защищать домочадцев от ядовитых змей и скорпионов, боящихся запаха овечьей шерсти.
Каждая хозяйка стремилась расстелить в доме палас ала алаша (рис. 2) вытканный с красочным пестрым узором. У казахов устойчиво мнение, что пестрый палас, как и пестрая веревка, являются мощным оберегом от сглаза. Пестрая веревка фигурирует в обряде тусау кесу – перерезывание пут, как только ребенок начнет делать первые шаги в год.
Рис. 2. Постилочный ковёр алаша. 1950-е гг. Нар. Мастер Мынжасарова Зубайда 1913 г. р. Семипалатинская обл. Шерсть, ткачество терме.
В убранство юрты включались также вышитые ковры типа тұскиіз (рис. 3), которые осмысливались, как магические талисманы благодаря символике орнамента. В одной юрте было до 5, 6 тускиизов и более, которые украшали стены. Причем все они имели неповторимый узор. По красоте ковра судили об искусности будущей хозяйки. Это изделие, расцениваемое как сакральное, согласно этикету, являлось обязательным в составе приданого. Традиционно было дополнительно украшать тұскиіз в качестве магической защиты серебряными ювелирными изделиями, а также местами пришивать на полотно пучки перьев филина и другие обереги, предназначенные для охраны здоровья, семейного счастья. Помимо того, что само ткачество и вышивание пронизываются системой магических приемов, сам процесс вешания ковра кілем ілү непременно оформлялся торжественно, для чего приглашались подруги, родственницы, соседки – плодовитые счастливые женщины. Этот праздник сопровождался застольем и подарками хозяйке за смотрины. Она же в свою очередь, согласно этикету, одаривала всех тех, кто вешал ковер. Такая обрядность проводилась с целью стимулирования благополучия в семье.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Символика предметов традиционного быта казахов"
Книги похожие на "Символика предметов традиционного быта казахов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Шайзада Тохтабаева - Символика предметов традиционного быта казахов"
Отзывы читателей о книге "Символика предметов традиционного быта казахов", комментарии и мнения людей о произведении.