Владимир Лавров - Пробуждение разума. Философия йоги о природе сознания и смысле жизни
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Пробуждение разума. Философия йоги о природе сознания и смысле жизни"
Описание и краткое содержание "Пробуждение разума. Философия йоги о природе сознания и смысле жизни" читать бесплатно онлайн.
В книге предельно просто и доступно изложены философские основы традиционной индийской йоги. В ней рассказывается о том, кто мы, ради чего мы живём, почему мы живём именно так, а не иначе и как успокоить свой вечно беспокойный ум. Книга рекомендуется всем, кто интересуется вопросами самопознания и саморазвития.
Пробуждение разума
Философия йоги о природе сознания и смысле жизни
Владимир Сергеевич Лавров
© Владимир Сергеевич Лавров, 2017
ISBN 978-5-4485-1113-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Мы живём в век избытка информации, однако несмотря на это, мы очень мало знаем о самих себе. Даже философам и психологам часто не хватает каких-то фундаментальных знаний о природе человека.
Речь идёт о самых важных, принципиальных вопросах, на которые у современной науки нет однозначных ответов: кто такой человек? в чём предназначение человека? в чём смысл жизни? как работает ум? чем ум отличается от разума? что такое сознание? где находится источник сознания? что такое мысль? откуда берутся мысли и куда они уходят? что такое воля? как управлять своей волей? что является источником воли? что такое счастье? что является источником счастья? откуда приходят страдания? как оградить себя от страданий? откуда берутся болезни? почему кто-то рождается с неизлечимыми болезнями, а кто-то живёт до ста лет, не зная вкуса таблеток? что такое судьба? есть ли какие-то законы судьбы? что такое успех? как стать по-настоящему успешным человеком?
Самое удивительное, что ответы на все эти вопросы в принципе есть. Однако современная западная академическая наука не занимается исследованиями в этих областях! А те знания, которые немного приоткрывают завесу тайны, часто объявляются академической наукой псевдонаучными. Отчасти, разумеется, это справедливо. Настоящие знания дошли до нас из глубины веков и обросли мифами, легендами, иносказаниями и заблуждениями. Однако если отбросить всё мракобесие и посмотреть на древние знания как на остатки древней науки, то, при желании, можно найти ответы на самые фундаментальные вопросы, не дающие покоя многим учёным и философам.
Собственно, с позиций древней восточной философии, лежащей в основе традиционной индийской йоги, я и предлагаю посмотреть на то, кем мы являемся и куда идём. Поскольку восточная философия базируется на древних и средневековых трактатах, – таких как Веды, Пураны, Упанишады и Сутры, написанные на санскрите, – в книге встречается много терминов на этом древнем языке, а в конце книги даётся пояснительный словарь. Однако там, где можно, я старался использовать понятный русский язык.
Глава 1. Человек и жизнь
Что из себя представляет человек?
Если отбросить распространённую западную аксиому о том, что человек – это туловище с мозгом, то человек представляет из себя матрёшку, включающую в себя грубое тело (туловище с мозгом), тонкое тело (чувства, ум, разум, самосознание) и тончайшее тело (душа, являющаяся источником сознания). Все три тела соединяются друг с другом с помощью потоков жизненной силы (Праны), которая связывает их в определённых местах. По этой причине, воздействуя на грубое тело, можно влиять на тонкое и наоборот. Так, в традиционной индийской йоге существует известная практика выполнения определённых поз (асан), когда человек, принимая определённые позы, заставляет свои мысли течь в определённом направлении, и этим тренирует одновременно тело и сознание.
У грубого тела существует четыре основные потребности: питание, сон, секс и оборона. Эти потребности присущи любому живому существу. Однако для человека характерны также более глубокие потребности: потребности его тонкого и тончайшего тел, которые нуждаются в знаниях, положительных эмоциях, любви, счастье и творческом самовыражении. Именно эти потребности отличают человека от животных.
Западные учёные исследуют преимущественно грубое тело, практически не касаясь тонкого тела и вообще не подозревая о существовании тончайшего. Восточные же мудрецы в первую очередь интересуются тонким и тончайшим телом. В этом принципиальная разница между западным и восточным подходами к пониманию того, кем является человек по своей природе.
Интересно, что и в западной науке, и в восточной философии человек противопоставлен животному, являя собой особое разумное существо, сознательно выходящее за пределы действия врождённых инстинктов. Однако критерии отличия человека от животного в двух моделях знаний незначительно различаются. В западной модели главный критерий отличия человека от животного – это наличие разума (хотя в западной науке нигде не поясняется, что такое разум и его часто путают с умом, который у животных, разумеется, тоже есть), а в восточной модели – это самообладание, умение контролировать свои чувства (одна из основных функций разума).
В «Бхагавата-пуране» (книга 7, глава 11, стихи 8—12) поясняется, что на самом деле есть целых 30 добродетелей, которые характерны для человека и не характерны для животных (включая в их число и животных в телах людей). Этими добродетелями являются: правдивость; милосердие; аскетичность; чистоплотность; терпеливость; добропорядочность; контролирование ума и чувств; неприятие зла; преданность; целомудренность; умение обуздывать гнев; отказ от насилия; щедрость; тяга к самопознанию; интерес к поучениям мудрых людей; прямодушие; довольство тем, что есть; уважение к старшим; спокойствие; стремление помогать другим; уединённость; немногословность; неприятие праздных занятий; избегание пустых разговоров; дружелюбность ко всем живым существам; желание слушать о деяниях и учении Всевышнего; желание прославлять Всевышнего, всегда помнить о Нём, посвящать Ему молитвы и выражать Ему почтение.
Устройство тонкого и тончайшего тел
Кроме грубого физического тела, у человека есть ещё тонкое и тончайшее (причинное) тело, которые соединены друг с другом потоками праны.
Тонкое тело состоит из чувств, ума, разума и самосознания (которое иногда ещё называют ложным Эго), представляя собой смесь чувств, эмоций, мыслей и желаний. Всё то, что в современной психологии принято называть личностью – в восточной философии называется «тонким телом».
Чувства (индрии)
У человека есть пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Им соответствуют пять органов чувств – глаза, уши, нос, кожа и язык. Их задача – получать информацию из окружающего мира, чтобы нормально ориентироваться в нём.
Ум (манас)
Информация, поступающая от органов чувств, концентрируется в уме, и ум определяет, что делать дальше. Например, если глаза видят что-то неприятное (например, какашку на дороге), – ум тут же реагирует на это отторжением («Фу! Это неприятно! Об этом я не хочу думать!»). Если же глаза видят что-то приятное (например, красивый цветок), – ум тут же реагирует на это принятием («Вот, это приятно! Об этом я хочу поразмышлять!»). Таким образом, основная функция ума – принимать то, что приятно и отвергать то, что неприятно.
Управляя чувствами, познающими мир (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) и органами действия (две руки, две ноги, анус, гениталии), именно ум чаще всего решает, – куда человеку идти, на что смотреть, кого слушать, о чём думать и что делать.
По своей природе ум очень подвижный и именно благодаря этому качеству мы можем:
– быстро реагировать на опасность
– испытывать эмоции
– загораться какими-то идеями
– менять своё мнение в процессе размышлений
В более широком смысле ум осуществляет пять основных функций:
– чувствует;
– думает;
– желает;
– планирует;
– испытывает эмоции (радуется или огорчается).
Любая информация, которая попадает в ум, становится предметом для размышлений. Размышления могут продолжаться от доли секунды и до бесконечности. Заканчиваются размышления определённой реакцией ума: либо отвержением, либо желанием. Если появляется желание, то ум начинает планировать пути к достижению желаемого. Если он не достигает желаемого, то огорчается и заставляет человека страдать. Если же ум достигает того, что желал, то он успокаивается и переключается на что-то другое.
При этом, ум обладает набором качеств, пять из которых являются благоприятными и ещё пять – неблагоприятными:
Благоприятные качества ума:
– чистота
– ясность
– сила
– умиротворённость
– обузданность
Неблагоприятные качества ума:
– загрязнённость (загрязнённый ум во всём видит недостатки)
– эгоистичность
– слабость (тупость)
– беспокойство
– необузданность
Ум необходимо обуздывать, иначе он склонен заставлять своего хозяина страдать от непомерных желаний, раздутых амбиций, разочарований и обид.
Методы обуздания ума:
– смирение
– послушание
– уважение старших
– служение
– сосредоточение
Признаки обузданного ума:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пробуждение разума. Философия йоги о природе сознания и смысле жизни"
Книги похожие на "Пробуждение разума. Философия йоги о природе сознания и смысле жизни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Лавров - Пробуждение разума. Философия йоги о природе сознания и смысле жизни"
Отзывы читателей о книге "Пробуждение разума. Философия йоги о природе сознания и смысле жизни", комментарии и мнения людей о произведении.