Святитель Иоанн Максимович (Тобольский) - Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с волей Божественной
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с волей Божественной"
Описание и краткое содержание "Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с волей Божественной" читать бесплатно онлайн.
Слово «илиотропион» с греческого переводится как «подсолнух». Как пишет древнеримский писатель Плиний, «растение подсолнечник представляет своего рода чудо в природе: оно постоянно обращено головой к солнцу и вместе с ним обращается от востока до запада, даже во дни облачные, до того сильно любит оно солнце». Это свойство делает этот цветок символом христианина, всегда ищущего Бога – невещественное Солнце, озаряющее все творение, – и всегда готового исполнить Его волю.
Книга свт. Иоанна (Максимовича) «Илиотропион» посвящена проблеме согласования воли человеческой с волей Божьей и предназначена для самого широкого круга читателей.
Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и Сибирский
Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с волей Божественной
Рекомендовано к публикации
Издательским советом
Русской Православной Церкви
ИС Р17-650-3719
Текст с незначительными изменениями приводится по изданию: Киев: типография Киево-Печерской Успенской лавры, 1890.
Вместо предисловия
Святитель Иоанн (Максимович), преемник по Черниговской кафедре святителя Феодосия Угличского, был сыном шляхтича Максима Васильковского (по городу Василькову), который любил называть себя печерским в признательность за то, что, арендуя мельницы и земли Киево-Печерской лавры, он нажил достаточное состояние. Шесть его сыновей служили в звании хорунжих, сотников и войсковых писарей, а старший из них – Иоанн Максимович – пошел другой дорогой.
Предки Максимовича были уроженцами города Умани Киевской губернии. Его отец, занимаясь арендованием лаврских имений, переселился в город Нежин, в окрестностях которого находились арендуемые угодья. Этот город стал местом рождения будущего святителя. По словам высокопреосвященнейшего митрополита Киевского Евгения (Болховити-на), будущий святитель Максимович получил свое образование в Киевской академии и был в ней преподавателем. Здесь же он посвящен в монашество с именем Иоанна киево-печерским игуменом Иннокентием (Гизелем), получил звание проповедника академии и вскоре был избран экономом лавры.
В 1678 году, когда Турция угрожала нападением на Малороссию, иеромонах Иоанн Максимович был послан в Москву умолять царя о помощи инокам лавры в случае нападения турок и просить монастырь, где бы иноки могли укрыться. Царь, отправив сильное войско, предоставил лавре Свенский монастырь (находящийся в трех верстах от города Брянска), чтобы иеромонах Максимович управлял монастырем в звании наместника. Так как святитель Феодосий Угличский желал иметь в елецком архимандрите преемника своей святительской кафедры (как наместник Свенского монастыря Максимович был известен ему еще в Киеве с лучшей стороны), то святитель Феодосий, после совещания с властями, вызвал к себе Максимовича и посвятил его в архимандрита Елецкого монастыря, которым до этого управлял сам.
Возмужавший в духовной жизни долгим подвижничеством, святитель Феодосий скончался 5 февраля 1696 года. Смиренный архимандрит елецкий Иоанн Максимович был ревностным исполнителем воли и распоряжений своего владыки до последнего вздоха блаженного Феодосия Угличского, который погребен был по правую сторону Борисоглебского черниговского храма в склепе, устроенном Иоанном Максимовичем. 24 ноября 1696 года в доме архиепископа собралась малороссийская рада для избрания преемника почившему архипастырю, на которой присутствовали полномочные от Киевского митрополита, гетмана и всего войска.
Доверенными гетмана были полковник черниговский Яков Лизогуб и генеральный бунчужный Скоропадский, а от мещанства – черниговский войт. После различных разногласий и жалоб, по единогласному желанию всего мирского и монашествующего духовенства, избран был Иоанн Максимович и составлен акт об избрании за подписью первых мирских и духовных лиц.
Отправляя в Москву Максимовича, гетман письменно просил царя, а также и патриарха о посвящении избранного. Посвящение совершено было 10 января 1697 года. В ставленной грамоте подтверждено право служить в саккосе. Царь же своей грамотой подтвердил права кафедры на имения.
Иоанн Максимович во всех отношениях был примерным архипастырем – жизнь его, по выражению преосвященнейшего Филарета, сияла высокими добродетелями, особенно же смирением и молитвой. Это ясно отразилось во многочисленных его творениях христианско-нравственного содержания. В языке произведений Максимовича много слов и оборотов как латинских, так и польских, простонародных; стихи, подобно стихам южных его современников, – силлабические; но по содержанию они заслуживают полного внимания, дышат искренним благочестием, с мыслями назидательными и умными.
Памятником любви преосвященнейшего Максимовича к духовному просвещению служит заведенная им в Чернигове духовная семинария, носившая первоначально имя коллегиума, в котором получали образование не только дети духовных лиц, но и дети дворян, казаков и мещан. Подавая собой пример добродетельной жизни, святитель со всей ревностью неусыпного деятеля писал душеспасительные сочинения, предлагая их в том виде, в каком они могли нравиться в его время.
Вот список названий их и время издания в свет:
1. Нравоучительное зерцало (Чернигов, 1703, 1707).
2. Алфавит святых – стихи (Чернигов, 1705).
3. Богородице Дево – стихи (Чернигов, 1707).
4. Толкование на 50-й псалом, посланное в 1708 году с письмом к царю вместе с двумя предыдущими сочинениями.
5. Размышление о молитве «Отче наш» – стихи (Чернигов, 1709).
6. Восемь евангельских блаженств (Чернигов, 1709).
7. Царский путь Креста (Чернигов, 1709).
8. Богомыслие (Чернигов, 1710–1711).
9. Илиотропион (Чернигов, 1714).
Не можем обойти молчанием двух событий в жизни архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича, которые произвели на него большое впечатление относительно совершенного предания себя в волю Божью. Последствием первого события было открытие входа в гробницу блаженного Феодосия Угличского, а последствием второго – спасение чести и жизни Максимовича от позорной казни за мнимую измену царю и отечеству.
Первым событием была тяжкая и долговременная болезнь святителя Максимовича, доведшая его до совершенного изнеможения. В последнюю ночь своего страдания обратился он мысленно к усопшему своему благодетелю – блаженному Феодосию Угличскому, который немедленно явился объявить болящему милость Божью, дарующую ему чудное исцеление: «Не скорби, брат, Господь услышал молитву твою и дарует тебе здравие. Встань с одра и приготовься утром отслужить благодарственную литургию – это тебе знамение!»
Болящий, очнувшись от чудного видения, встал с постели, позвал своего келейника и сказал: «Сходи к наместнику и передай, что я сегодня буду служить литургию, чтоб было готово все к служению». Все изумились, полагая, что преосвященный говорит в горячечном бреду, пока на деле не уверились, что он в здравом уме и совершенной памяти.
Второе событие: пастырь-патриот едва не пострадал от клеветы и злости во время открытия измены Мазепы Петру I в 1708 году.
Мазепа, злясь на тех, кто не поступал по его надеждам, и желая возбудить ропот против Петра, если бы он наказал невинных, послал казака менской сотни Пархоменка объявить, что он послан Мазепой с письмами к архиепископу Максимовичу, к глуховскому сотнику Туранскому, к князю Четвертинскому и к глуховскому атаману Карпеке и что письмо к архиепископу передано через служителя его, а прочим – лично. Казак, пойманный, объявил то же самое, даже в присутствии обвиняемых лиц, но Петр допытался правды, и невинность была подтверждена.
Царь Петр Великий, желая более и более распространять просвещение святой веры между языческими инородцами Сибири, не находил более к тому способного архипастыря, как только архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича, и в марте месяце 1712 года боголюбивый архиепископ Иоанн Максимович переведен на престол Сибирской митрополии.
Сибирской паствой состарившийся святитель управлял около трех лет и скончался 10 июня 1715 года. Погребен в Тобольском кафедральном соборе Софии, Премудрости Божьей.
Из младших братьев блаженного Иоанна Максимовича встречаются в истории:
1) Феодор Максимович, командир Стародубского полка, он во время путешествия в 1744 году императрицы Елизаветы Петровны в Киев имел счастье проводить ее величество от Тулиголова до Кролевца, затем до Алтыновки, а отсюда до переправы через реку Сейм перед Батурином. Далее проводил полк Прилуцкий с полковником Григорием Галаганом, и так далее сменялись полки Полтавский, Черниговский, Нежинский, Дубенский, Миргородский, Киевский, Переяславский и Галицкий, каждый полк в составе пятисот человек, под командой своего командира.
б) По духовному ведомству Тимофей Максимович, бывший три года наставником Черниговского коллегиума и десять лет кафедральным писарем, наконец, с 20 июня 1727 года, елецким архимандритом.
И. А. Максимович.
1 мая 1888 года,
местечко Монастырище
Черниговской губернии.
Книга первая
Познание воли Божьей
I. Сообразование с Божественной волей
Начало всего учения
Начало всего учения, преданного нам Господом нашим Иисусом Христом, состоит в том, чтобы мы во всех делах и своих словах сообразовались с Божественной волей. Спаситель наш учил нас этому во всю Свою земную жизнь – словами и делами, прямыми речами и притчами, наконец, в Себе Самом оставил нам образ жизни христианской, чтобы мы по мере сил следовали за Ним.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с волей Божественной"
Книги похожие на "Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с волей Божественной" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Святитель Иоанн Максимович (Тобольский) - Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с волей Божественной"
Отзывы читателей о книге "Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с волей Божественной", комментарии и мнения людей о произведении.