Анатолий Скала - Камешник. Сборник рассказов
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Камешник. Сборник рассказов"
Описание и краткое содержание "Камешник. Сборник рассказов" читать бесплатно онлайн.
Камешник. Сборник рассказов. В разделе первом «Какие странные люди живут на этой земле» читатель знакомится с историей возникновения вятской деревни Таганы. Некоторые из рассказов, в нём представленных, воспринимаются как нереальные, даже сказочные. И эта же кажущаяся их нереальность сохраняется и во втором разделе сборника «Камешник (Тагановские были)». А это уже повествование о последних днях Таганов, небольшой деревеньки, одной из многих тысяч погибших в последнее время в России.
– Куда прёшь, куда прёшь? Где ты видела, чтобы так рисовать? – Возьмет палку и ткнёт кисточку, куда надо, или встанет на лестницу и оттуда подправит. Так они всю картину и нарисовали.
Стоит на ней дерево, распускается яркими, как подсолнух, цветами, за ним пасека с разноцветными ульями и овраг, плывут в небе два облачка, а в ветвях чудо-дерева вьются пчёлки и сизый дымок, словно где-то дымарь фукает, и невидимый пчеловод рой снимать приготовился. Да за деревом не видать его, и сам рой не видать, только пчёлки-охранницы хоровод ведут. Хорошо всё в картине представлено! Словно летом: душа радуется средь зимы на привычную жизнь посмотреть.
Раз смотрел так, смотрел пасечник на картину, да и сам не заметил, как сел возле дерева и на облачка белые стал любоваться. Показалось ему, что те облачка и не облачка вовсе, а ребятишки его продвигаются на горизонте и вот-вот сейчас скроются в спелой жёлтой ржи…
Тут потухла картина, одна лампочка среди пасеки светится – видать, время пришло спать ложиться, убрал свои краски и кисточку неизвестный художник, пошёл отдыхать…
На другой день опять свет над пасекой поднялся, и на этот раз такой яркий, что хоть лампочку не включай – всё равно видать всю картину с её чудо-деревом… И слыхать! Никогда раньше этого не было, а сейчас птички щёлкают, шумит ветер и сквозь него – гул пчелиный, как будто бы рой идёт. Большой рой – далеко слыхать!
Подбежал пасечник к картине – стоит чудо-дерево, машет ветками, а под деревом сидит мужик и как будто не слышит, не видит, что рой пошёл. Всё живёт кругом: машет крыльями, шумит листьями, ветерок ходит в воздухе – один пасечник не живой!
Приопёрся рукой на дымарь и глядит на дорогу во ржи, веки щурит, слезинки из глаз – то ли долго глядит, то ли больно ему, потому что дымарь разожжённый, а он этого не замечает, по-прежнему опирается на него рукой и глядит, не шевелится – что же там вдали? Или два белых облачка сгрудились, или кто-то идёт и сейчас из глаз скроется?..
– Ты чего сидишь? Ведь уйдет сейчас рой! Ах ты, Увалень, ах, колодина! Ждёшь, когда тебе рой на голову упадёт? Или вовсе оглох? – закричал пасечник Увальню.
Покричал-покричал, только видит, действительно, как глухой сидит Увалень или как не живой.
Плюнул пасечник на бездельника, сел с другой стороны возле дерева и давай рассуждать: «Если так дело дальше пойдёт, рой, конечно же, улетит. Уже слышно, что матка на улицу вышла, а дальше уж надвое – могут пчёлы привиться поблизости, могут сразу подняться и улететь, если где-то дупло приготовлено. Их сейчас бы побрызгать, чтоб думали, будто дождик пошёл – они враз бы на дерево привились, вот тогда и снимай…»
Сидит думает: «Чем бы этому Увальню подсобить?.. Самому снимать – дело больно рисковое, вдруг да кисточка рисование своё прекратит?.. Так тогда и останешься на картине со всей этой живностью».
А тем временем бестолковая кисточка на секунду оставила подмалёвывать Увальня, и сейчас нет бы взять да повесить пчелиный рой на ближайшую веточку, – затянула его одним хвостиком в небо. Теперь пчёлы уже окончательно собрались слететь с пасеки. Дальше ждать было некуда.
Вскочил пасечник, схватил Увальня да и выкинул из картины. А сам сел на его место и замер: авось кисточка не заметит случившегося. И вдруг слышит:
– Смотри, Ростик, как здорово я здесь папу нарисовала, самой даже не верится.
Обмер пасечник: «Что такое? Откуда здесь дочка взялась?»
Пока думал, откуда-то сверху сын произнёс:
– А чего это он у тебя без усов? Дай-ка я подрисую!..
Задрал голову пасечник, смотрит поверху – откуда детишки тут? Хотел крикнуть, чтоб слазили с дерева, а тут кисточка ни с того ни с чего – хлоп его по лицу. Полилась краска в уши, за шиворот, хотел он закричать, чтоб сынишка воды притащил, а рот сладкой кашей забит: акварелью, выходит, художник картину свою рисовал – акварель всегда сладкая. Не успел её пасечник прожевать, вновь услышал:
– Я тебе сколько раз говорила. Не смей!.. не… смей!.. трогать мою кисточку…
После этого в облаках пролетел детский визг, и по пасечнику что есть мочи ударили лошадиным хвостом, но скорей всего снова кисточкой, только очень большой.
А потом наступила кромешная тьма, и уже вовсе рядом послышалось:
– Вот мучение с этим мёдом… Не знаешь, как в банку наковырять, вот заставить бы самого… А то, видишь, сидит там у себя в Таганах, и заботушки нет!
Вздрогнул пасечник: «Тёща, что ли? Откуда тут? И где – там – я сижу?»
А знакомый, пронзительный голос не отставал:
– Нет бы сразу стеклянные баночки в улей складывать, так ведь нет – неохота ему лежебоке. Втолкнёт в улей целую флягу и спит себе на боку.
«Ну всё: тёща и есть. Всю жизнь думает, что мёд пчёлки ведёрками в улей таскают, а им только посудину подставляй! Хорошо бы так!»
Рассердился на глупую пасечник, а ответить не может – сковала его высохшая акварель, языком во рту даже не шевельнуть.
Тут ещё один голос знакомый раздался – жена дочку спрашивает:
– Ты, Ирина, альбом не забыла в рюкзак положить?.. А то утром проспишь и опять не возьмёшь своё чудо-дерево, опять не на чем будет папу тебе рисовать!
– Я его уже вовсе нарисовала, да Ростик его краской залил…
– Я хотел ему только усы, ты сама подтолкнула и залила…
Охнул пасечник, хотел хлопнуть рукой по лбу, да руку из краски не вытащить. «Как я сразу-то не догадался? Ведь это мне Иринка картину с таким чудо-деревом на пасеке сочиняет. Ещё в садике научилась она своё дерево рисовать, вот с тех пор и малюет его где попало. Сейчас, видишь, на пасеке ему место нашла. Ох, проказница!..
Только что же тогда получается?.. Было дерево у Иринки в альбоме и сразу же было на пасеке… И я тоже на пасеке. А сейчас где я стал?.. Тоже вместе с детьми? Тоже в городе? У Иринки в альбоме меж листиков?.. Тёща – ладно, она всегда в городе, ну а я здесь зачем?»
Думал, думал над всем этим пасечник, да и начал тихонечко акварель жевать. Пожевал её, пожевал, словно жвачку, и сам себя спрашивает: «А чего, интересно, сейчас с этим Увальнем? Так, наверное, и валяется на снегу, куда я его выбросил?»
И от этого ему собственное положение не таким уж плохим показалось, одно только расстраивало: не видать ничего и с ребятишками не поговоришь. Вроде краску уж всю изжевал, а разговору не получалось.
«Ну да это и не беда, помолчать пока можно. Потом с тёщей поговорю», – решил пасечник, и на том успокоившись, задремал.
А проснулся, когда ребятишки альбом стали в рюкзак вталкивать – так толкали, что краска кое-где поосыпалась, а ещё кое-где он и сам потихонечку отковырял, и сейчас мог уже шевелиться и наблюдать за полосочкой света, которая пробивалась в альбом между листиками. И походило на то, что поехали ребятишки в деревню, на пасеку, и его в рюкзаке за собой повезли. И ещё в рюкзаке рядом с ним ехал кто-то большой и хрустел чем-то вкусным. Возможно, что это был слон или мышь – таким громким был хруст. И пасечник под тот хруст даже сколько-то подремал.
А проснулся от крика:
– Ура!.. Забор папа сделал! Из новеньких досок… Ну, папа!
Забеспокоился пасечник: «Что за доски, какой там забор? Кроме столбиков ничего, вроде, не было!» А жена вместо ясности ещё смуты добавила.
– Ну вот, видите, – говорит, – надоело лежать лежебоке, нашёл где-то доски и столбики тоже нашёл… Вот теперь в огороде никто грядки не вытопчет. Ещё крышу бы перекрыл…
«Ну всё, – думает пасечник, – не в то место приехали!» Слышит: дверь скрипит, и скрип будто знакомый, а в дом вошли – ребятишки опять кричат:
– Здравствуй, папа, мы в гости приехали, на каникулы!
А в ответ вроде слышится:
– Ну вот, здравствуйте, проходите. Чай будем пить…
Струхнул пасечник: всё ли ладно тут? Слышит он: ребятишки через слово всё папа да папа! «А кто же у них, в таком случае, в рюкзаке-то сидит?»
И жена, слышно, бегает, на стол кушанья расставляет, и то вдруг всхохотнёт, то вдруг ойкнет – как будто её кто за что-нибудь ухватил, и всё радуется на проклятый забор. А чужой человек всё бахвалится:
– Это что – забор! Подождите, я завтра за крышу примусь, крышу сделаю – загляденье!
– Хорошо-то как, – не нарадуется жена.
А тот пуще того: да я тут, да я там… И всё время чего-то жуёт. Засосало под ложечкой у голодного пасечника, кроме краски со вчерашнего дня ничего во рту не было – хоть бы, думает, поглядеть, чего кушают, не пельмени ли?
Наконец жена вспомнила:
– Ты, Ирина, чего же картину отцу не показываешь? Пусть посмотрит, как ты его нарисовала.
И поехал альбом с пасечником неизвестно куда и раскрылся как раз на том месте, где он в краске сидел.
Смотрит пасечник: переборка знакомая, шкаф стоит со знакомыми книгами, перевёл взгляд поближе: пельмени в тарелке – огромные, каждый с целого поросенка – лежат, только не хрюкают… Поодаль тарелок пустых груда целая. А кто всю эту груду подъел, у окна стоит – на сугробы любуется. Повернулся лицом к пасечнику – замер пасечник, словно в зеркале увидал себя! Только всё в нём как будто не так: уши красные, нос провис и причёска совсем не в ту сторону – нет, совсем этот Увалень на него не похож. И как можно такого за отца принять?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Камешник. Сборник рассказов"
Книги похожие на "Камешник. Сборник рассказов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Скала - Камешник. Сборник рассказов"
Отзывы читателей о книге "Камешник. Сборник рассказов", комментарии и мнения людей о произведении.