Беда Достопочтенный - Церковная история народа англов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Церковная история народа англов"
Описание и краткое содержание "Церковная история народа англов" читать бесплатно онлайн.
Беда – один из выдающихся богословов и ученых Британии. Он написал большое число комментариев и мартиролог, то есть календарь святых, по древнехристианскому образцу. Его главный труд — завершенная в 731 г. «Церковная история народа англов». Беда воссоздает картину союза народов Англии и объединяет различные группы народностей под именем «gens Anglorum» – английская нация. Это предполагает, что народности британских островов станут единой нацией, приведенной Богом на эту землю, как некогда Бог привел народ Израиля в землю обетованную.
Англосаксонские королевства, по мнению Беды, призваны искупить языческие грехи предков и в то же время создать новый народ, послушный Богу. Епископов Беда уподобляет ветхозаветным пророкам. «История Церкви» Беды полна анекдотов и рисует живую картину Церкви, зарождающейся на острове. Беда посвятил это произведение своему любимому королю Нортумбрии Освальду. Из-под пера Беды помимо «Церковной истории...» вышли светская хроника и незаконченный англосаксонский перевод Евангелия от Иоанна. Беда не уставая призывал своих братьев и духовных лиц заучивать наизусть и записывать важнейшие христианские формулы и молитвы на англосаксонском языке.
1070
Иов. 1:20.
1071
Быт. 41:14.
1072
Мф. 16:18-19.
1073
Деян. 8:20-21.
1074
Гал. 5:24 – «распяли плоть со страстями и похотями».
1075
Иак. 1:12.
1076
Симон Маг (в русской традиции Волхв) известен как лжепророк, желавший купить благодать за деньги (отсюда название греха симонии, т. е. продажи церковных должностей). О нем писали Евсевий и Юстин Философ; в сочинении Арнобия (III в.) говорится о том, что Симон благодаря демонам поднялся в воздух, но был низвергнут молитвой св. Петра. О его тонзуре у этих авторов ничего не сообщается. С начала антагонизма между римской и кельтской церковью было принято считать полукруглую тонзуру кельтских монахов наследием Симона Мага. Возможно, это связано с тем, что кельтская тонзура произошла из сакральной прически друидов, которые, как и Симон, были чародеями и прорицателями.
1077
Откр. 17:14.
1078
В оригинале optimatum (знатных). В реальном пиктском обществе эти «знатные» были вождями кланов и мормерами (наместниками) областей. Следует отметить, что год спустя король Нейтон изгнал из своих владений всех ирландских монахов, не признававших римскую Пасху и тонзуру.
1079
Кенред (Coenred) был представителем боковой ветви королевского дома; он правил в Нортумбрии в 716-718 гг.
1080
Рим. 10:2.
1081
Имеется в виду тонзура святого Петра.
1082
Дунхад или Доннхад был аббатом Ионы в 713-719 гг.
1083
В том году католическая Пасха отмечалась 24 апреля, в то время как кельтская Пасха не могла отмечаться позже 21 апреля.
1084
Ин. 8:56 – «и увидел и возрадовался».
1085
Осрик был сыном короля Альдфрита и правил в Нортумбрии в 718-729 гг.
1086
23 апреля.
1087
Еще один пример деления королевства между наследниками. Этельберт II правил в Кенте в 748-760 гг., Эдберт был его сопровителем до 748 гг., а Алред или Алрик пережил братьев и был королем до 764 гг.
1088
Алдвулф был епископом Рочестера в 725-734 гг.
1089
В сочинении «О природе вещей» (De Natura Rerum) Беда писал, что кометы являются предвестниками несчастий.
1090
В оригинале grauissimi Sarracenorum lues. Сарацинами Беда называет арабов, захвативших к тому времени Испанию и Южную Францию. Говоря далее об их поражении, он, скорее всего, имеет в виду битву при Пуатье 732 г. Это означает, что после официального завершения «Истории» в 731 г. автор вносил в нее дополнения.
1091
9 мая 729 г.
1092
Король, которому посвящена «История» Беды.
1093
Т. е. 13 января.
1094
Татвин был архиепископом Кентерберийским в 731-734 гг.
1095
В нынешнем селении Бридон-он-зе-Хилл в графстве Лестершир.
1096
Ингвальд или Ингвольд был епископом Лондона в 705-745 гг.
1097
Элдберт был епископом Данвича около 731-740 гг.; Хатулак – епископом Элмхема около 731-735 гг.
1098
Имеется в виду река Северн. Валкстод или Велкстуд в 727-736 гг. был епископом в Херефорде, на землях, отвоеванных у бриттов.
1099
Вилфрид был епископом Хвиссы в 718-744 гг.
1100
Эдильбальд или Этельбальд был представителем боковой линии мерсийской династии. Он вступил на престол в 716 г., сместив Кеолреда, и правил до 757 г. К 731 г. Этельбальд правил всеми землями южной Англии и оказывал покровительство церкви. Это не помешало Бонифацию и еще семи епископам осудить в 746 г. его развратную жизнь. Этельбальд был убит собственным охранником в своем дворце в Секингтоне (графство Стаффордшир).
1101
См. прим. 989. Кандида Каса – нынешний Уитхорн в Голуэе.
1102
Это произошло после принятия пиктами римской Пасхи, описанного выше. Мирный договор был заключен до 729 г. в правление короля Нехтана IV, который стремился опереться на помощь англов в борьбе с ирландцами Далриады.
1103
Короли Далриады в то время накапливали силы; позже, в 842 г., они захватили королевство пиктов, создав единую Шотландию, и отобрали у англосаксов Лотиан.
1104
В начале VII в. Уэссекс захватил у бриттов Девоншир и Херефордшир. Нортумбрийцы продолжали удерживать бриттские земли Северо-Запада, захваченные еще Этельфритом.
1105
Как известно, утеря воинского духа и постоянные междоусобицы привели к тому, что в IX в. скандинавы легко смогли разгромить и завоевать почти все англосаксонские королевства за исключением Уэссекса. Нортумбрия также была захвачена, а ее монастыри и церкви (включая Ярроу) подверглись разорению. Центр английской культуры и образованности постепенно сместился на юг.
1106
Пс. 96:1 – «да веселятся многочисленные острова».
1107
Пс. 29:5 – «славьте память святыни Его».
1108
В этом перечне Беда в основном повторяет данные своей «Большой хроники», но отбирает только те из них, что касаются Британии.
1109
Это и следующее затмения не упомянуты в «Истории». Первое произошло 16 февраля, второе – 20 июня.
1110
Ида – первый король Берниции в 547-559 гг. В «Истории» о нем ничего не сказано.
1111
События, отмеченные в 676 и 697-711 гг., не упоминаются в «Истории».
1112
Имеются в виду Уирмут и Ярроу (лат. Uiraemuda и Gyruum).
1113
Эти слова подтверждают мнение, что Беда редко покидал свой монастырь и скорее всего никогда в жизни не выезжал за пределы Нортумбрии. Хотя существуют версии о его путешествиях в Галлию и Рим, но из его сочинений не заметно личное знакомство с этими местами.
1114
Почти все указанные работы Беды дошли до нас. Их полное издание см. в PL, v. ХC-ХСV. Paris, 1848-1851. Издание исторических трудов Беды см. Baedae Opera Historica. Vol. 1 – 2/ Ed. C. Plummer. Oxford, 1896.
1115
Эта книга написана в форме ответов на вопросы Нотельма.
1116
Книга Слов Дневных (Verba Dierum) – в греческом переводе Паралипоменон, в еврейском оригинале Дибре-гай-йамим («Деяния времен» или «Хроники»).
1117
Гомилии (беседы) – жанр богословских соочинений в форме бесед с реальными или воображаемыми слушателями.
1118
Имеется в виду апостол Павел. Беда не перевел, а пересказал комментарии св. Августина к посланиям Павла.
1119
Беда имеет в виду послания апостолов (кроме Павла), признанные соборными (католическими) в отличие от множества апокрифов.
1120
Известное сочинение De sex aetatibus saeculi.
1121
Ис. 24:22.
1122
Эта книга не сохранилась. Имеется в виду св. Анастасий, патриарх Антиохии в 599-610 гг., убитый во время восстания иудеев. Известен тем, что перевел на греческий «Пастырское правило» папы Григория.
1123
Имеется в виду сочинение Беды Vita Cutbercti (Житие Кутберта).
1124
Хветберт или Хвитберкт был аббатом Уирмута и Ярроу около 716-745 гг.
1125
Беда говорит об «Истории аббатов монастырей Виремут и Гирвум» (Historia ss. abbatum monasterii in Wiremutha et Gyruum).
1126
Из этой книги сохранился только гимн св. Этельфрите, включенный в «Историю».
1127
Книга не сохранилась.
1128
Имеются в виду книги «О природе вещей» (De Natura rerum), «Книга о временах» (De temporibus liber) и «Об исчислении времен» (De ratione temporum).
1129
В этот список не включены: письмо к Эгберту, книга ответов на восемь вопросов Нотельма и книга «О святых местах», которую Беда цитирует в V,17.
Продолжатель Беды
1
Это древнейший манускрипт «Истории», датированный временем ок. 737 г. Назван в честь епископа Эли Джона Мура, владевшего им до 1715 г. Ныне хранится в Кембридже.
2
Эгберт – известный деятель церкви, брат короля Нортумбрии Эдберта. К нему обращено известное письмо Беды (см. ниже). В 732 г. он сменил Вилфрида II на кафедре Йорка, а в 735 г. стал архиепископом, как и предсказывал Беда, Эгберт умер в 766 г.; его учениками были знаменитый деятель «каролингского возрождения» Алкуин и видный богослов Этельберт, сменивший на кафедре Эгберта.
3
14 августа.
4
31 января.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Церковная история народа англов"
Книги похожие на "Церковная история народа англов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Беда Достопочтенный - Церковная история народа англов"
Отзывы читателей о книге "Церковная история народа англов", комментарии и мнения людей о произведении.