Фридрих Антонов - Русь и Степь. Борьба славян с кочевниками
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Русь и Степь. Борьба славян с кочевниками"
Описание и краткое содержание "Русь и Степь. Борьба славян с кочевниками" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена борьбе славян с кочевниками с глубокой древности и до времени Слова о полку Игореве. Здесь впервые за долгие годы затронут вопрос об авторстве «Слова», впервые описываются дружеские, а не традиционно враждебные отношения Игоря и Кончака. Затронуты семейные отношения предполагаемого Автора «Слова» и ряд других интересных вопросов, таких как раздоры меж половецкими ханами. Да и не только это.
Русь и Степь
Борьба славян с кочевниками
Фридрих Антонов
© Фридрих Антонов, 2017
ISBN 978-5-4485-0067-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Книга, под названием «Русь и Степь», посвящена борьбе славян с кочевниками, с древнейших времён и до дней, описанных в «Слове о полку Игореве». Дело в том, что свою поэму «Русь и Степь», я написал задолго до собственных исследований «Слова о полку Игореве», ещё основываясь на общеизвестных данных, которые имелись на тот час. Написание поэмы «Русь и Степь» собственно и подвигло меня на изучение «Слова о полку Игореве».
Именно при написании поэмы «Русь и Степь» у меня возникли сомнения в строгости и точности некоторых деталей перевода «Слова о полку Игореве», которые были приняты на то время. Именно эти сомнения и удержали меня тогда от публикации поэмы «Русь и Степь», сразу же после её написания. Кстати, называлась она тогда не «Русь и Степь», а «Борьба славян с кочевниками». Но это не имеет особого значения.
И вот, по происшествии многих лет, имея сегодняшний багаж знаний о «Слове о полку Игореве», я столкнулся с такой задачей. С одной стороны законченная поэма, названная – «Русь и Степь» и написанная, кстати сказать, прекрасными стихами, а с другой стороны понимание того, что написана она на не совершенной основе (то есть на старых переводах «Слова о полку Игореве»). И передо мной встала задача – либо выбросить всё написанное, либо в состав этого давно законченного произведения включить некоторые «вкрапления», которые бы внесли коррективы в уже написанное.
Поэтому в данной книге и предлагается поэма, которая создана на основании ранее написанной поэмы «Борьба славян с кочевниками», с добавлением пояснительных поэтических включений.
В первых двух пояснительных статьях поясняется один из основных вопросов: «Против кого князь Игорь пошёл воевать?». Это очень важный вопрос потому, что все кто, так или иначе, сталкивался со «Словом о полку Игореве» убеждены, что Игорь пошёл воевать против хана Кончака. На самом деле Игорь пошёл воевать против хана Гзы. А с Кончаком он, в то время, имел не просто военное сотрудничество, а они на тот час были уже сватами. Так что, им было не до войны. Все дальнейшие события говорят о том, что Игорь не воевал с ханом Кончаком.
В «Сказании о ковуях» говорится – кто такие ковуи (или «чёрные клобуки») и какую роль они сыграли в походе Игоря на половцев.
В пояснении под названием: «О набеге на Русь», высказываются мысли отличные от того, что обычно принято говорить и думать на эту тему. Набег на Русь здесь рассматривается, как результат несогласия между ханами, а вовсе не «восхищённо умилительное: «Гляди-ка ты, на всю Русь сразу кинулись». Кинуться то они кинулись, да вот результат от этого набега разрозненными силами был нулевым. А бить нужно было только объединёнными силами и в одну точку.
И отношения между Гзаком и Кончаком здесь представлены несколько иными. А эти отношения являются исключительно важными в понимании сути вопроса.
В «Саге о происхождении Овлура» излагается одна из возможных версий о происхождении этого героя «Слова о полку Игореве» и приводится доказательство того, что именно он – Овлур, является Автором «Слова о полку Игореве». Собственно в самой поэме такого доказательства, как вы сами понимаете, нет и быть не может, ибо это поэма, а не научный труд. Доказательство обычно даётся в научном труде, а в поэме – приводится уже готовая данность, что это именно так, а не иначе.
И наконец, последняя пояснительная вставка – это «Сказание о побеге». В ней описывается бегство Игоря из плена и это описание полностью отличается от того, как это представлялось до сих пор. Начнём с того, что представление о том, что Игорь с Овлуром бежали из плена на северо-запад, в Русскую землю, не выдерживает ни какой критики.
Дело в том, что Игорь был ранен и попытка уйти на северо-запад от половцев, природных воинов и следопытов, была полностью обречена на неудачу. Половцы требовали казни Игоря и он жил в плену только благодаря заступничеству своего свата Кончака. Все попытки выставить хана Кончака, как основного «пленителя», абсурдны.
Кончак был здесь не враждебной, а защитительной силой. Поймав Игоря во время бегства, половцы попросту бы убили его и Кончак не смог бы его защитить. И бежать тут было необходимо не от Кончака, а от половцев. И побег этот устроил не кто-нибудь, а именно хан Кончак. Потому, что убийство Игоря в плену, в его доме, (и даже во время побега), для Кончака было неприемлемо и накладывало на него моральную ответственность по всем законам гостеприимства.
Кончак этого допустить не мог. И именно поэтому побег был устроен не в северо-западном направлении, в Русскую землю, а в прямо противоположном, восточном направлении, где Игоря даже не искали. А сам Кончак организовал поиски и погоню в прямо противоположном, западном, направлении.
Поэтому и понадобилась легенда о побеге. Кончак в этом случае должен был быть вне подозрения, иначе его самого половцы судили бы военным судом. О бегстве на восток, а не на запад дважды говорится в самом «Слове».
Да в «Слове» дважды говорится, что Игорь с Овлуром ушли «к Лугу Донца». А по Донцу есть только одно место, которое называется Лугом. Это современное Луганье или Полуганье, место вблизи которого находится современный Луганск. А это на восток от места пребывания Игоря в плену. То есть бежали они не на северо-запад, а на восток. Но на это почему-то упорно, до сих пор, никто не обращает внимание.
Очевидно сказывается сила традиции. Один раз выбрали понимание этого вопроса и навсегда. Но рано или поздно, всем учёным, которые так или иначе связаны с исследованием Слова о полку Игореве, придётся пересматривать свои взгляды на вопросы, связанные с бегством Игоря из плена. Да и не только их. Но это дела последующих научных публикаций.
А здесь всё это облечено в поэтическую форму. Это не научный труд и, упаси боже, не научный отчёт. Здесь только поэтическое изложение материала. А любой поэт имеет право на поэтический вымысел и даже фантазию. Поэзия на этом как раз и стоит. Но повторяю, что это не какое-то «фэнтэзи». Это поэтическое изложение материала по сути данного предмета.
Ф. АнтоновВСТУПЛЕНИЕ
Дела давно минувших дней
Преданья старины глубокой
А. С. ПушкинЭто сказ о наших предках,
Наших пращурах далёких,
Мирно живших на равнине,
Средь полей и рек широких.
Как они пахали землю,
Засевали пашню хлебом
И с надеждой ожидали
Не пошлёт ли влаги небо.
Как они слагали песни
И водили хороводы,
Как они обожествляли
Землю, лес, поля и воды.
Как сражались за свободу,
Рек, дубрав широких дети,
Как отпор давали Полю1,
Уходя в леса из степи.
Приходивших в гости с миром
Принимали честь по чести,
А с войною приходивших
Гнали прочь, собравшись вместе.
Угощали напоследок
Воронёнными мечами
И границы устилали
Побелевшими костями.
Я хотел бы петь о травах,
О разливах рек широких,
О раскидистых дубравах,
О преданиях далеких.
Песни петь о том, что было
Здесь, у этих вод равнинных,
Песни петь о том, что мило
Нам во времени былинном.
Рассказать о них, ушедших,
Воинах непобедимых,
Отстрадавших, отлюбивших,
Грешных, праведных, невинных.
Как трудом тысячелетий,
С грозною судьбою споря,
Создавался многотрудный
Облик воина-героя.
Я стою, как на распутье
И не знаю как начать.
Словно золотоискатель.
Жила здесь! Но где копать?
В общем, как не извивайся,
Выбора не миновать!
«Мальчик, в школу собирайся…»2
В добрый путь! Начнем копать!
Я избрал предметом песен
Стук мечей и пенье копий.
А для них, для этих песен —
Стих упругий и высокий.
Чтоб воспеть суровым слогом
Звуки воинских походов
И овеянные славой
Дни трагедии народа.
Время яростных набегов
И безудержной отваги,
Когда жизнь ценилась меньше,
Чем глоток прохладной влаги.
Духом битв пропитан эпос —
Прошлых лет повествованье,
Летописные сказанья —
Горькой горечью страданий.
НАЧАЛО
Каждый год, из лета в лето,
Под обильный урожай,
Приходили за добычей степняки.
Из края в край
Смерчем огненным пройдутся,
Дань богатую возьмут,
Вдоволь кровушки напьются
И опять к себе уйдут.
Бросив все свои заботы,
Брались руссы за мечи.
И сходились в чистом поле,
Вражью силу «посечи».
Так веками и трудились —
От сохи да за копьё.
Чтоб врасплох не захватили,
В поле брали, на жнивьё,
Снаряжение для битвы.
Что там, в поле! На молитву!
Снять кольчугу не могли
И за сошкой так и шли,
Опоясавшись для брани.
Память давняя преданий…
А коль образно сказать —
Жизнь на огненном вулкане.
И пахали, зорко глядя,
В степи тонкую полоску,
И прислушивались чутко
К отдалённым отголоскам.
Всё в тревоге ожидали
Не пылят, не ржут ли кони,
Не покажется ли недруг,
Там, на дальнем перегоне.
А покажется – не мешкай!
Плуг долой, скачи в селенье,
Бей в набат, сзывай округу:
«Горе, люди! Нападенье!»
ЗАРОЖДЕНИЕ ОРД
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русь и Степь. Борьба славян с кочевниками"
Книги похожие на "Русь и Степь. Борьба славян с кочевниками" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Фридрих Антонов - Русь и Степь. Борьба славян с кочевниками"
Отзывы читателей о книге "Русь и Степь. Борьба славян с кочевниками", комментарии и мнения людей о произведении.