» » » » Коллектив авторов - Булгаков М.А. 100 и 1 цитата


Авторские права

Коллектив авторов - Булгаков М.А. 100 и 1 цитата

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Булгаков М.А. 100 и 1 цитата" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Булгаков М.А. 100 и 1 цитата
Рейтинг:
Название:
Булгаков М.А. 100 и 1 цитата
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Булгаков М.А. 100 и 1 цитата"

Описание и краткое содержание "Булгаков М.А. 100 и 1 цитата" читать бесплатно онлайн.



Через три четверти века после смерти Михаил Афанасьевич Булгаков оказался в положении, о котором сам при жизни, наверное, не мог и помыслить, — он стал модным классиком, любимым писателем уже для нескольких поколений подряд. Его читают и цитируют, переводят и постоянно переиздают, ставят и экранизируют, любят и прославляют — не по программе. Потому сегодня сложно представить себе человека, ни разу не слышавшего призыв «не читайте до обеда советских газет», не знавшего, что «Аннушка уже разлила масло», что «квартирный вопрос испортил» москвичей, а «ключница водку делала». Авторы настоящего издания поставили перед собой задачу собрать высказывания Михаила Булгакова, дабы проиллюстрировать его отношение к ряду вопросов и проблем. В книгу вошли цитаты из художественных произведений Михаила Булгакова, его писем, дневниковых записей, воспоминаний о писателе. Приведенные цитаты сопровождаются комментариями, в которых мы попытались рассказать о некоторых эпизодах биографии писателя, а также показать историко-литературный контекст его произведений.






Составители И. А. Назаров, М. Э. Савранская

М. А. БУЛГАКОВ. 100 И 1 ЦИТАТА

[email protected]

ПРЕДИСЛОВИЕ

Многие из нас встречали в современной прессе и, не задумываясь, произносили не раз сами: «Не хочу учиться, хочу жениться», «Счастливые часов не наблюдают», «Умом Россию не понять», «Мир спасет красота», «А был ли мальчик?», «Наступил на горло собственной песне», «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения» — при этом мы редко вспоминаем, что эти «народные мудрости» в действительности имеют вполне конкретных авторов: Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Ф. И. Тютчева, Ф. М. Достоевского, М. Горького, В. Маяковского, И. Ильфа и Е. Петрова и многих других.

Сейчас, через три четверти века после смерти, Михаил Афанасьевич Булгаков оказался в положении, о котором сам при жизни, наверное, не мог и помыслить: он стал модным классиком, любимым писателем уже для нескольких поколений подряд. Его читают и цитируют, переводят и постоянно переиздают, ставят и экранизируют, любят и прославляют — не по программе.

Личность автора, незаурядный писательский дар, острота и вневременная актуальность, необыкновенная сила литературного языка сделали Михаила Булгакова одним из наиболее узнаваемых и цитируемых писателей в России. Сложно представить человека, ни разу не слышавшего призыва «не читайте до обеда советских газет», не знавшего, что «Аннушка уже разлила масло», что «квартирный вопрос испортил» москвичей, а «ключница водку делала».

Авторы настоящего издания поставили перед собой задачу собрать высказывания Михаила Булгакова, дабы проиллюстрировать его отношение к ряду вопросов и проблем. Безусловно, там, где это казалось уместным и логически обоснованным, авторы книги не могли отказать себе в удовольствии процитировать не только прямую речь писателя, но и его художественные произведения. Биография Михаила Булгакова и его посмертная судьба полны противоречий, а потому считаем необходимым подчеркнуть, что не следует, заручившись одной-двумя фразами писателя, категорически утверждать о его личности и вкусах. То, каким был настоящий Булгаков и каким мы его себе представляем, — далеко не всегда одно и то же.

«…Пушкиноведение, как я горько убедился, не есть точная наука», — сообщал в 1935 г. Булгаков в письме к Викентию Вересаеву по поводу их совместной работы над пьесой «Александр Пушкин». В определенной мере эти слова могут быть применены к области литературоведения, называемой булгаковедением, — к настоящему времени существует весьма внушительное количество работ, посвященных различным сторонам биографии и творчества Михаила Афанасьевича, однако точки зрения специалистов совпадают далеко не всегда, а порой обнаруживаются и острые разногласия.

Современники оставили значительное количество воспоминаний о Михаиле Булгакове. Работая с материалами по биографии писателя, мы в первую очередь стремились уделить особое внимание воспоминаниям близких и родных Булгакова, что стало возможным во многом благодаря работе биографов. Проделав колоссальную работу, А. П. Кончаковский, Л. К. Паршин, М. О. Чудакова, Л. М. Яновская и другие исследователи, с которыми современники писателя делились воспоминаниями и впечатлениями, донесли до нас историю жизни и творчества Булгакова.

Поскольку наша работа не претендует на роль научного исследования и носит популярный характер, то мы, ссылаясь на работы специалистов-булгаковедов, сознательно позволили себе абстрактные обороты — «по мысли биографов», «по мнению исследователей», «жена писателя вспоминала» и т. п. — без ссылок на авторов и биографов. Для желающих ознакомиться с библиографией в конце книги приведен список работ признанных специалистов-булгаковедов, послуживших нам источниками при подготовке этого издания.

В книгу вошли цитаты из художественных произведений Михаила Булгакова, его писем, дневниковых записей, воспоминаний о писателе. Приведенные цитаты сопровождаются комментариями, в которых мы попытались рассказать о некоторых эпизодах биографии писателя, а также показать историко-литературный контекст его произведений. Цитаты собраны в соответствии с тематическим делением (о коммунальном быте, о других писателях, о медицине и т. д.). Книга заметно выходит за рамки «крылатых булгаковских цитат», что, возможно, позволит читателю взглянуть на писателя с новой, неизвестной для него стороны. Основным материалом для создания книги послужили научные труды известных специалистов по вопросам биографии и творчества Булгакова: К. Н. Атаровой, Г. С. Файмана, М. О. Чудаковой, Е. А. Яблокова и других исследователей — им авторы данного издания выражают искреннюю благодарность.

НЕХОРОШАЯ КВАРТИРА

Самый ужасный в Москве вопрос — квартирный.1


Известный марксистский тезис «бытие определяет сознание» оказался чрезвычайно актуальным для темы коммунального быта в литературе и искусстве советского периода. Грандиозные социальные преобразования, охватившие страну после Октябрьской революции (в частности, претворение в жизнь декрета «Об отмене частной собственности на недвижимость в городах»), давали пищу для ума сатириков — Михаила Зощенко, Ильи Ильфа, Евгения Петрова и др. Впрочем, тема бедности и человеческой стесненности, образы многочисленных ночлежек и углов в съемных квартирах, где с трудом сосуществовали абсолютно различные типажи, в русской литературе были запечатлены еще раньше — в произведениях Ф. М. Достоевского, Г. И. Успенского, В. Г. Короленко, М. Горького.

За тем, как в 1920–1930-е гг. утрачивало свой смысл и уходило в прошлое понятие «квартира», на смену которому пришли рабочие общежития и «коммуналки», — наравне с современниками наблюдал и Михаил Булгаков.

Михаил Афанасьевич приехал в Москву в конце сентября 1921 г., как он сам вспоминал, без денег и без вещей, «чтобы остаться в ней навсегда». В тот момент ему было тридцать лет, а за спиной — уже настоящая биография: во время Первой мировой войны он работал в прифронтовых госпиталях, служил земским врачом в глухом селе, излечился от морфинизма, участвовал в Гражданской войне, едва не умер от тифа, скитался по Кавказу, сочинял революционные пьесы для владикавказского театра… В Москве начинающий писатель тотчас столкнулся с квартирным вопросом:


И вот тут в безобразнейшей наготе предо мной встал вопрос… о комнате. Человеку нужна комната. Без комнаты человек не может жить. Мой полушубок заменял мне пальто, одеяло, скатерть и постель. Но он не мог заменить комнаты, так же как и чемоданчик. Чемоданчик был слишком мал. Кроме того, его нельзя было отапливать. И, кроме того, мне казалось неприличным, чтобы служащий человек жил в чемодане.2


«Однодневные» адреса, ночевки у знакомых сменились первым постоянным местом жительства — комната для Булгакова нашлась благодаря помощи родственников и протекции самой Надежды Константиновны Крупской (по мужу — Ульяновой). Письма, хлопоты, неприятные разговоры с жилтовариществом и, наконец, Булгакова с первой женой, Татьяной Николаевной, прописали в доме № 10 на Большой Садовой улице — в одной из комнат коммунальной квартиры № 50, послужившей впоследствии прообразом легендарной «нехорошей квартиры» из романа «Мастер и Маргарита». Обстоятельства получения комнаты, полные бюрократического гротеска, Булгаков впоследствии описал в очерке «Воспоминание»: несчастный бездомный писатель, которого всеми неправдами пытаются выселить из коммуналки, пишет бумагу на имя Ленина. Вождь приходит к писателю во сне и усмиряет председателя домового управления, а на следующий день заветную бумагу подписывает Надежда Константиновна. Воспоминания о первых месяцах жизни в коммунальной квартире и попытках устроиться на новом месте были запечатлены писателем в очерке «Сорок сороков»:


Пролетарии выселяли меня с квартиры на том основании, что если я и не чистой воды буржуй, то, во всяком случае, его суррогат. И не выселили. И не выселят. Смею вас заверить. Я перенял защитные приемы в обоих лагерях. Я оброс мандатами, как собака шерстью, и научился питаться мелкокаратной разноцветной кашей. Тело мое стало худым и жилистым, сердце железным, глаза зоркими. Я — закален.3


Довольно скоро обозначилась одна из главных проблем нового пристанища — соседи. Вместе с Булгаковыми в квартире жила проститутка Дуся, в другой комнате — шумная Анна Горячева, живой прототип скандально известной Аннушки, другие соседи держали поросенка и петуха, а третьи гнали и продавали самогон. По ночам самогонщики играли на балалайке и пели, в коридоре случались драки, и Михаилу Афанасьевичу приходилось вызывать милицию. Впоследствии в одном из рассказов, с характерным названием «Самогонное озеро», писатель вывел прикладную формулу проживания человека в коммуналке, согласно которой после полутора лет в квартире № 50 жильца вряд ли сможет что-то удивить в жизни. В квартире № 50 писатель прожил вдвое больше — почти три года, поэтому несложно представить себе роль «нехорошей квартиры» и в жизни, и в творчестве Булгакова. Ужасы коммунального быта нашли воплощение и в несвойственной для Михаила Афанасьевича стихотворной форме:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Булгаков М.А. 100 и 1 цитата"

Книги похожие на "Булгаков М.А. 100 и 1 цитата" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Булгаков М.А. 100 и 1 цитата"

Отзывы читателей о книге "Булгаков М.А. 100 и 1 цитата", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.