Людмила Шманева - Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении"
Описание и краткое содержание "Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении" читать бесплатно онлайн.
В этой книге освещены жизнь, творчество и воззрения 160 великих мыслителей, которые внесли наибольший вклад в развитие философской мысли, изменили взгляды людей на мир и на место человека в нем, а также даны основные этапы развития философии. Книга предназначена всем, кто интересуется философией, и может стать дополнительным справочным пособием для углубленного изучения философии в учебном процессе.
Философию Д. ставил превыше всего. По преданию Д. жил в Коринфе под открытым небом и в бочке. Сам он называл себя космополитом, гражданином мира. Платон называл Д. «безумствующим Сократом». Известна легенда о том, что Д. ходил днем с фонарем в руках и на вопрос, что это значит, отвечал: « Ищу человека!».
Умер Д. в Коринфе, куда переехал из Афин после смерти Антисфена. Считают, что калоритный образ откровенного циника вряд ли вполне соответствовал действительности, т. К. сведения о Д. противоречивы.
Д. приписывают несколько сочинений, но существует мнение, что он ничего не писал.
Аристотель (384 – 322 гг. До н. Э.)
Великий древнегреческий философ и ученый— энциклопедист. Его учение составило целую эпоху в философии. А. Родился в греческой колонии Стагира во Фракии (отсюда его наименование «Стагирит»). В 367 г. А. поселился в Афинах, где получил философское образование в Академии Платона, в которой пробыл в течении 20 лет до смерти Платона. В 343 г. по приглашению македонского царя Филиппа становится воспитателем его сына, будущего Александра Македонского. Вернувшись в Афины после двадцатилетнего отсутствия, в 535 г. до н. Э. основал свою школу (Ликей), просуществовавшую несколько столетий. После смерти Александра Македонского произошло антимакедонское восстание. А. Под угрозой судебного расследования на религиозной почве уехал из Афин на о. Эбвея в Халкиду, где год спустя умер.
Сочинения А. охватывают все области знания того времени: логику, психологию, естествознание, историю, политику, этику, эстетику.
А. подверг критике платоновскую теорию идей, что стало важным для дальнейшего развития философии. Идеи, по А., не существуют сами по себе – в природе они имеют свою «кровь» и «плоть».
Для Платона природа, материальный мир – не есть истинная реальность, а лишь тень бесплотных идей вне времени и пространства; А. не утверждает независимое существование природы, как настоящей реальности и как источника идей и понятий. А. Признает причинную зависимость идей и вещей, Платон эту зависимость отрицает. Согласно теории А., сущность находится в самих вещах. Каждая конкретная чувственная вещь представляет собой единство материи и формы.
Но материя лишена свойств, качеств и признаков и представляет собой ничто. В отношении к материи как к небытию А. Сходился с Платоном. А форма А. – это почти то же, что платоновская «идея», материя – это лишь пассивный материал для воплащения формы. Форма – активное начало, которое дает материи определенность.
Движение, развитие вещи – есть действие формы. Последняя, высшая форма, за которой уже ничего не следует – Бог.
Проблема «формы» и «материи» ввела в философию два новых понятия – возможность и действительность. Движение, по А., есть процесс превращения потенциального (возможного) в актуальное (действительное), обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей. Движение не сводится к чистой форме или к одной материи– оно есть переход одного в другое. Первый толчок, положивший началу движения в природе, осуществлен был, по А., «первым двигателем», т. Е. Богом. Завершение движения называется у А. «энтелехия».
Следующий вопрос – вопрос перехода от материи к сознанию. Деятельность души А. определил как особую, первую энтелехию реального бытия – физического тела.
Предметом всякого познания является, по А, объективный мир, реальное бытие. Задача познания состоит в восхождении от чувственного восприятия к вершинам абстракции. Отправной пункт познания – ощущение. Без ощущений нет знаний.
С учением А. о видах движения связано его учение о физических элементах. Как и Эмпедокл, он полагал, что природа состоит из четырех элементов: огня, воздуха, воды и земли. Каждый элемент образует два класса – активные и пассивные качества.
По А., существует еще пятый элемент – эфир, который заполняет все мировое пространство, из которого состоят небесные тела. Эфир обладает свойствами неизменности и совершенства.
А. учил, что Земля, являющаяся центром вселенной, шарообразна. Шарообразны и небесный свод и все небесные светила. Для А. сфера – это наиболее совершенная форма. Звезды у А. неподвижно укреплены на небе и обращаются вместе с ним.
А. описал более 500 видов животных и сделал первую попытку их классификации.
Среди добродетелей А. особо выделяет справедливость.
Этику он характеризует как прововедь активной деятельности человека. А отвергает стремление к власти и наслаждениям. Целью физического воспитания, по А., является развитие сильного, красивого и ловкого тела.
В вопросах развития общества и государства А. приверженец рабовладельческого строя. Но он считает, что власть должна принадлежать не богатым и бедным, а среднему слою. « В каждом государстве есть три части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посередине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина – наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше»14.
Считают, что общее количество сочинений А. варьируется от 400 до 1000, хотя ни одно их них, опубликованных им самим, не сохранилось. Впервые рукописи, предназначавшиеся для учебных целей, были опубликованы спустя 300 лет после смерти А. Андроником Родосским.
Наиболее значительные работы: «Метафизика», «О душе», два варианта «Этики» («Никомахова этика», «Евдемова этика»), «О небе», «О частях животных», «Политика», «Искусство риторики», «Категории», «О софистических опровержениях».
Из 158 трактаков, послуживших подготовительными работами к его «Политике», был обнаружен один – «Афинская политика».
Эпикур (341— 270 гг. до н. э.)
Древнегреческий философ, один из наиболее выдающихся мыслителей эллинского периода. Родился на острове Самос в семье афинского клеруха – Неокла. Философией начал заниматься с 14—летнего возраста. Учителями его были платоник Памфил и сторонник Демокрита Навсифан. В 32 года сам стал учителем философии, а около 307 г. до н. Э. основал в Афинах школу в приобретенном для этого саду («Сад Эпикура»). На воротах сада Э. начертал: «Гость, тебе здесь будет хорошо, здесь удовольствие – высшее благо».
Свое учение Э. излагал в многочисленных сочинениях, письмах и беседах. Из 300 произведений Э. до нас дошли лишь некоторые, в т. Ч. «Главные мысли», состоящие из 40 афоризмов.
Главным сочинением философа был труд «О природе» из 37 книг. Многие материалы содержатся в сочинениях противников эпикуреизма. Основные сведения о жизни и учении Э. мы находим в 19—ой книге сочинений Диогена Лаэртского«Жизнь и учения людей, прославившихся в философии».
Э. в соответствии с духом времени разделял философию на три части: канонику – учение о познании, физику и этику; но основное значение он отводил этике, т. К. она определяет цель жизни и критерии поведения. Философию же в целом Э. определял как деятельность, доставлющую посредством размышлений счастливую жизнь. Началом и концом счастливой жизни Э. считал удовольствие. В этом этика Э. совпадала с этикой Аристиппа, основателя школы киренаиков, или гедонистов.
Э. считал, что удовольствие, к которому мы стремимся, есть отсутствие страданий душевных и телесных, здоровье тела и состояние безмятежности души. Основное страдание душе причиняют страх смерти и страхи, внушаемые верой в сверхестественные божественные силы, в бессмертие и рок. Э. Учил своих последователей не бояться ни смерти, ни необъяснимых явлений природы, довольствоваться малым и утешаться в дружбе с единомышленниками.
Наиболее разумным для человека, считал Э., является не деятельность, а покой, атараксия.
Существование бессмертных богов Э. Признавал, но отрицал их вмешательство в жизнь вселенной, полагая, что они живут в промежутках между бесчисленными мирами.
Э. развивал рациональное мировоззрение, которое и утвердил в своей физике и канонике, опираясь на учение Демокрита. Основными положениями физики Э. являются положения о вечности вселенной: «Ничто не происходит из несуществующего и не переходит в несуществующее; вселенная всегда была такой, какова она теперь и всегда будет такой… Вселенная состоит из тел и пространства… В числе тел одни суть соединения, а другие – то, из чего образованы соединения. Эти последние неделимы и неизменяемы… Далее, и по количеству тел, и по величине пустоты (пустого пространства) Вселенная безгранична…»15. В отличии от Демокрита Э. считал, что атомы свободно отклоняются от прямолинейного движения. Самоотклонением Э. объясняет их столкновение между собой. Концепция отклонения атомов, по Э., должна была стать основой для концепции свободного человека. Философия, считал Э., должна не исследовать природу, а указывать путь к счастью. Принцип удовольствия как счастья у Э. Расходится с гедонизмом. Э. Говорит Менекею: «Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия распутников… но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог». При выборе удовольствий человек должен руководствоваться принципами благоразумия. Только в этом случае он получит истинное наслаждение.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении"
Книги похожие на "Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Людмила Шманева - Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении"
Отзывы читателей о книге "Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении", комментарии и мнения людей о произведении.