Анатолий Якимов - Основы тренерского мастерства

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Основы тренерского мастерства"
Описание и краткое содержание "Основы тренерского мастерства" читать бесплатно онлайн.
2-е издание книги, вышедшей в 2003 году. Тогда это стало первым методическим изданием, в котором излагались основные аспекты тренерского мастерства с анализом многих актуальных проблем: как завоевать тренерский авторитет; спортсмен – цель или средство; профессиональные и воспитательные аспекты работы тренера. Приводимые в книге рекомендации универсальны для всех видов спорта и ориентированы как на начинающих, так и на опытных тренеров.
Творчество может возникнуть только при условии профессионально-личностной мотивации. А мотивация рождается и поддерживается захватившей тренера идеей. Своя творческая идея рождается на основе опыта и собственного социального положения. Творчески работающий тренер отличается и тем, что, используя методические разработки и рекомендации, аккумулируя опыт коллег, он не просто «приживляет» их к своей тренерской почве, а, пропускает через свое творчество, делает для себя этот опыт как бы заново обретенным. Иначе говоря, чужой опыт становится достоянием тренерских исканий не при простом механическом переносе, а как часть системы собственных тренерских идей. Если таких идей нет, – тренировочный план мертв и никогда не оживет на самом тренировочном занятии.
У тех, кто работает с квалифицированными спортсменами, на памяти немного случаев, когда отличный и методически выверенный тренировочный план превращался в плохую тренировку. Почему? Причин может быть много. Но главная в том, что составленный тренировочный план не был подкреплен личным тренерским исканием, собственным тренерским взглядом на методику тренировки и на спортсменов. Считаю, что когда-нибудь тренерские изобретения (т. е. их тренировочные системы) встанут вровень со всеми прочими, и на них тоже будут давать патенты. Подумайте над этим и попытайтесь проанализировать себя по следующей программе.
1. Есть ли тренерские проблемы, которые вас постоянно волнуют или, как правило, вы работаете на основе существующих принципов?
2. Имеются ли у вас тренерские идеи, усвоенные из специальной литературы, выведенные из личного опыта или опыта коллег, которые вы стремитесь положить в основу своей деятельности?
3. Есть ли у вас потребность и необходимость систематически размышлять над собственными тренерскими идеями?
4. Если ваши тренерские идеи не принимаются администрацией, готовы ли вы защищать их или к критике отнесетесь безразлично и перейдете к тем способам деятельности, которые предлагаются администрацией?
5. Можете ли вы считать, что ваши тренерские идеи не стоят на месте и развиваются?
6. Доставляет ли вам удовольствие излагать собственные тренерские идеи коллегам и убеждать их в плодотворности вашего подхода?
Если на все вопросы вы отвечаете утвердительно, то собственные тренерские взгляды, личное тренерское видение у вас есть. А тем, у кого его еще нет, рекомендую осмыслить свой тренерский взгляд на учебно-тренировочный процесс, проверить его на практике, обсудить с коллегами, попытаться найти ему аналогию в специальной теоретической литературе. Без четких тренерских убеждений невозможно тренерское творчество, поскольку оно строится на продуманной тренерской идее.
Подлинное творчество рождается только в благоприятной психологической атмосфере. Перефразируя слова К. С. Станиславского, скажу, что надо любить не себя в тренерском творчестве, а тренерское творчество в себе.
Понаблюдайте за собой.
1. Интересуетесь ли вы особенностями творческой деятельности своих коллег?
2. Стремитесь ли разобраться в особенностях их тренерских подходов или всегда отстаиваете собственный взгляд?
3. Есть ли у вас желание поддержать коллегу по работе, разделить его радость от хорошего тренерского занятия?
4. Возникает ли у вас потребность поделиться с коллегами собственным тренерским замыслом или находкой?
5. Стремитесь ли вы пересмотреть собственные позиции, если коллеги предлагают вам это?
Коллективное творчество, особенно в практической тренерской деятельности, – дело сложное. Можно определить несколько типов моделей творческого поведения тренера в коллективе, типов тренерского творчества.
Модель первая – «Энтузиаст». Тренер такого типа, прежде всего, увлечен своей деятельностью. Не знает ни начала, ни конца своего рабочего дня. Он буквально захвачен своим поиском и увлекает им спортсменов. Сила влияния его энтузиазма и подвижничества весьма значительна. Ярким примером такого типа творчества можно считать П. Гойхмана – белорусского тренера по прыжкам в высоту (его воспитанник Ю. Тармак – олимпийский чемпион, призерами страны и Европы были и другие ученики). Вокруг П. Гойхмана не гремели такие «восторги», как вокруг известного тренера по прыжкам в высоту В. Дьячкова, но работа его весьма интересна. Следует знать о таких тренерах, использовать находки этих творческих тружеников.
Модель вторая – «Новатор». К такому типу творческой личности в первую очередь надо отнести В. И. Алексеева (легкая атлетика) и Ю. Э. Штукмана (спортивная гимнастика).
В. И. Алексеев применял теорию и методику тренировки, еще не известные во многих официальных центрах спортивной науки в нашей стране и за рубежом. Например, круговой метод тренировки он применял еще до войны, в 40-е доказал возможность использования значительных по объему и интенсивности тренировочных нагрузок при работе с детьми, определил роль общеразвивающих и специальных упражнений в совершенствовании спортивного мастерства. Характер первопроходца особенно ярко проявился в поисках новых средств подготовки спортсмена и в разработке новых вариантов техники: оригинальный способ кругового маха, используя который его ученик А. Барышников побил мировой рекорд в толкании ядра, был изобретен Виктором Ильичем еще в 1945 г., когда этим способом он обучал Ю. Лукьянова метать гранату.
Ю. Э. Штукман неизменно стремился к новизне, изобретал совершенно неожиданные элементы, связки, комбинации, придумывал для каждой гимнастки «изюминки», которые выявляли ее индивидуальность и одновременно служили визитной карточкой воронежской «штукманской» школы. В период однообразной, подчеркнуто силовой (даже у женщин) гимнастики Юрий Эдуардович уделял огромное внимание пластике, хореографии и заботился о чистоте и выразительности буквально каждого движения. Он не уставал напоминать, что неряшливая, торопливая, «грязная» работа на помосте – недостойное дело. Когда трюк делается только для того, чтобы вызвать оторопь у зрителя, то получается балаган, а не гимнастика. Гимнастика отличается от балагана как раз безукоризненной культурой исполнения.
Эти тренеры (в отличие от многих других) никогда не делали из своей работы тайны, не причисляли себя к сонму «посвященных». Напротив, охотно делились всем, что знали, с начинающими коллегами и со своими учениками. Наверное, вовсе не случайно из школы В. И. Алексеева и из школы Ю. Э. Штукмана наряду с великолепными спортсменами вышли замечательные спортивные наставники: Ю. Лукьянов, Е. Лутковский, С. Фельдман, П. Корчагин, Г. Коршунов, В. Растороцкий и еще целая плеяда тренеров, работающих сейчас в разных концах России.
Модель третья – личности тренера «Исследователь». Исследователь склонен к постоянному изучению, анализу факторов тренерской деятельности. Он многократно проверяет себя, создает свои варианты решения проблем. В результате, когда он начинает говорить о своих идеях, они выступают уже не просто как гипотеза, интересная находка, прием, оригинальное решение, а как сложившиеся тренерские принципы, за которыми стоит длительный исследовательский поиск. К таким тренерам относится, например, Д. Каунсилмен, американский тренер по плаванию. Когда читаешь его книги, в которых автор описывает собственный опыт работы, отчетливо ощущаешь научно-исследовательское начало. Методические приемы, предлагаемые Д. Каунсилменом, выступают как результат его изысканий, проверенных практикой тренерской работы, которую он ведет именно как исследователь. Тренер – исследователь способен, как правило, позитивно влиять на тренерский коллектив. Его деятельность побуждает коллег к осмыслению их собственного опыта.
В реальной тренерской деятельности моделей творчества значительно больше. В вашу собственной лаборатории тренерского творчества, где важны самопознание, самовоспитание, самореализация, следует подумать над следующими вопросами, проанализировать себя.
1. Опираетесь ли вы в своей деятельности на психолого-тренерскую теорию или просто действуете на уровне здравого смысла, методических рекомендаций и опыта коллег? Если научные психолого-тренерские знания используются вами недостаточно, постарайтесь избавиться от этого, скажу прямо, серьезного упущения. Стремитесь решения в своей тренерской практике соотносить с исходными теоретическими посылками. Вначале это будет трудно, может даже казаться лишним, но в конечном счете реально поможет вам находить правильные и интересные решения и станет вашей потребностью. Очень рекомендую объединиться в этой работе с кем-нибудь из коллег.
2. Как вы считаете, есть ли у вас собственные тренерские идеи, концепции, которые для вас важны и на которые вы опираетесь в повседневной работе? Если обнаружите, что таких четких представлений о тренерском процессе пока нет, стремитесь их постоянно формировать, привлекая для этого и своих коллег по работе.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы тренерского мастерства"
Книги похожие на "Основы тренерского мастерства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Якимов - Основы тренерского мастерства"
Отзывы читателей о книге "Основы тренерского мастерства", комментарии и мнения людей о произведении.