Дмитрий Исаев - Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект"
Описание и краткое содержание "Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект" читать бесплатно онлайн.
В монографии рассматривается сущность систем информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента с учетом современных требований, вытекающих из тенденций глобализации экономики, укрупнения бизнеса и роста конкуренции. Описаны основные подходы, методы и модели, применяемые для решения задач информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента, а также информационные системы, позволяющие реализовать эти методы и модели на практике.
Для руководителей предприятий и организаций, сотрудников финансово-экономических служб и подразделений информационных технологий, а также специалистов по управлению и студентов экономических вузов.
Дмитрий Исаев
Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект
Рецензент – кандидат физико-математических наук, профессор кафедры прикладной математики и информатики Нижегородского филиала Государственного университета – Высшей школы экономики О. Р. Козырев
© Исаев Д. В., 2010
© Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010
Введение
Современный уровень развития экономики (как за рубежом, так и в России) характеризуется сложностью и масштабностью задач управления, что в первую очередь относится к управлению крупными предприятиями и группами компаний. Причинами усложнения управленческих задач выступает ряд факторов, которые могут быть подразделены на внешние (особенности внешней среды, в которой функционируют компании) и внутренние (особенности самих предприятий).
К внешним факторам относятся динамичность современной экономической среды, усиление конкуренции в большинстве отраслей экономики, а также повышение публичности бизнеса, когда в качестве заинтересованных лиц (стейкхолдеров) выступают не только акционеры и контрагенты по операционной деятельности, но и институциональные инвесторы, региональные органы государственного управления, общественные организации. При этом стейкхолдеры все чаще предъявляют к компаниям дополнительные требования, выходящие за рамки традиционных финансово-экономических критериев, например относительно влияния на окружающую среду и социальной ответственности бизнеса.
Эти процессы усугубляются интеграцией России в мировое экономическое сообщество, размещением акций российских компаний на зарубежных фондовых биржах и перспективами вступления России в ВТО. Перечисленные тенденции накладывают на компании дополнительные требования, в частности, в области формирования отчетности по международным стандартам и соответствия критериям корпоративного управления, закрепленным в определенных документах (например, требованиям Акта Сарбейнса – Оксли, которые являются обязательными для компаний, размещающих свои акции на фондовом рынке США).
Тенденции изменения экономической среды отражаются и в российском законодательстве, которое находится в состоянии перманентных реформ и постепенно приближается к международной практике.
Большое влияние на корпоративное управление и стратегический менеджмент оказывают и внутренние факторы – особенности самих компаний. Один из наиболее существенных – укрупнение компаний, неизбежно влекущее усложнение организационных схем и коммуникаций. При этом укрупнение, как правило, происходит путем консолидации действующих активов, в результате чего группа компаний наследует особенности и проблемы своих новых членов – тех предприятий, которые на определенном этапе своего развития вошли в ее состав.
Если в состав группы входят относительно немолодые предприятия, сформированные еще до начала периода экономических реформ 1990-х гг., то особое значение приобретает исторический фактор: такие предприятия в течение долгого времени были ориентированы не на развитие, а на выживание при отсутствии какой-либо стратегической ориентации. Кроме того, крупные группы компаний испытывают существенное влияние уже упомянутого фактора глобализации, поскольку предприятия, входящие в состав группы, могут находиться в разных странах и работать на разных рынках и в условиях различного законодательства.
Внутренние особенности современных групп компаний проявляются и в части использования информационных технологий: как правило, в таких группах наблюдается отсутствие централизованной ИТ-стратегии, в разных компаниях группы используются разрозненные ИТ-решения, развитие технологий не имеет четкой стратегической ориентации. Нельзя не упомянуть и об ИТ-квалификации управленческого персонала: долгое время российская система образования не уделяла должного внимания этой составляющей, поэтому уровень подготовки и навыков персонала в области информационных технологий часто оставляет желать лучшего (что особенно характерно для старшей возрастной категории сотрудников).
Таким образом, компания может добиться успеха в современной экономической среде только в том случае, если ее системы управления соответствуют ряду требований, наиболее важными среди которых представляются следующие:
• прозрачность бизнеса и его «аналитичность» (visibility/insight) – способность руководства компании не только обладать информацией о текущей ситуации, но и анализировать всевозможные причинно-следственные связи, делать выводы и принимать на их основе экономически обоснованные управленческие решения;
• управляемость и эффективное распределение полномочий и ответственности внутри компании (accountability/responsibility), позволяющие эффективно использовать преимущества централизации одних управленческих функций и децентрализации других;
• соответствие общепринятым требованиям, нормам и стандартам (compliance) как отечественного, так и международного характера, определяемым законодательством и рекомендациями ведущих профессиональных организаций.
Сказанное свидетельствует о том, что в современных условиях перед компаниями стоят новые задачи, решение которых немыслимо без соответствующих преобразований в области управления, включая методы и технологии планирования, учета, контроля, экономического анализа и поддержки принятия решений.
Однако сегодня многие из перечисленных задач все еще далеки от своего решения, и это относится даже к крупным компаниям индустриально развитых стран с давними традициями и многолетним опытом работы в условиях рыночной экономики. Для российских предприятий многие аспекты эффективного управления связаны с дополнительными проблемами в силу исторических особенностей и отсутствия достаточного опыта работы в рыночных условиях. Эти проблемы проявляются одновременно в нескольких областях – юридической, организационной, информационной.
Вопросы совершенствования корпоративного управления и стратегического менеджмента, включая различные методологические и информационно-технологические аспекты, в последние годы – в центре внимания научной и деловой общественности и находят отражение в трудах российских и зарубежных специалистов в области экономики, управления и информационных систем. Однако эти разработки, как правило, посвящены отдельным аспектам информационной поддержки процессов управления. Что же касается комплексных исследований в данной области, учитывающих все аспекты формирования и реализации стратегий развития систем информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента, то такие работы в настоящее время отсутствуют как в России, так и за рубежом. Данная ситуация объясняется тем, что задачи информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента стали возникать лишь в 1990-е гг., а комплексные информационные системы, позволяющие решать эти задачи, появились на рынке только на рубеже XXI в. Следствие этого – крайне скудная эмпирическая база для научных исследований, поскольку количество комплексных проектов внедрения таких систем управления во всем мире не превышает нескольких десятков.
В этих условиях особую актуальность приобретают исследования, направленные на разработку теоретической базы и практических рекомендаций в области совершенствования систем информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента – областей, непосредственно связанных с обеспечением устойчивого развития организаций в долгосрочной перспективе. Такие исследования должны учитывать современные требования и тенденции развития экономической среды, а также возможности применения современных информационных технологий.
В этой связи представляются актуальными следующие задачи:
• определение сущности системы информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента и ее роли в системе управления в целом;
• выявление требований к системам информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента с учетом современных разработок теоретического и нормативно-методического характера;
• анализ современного состояния систем информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента в крупных российских компаниях и некоммерческих организациях, выявление основных проблемных областей информационного обеспечения корпоративного управления;
• концептуальное проектирование типовой системы информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента и разработка информационно-логической модели такой системы;
• выявление возможностей применения современных управленческих методов и информационных систем для решения актуальных задач совершенствования систем информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект"
Книги похожие на "Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Исаев - Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект"
Отзывы читателей о книге "Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект", комментарии и мнения людей о произведении.