Иоганн Арндт - Об истинном христианстве

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Об истинном христианстве"
Описание и краткое содержание "Об истинном христианстве" читать бесплатно онлайн.
Традиционно читаемая и одобряемая Православной Церковью, как в лице ее святых, так и в лице официальной цензуры, одна из лучших и самых популярных духовно-назидательных книг из сокровищницы мирового христианства. Книга Иоганна Арндта «Об истинном христианстве» получила самое широкое распространение в России в XVIII – начале XX в. С 1735 года, когда вышел первый перевод на славяно-русский язык Симона Тодорского (1701–1754), будущего архиепископа Псковского, Изборского и Нарвского, и до 1906 года она была переведена на русский язык еще четыре раза и издавалась многократно. Предлагаемый перевод иг. Петра (Мещеринова) представляет собою переработку последнего русского перевода 1906 года. Не менее 50 % текста переведено заново, все купюры раскрыты, неточности и ошибки исправлены.
11. И так как Бог есть Бог сокровенный (ср.: Ис. 45:15), то и душа, с которою Он будет беседовать, должна иметь в себе сию сокровенность для Бога. Услышу, что скажет Господь Бог (ср.: Пс. 84:9). Я взыскал Господа и Он услышал меня и от всех скорбей моих избавил меня. Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся. Сей нищий воззвал – и Господь услышал его, и спас его от всех бед его (ср.: Пс. 33:5–7). Господи! рано услышь голос мой, – рано предстану пред Тобою и буду ожидать (Пс. 5:4). Но душа тем больше восходит в сию сокровенность, чем больше отдаляется она от мира, подобно праотцу Иакову – когда отошёл он от чад и друзей своих, тогда коснулся его Бог и Ангелы Его (см.: Быт. 32:24). Бог и Ангелы безмерно любят благочестивую душу и никогда не оставляют её.
Глава 24
О любви к Богу и ближнему
Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры.
(1 Тим. 1:5)1. В этом изречении Апостол научает нас высочайшей и благороднейшей добродетели любви и показывает нам четыре стороны её. Во-первых, говорит он, она есть цель увещевания (ср.: 1 Тим. 1:5), то есть совокупность всех заповедей, ибо любовь есть исполнение закона (Рим. 13:10); в ней содержатся все заповеди, и без неё все дарования и добродетели бесплодны и ни к чему не служат.
2. Далее, говорит он, истинная любовь должна исходить из чистого сердца (ср.: 1 Тим. 1:5). Это означает такую любовь к Богу, когда сердце бывает чистым от всякой любви к миру. От сей последней предостерегает нас святой Иоанн: не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2:15–17). Итак, кто имеет сердце, свободное от всякой любви к творению, так что человек не надеется ни на какие временные вещи, какого бы рода они ни были, и не полагает ни малейшего сердечного упования на них, а только на одного Бога, как говорит Давид: кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце моё: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек (Пс. 72:25–26), – у того любовь происходит из чистого сердца и сопровождается радостью и весельем. Эта чистая любовь к Богу описывается в псалмах Давида: возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь – твердыня моя и прибежище моё, Избавитель мой, Бог мой, – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище моё (Пс. 17:2–3).
3. В-третьих, Апостол научает нас, что любовь должна быть от доброй совести (см.: 1 Тим. 1:5). Это касается уже любви к ближнему, а именно: чтобы не любить ближнего для собственного услаждения или для своей выгоды (так как это будет ложною любовью, от злой совести); не обижать ближнего сознательно, ни словом, ни делом, не иметь зла на него ни тайно, ни явно, не ненавидеть его, не враждовать, не завидовать, не гневаться, не иметь на него досады в сердце своём, – чтобы совесть не обличала нас в молитвах наших пред Богом.
4. В-четвёртых, любовь должна быть от нелицемерной веры (ср.: 1 Тим. 1:5), а именно: чтобы мы не творили ничего против веры и нашего христианского звания, не отрекались от Бога ни тайно, ни явно, ни в напастях, ни в благоденствии, ни в счастье, ни в несчастье. Вот вкратце смысл сего изречения. Теперь рассмотрим одну его часть за другою более подробно.
I
5. Святой Апостол Павел научает нас, что любовь есть содержание всех заповедей. Любовь, из истинной веры происходящая, есть благороднейшее, лучшее и высочайшее дело и плод веры, какой только может сотворить человек, и какой всего угоднее Богу. Ибо Бог не требует от нас великих, высоких и трудных дел, которыми бы мы служили Ему; напротив, тяжкое и неудобоносимое богослужение и многочисленные установления Ветхого Завета свёл Он для нас к вере и любви, и для сего дал нам Духа Святого, как пишется в Послании к Римлянам: любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5:5). Здесь слышим мы об истинном источнике этой добродетели. Посему для благочестивого и верующего человека любовь не трудна, но легка. И заповеди Его не тяжки, – говорит святой Иоанн (1 Ин. 5:3), – разумеется, не тяжки христианину, просвещённому Духом; ибо Дух Святой делает сердце доброхотным и благим.
6. Бог не требует от нас также великой учёности и искусства, но только одной любви. Когда бывает она пламенна, сердечна и неложна, то в ней обретает Бог благоволение Своё; такая любовь веселит и радует Бога и более угодна Ему, нежели вся искусность и учёность века сего. Ибо где при всей премудрости, художестве, делах и всех дарованиях человеческих нет любви, то всё это ни к чему не служит и ничего не стоит, всё это мертво, как тело без жизни (см.: 1 Кор. 13:1).
7. Великие способности общи язычникам и христианам; великие дела общи верующим и неверующим; одна лишь любовь – истинный признак христианина. Она отделяет ложное от благого, ибо где нет любви, там нет ничего доброго, как бы драгоценно и велико оно ни было по видимости. Причина: там нет Бога. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём (1 Ин. 4:16).
8. Любовь драгоценна и для Бога, и для человека, поступающего по любви. Ибо все другие художества, искусства и науки, когда прилежно занимаются ими, изнуряют нас и приносят нам заботы, трудности и утомление, кои суть терзание и мука для тела. Одна любовь исправляет, подкрепляет и сохраняет душу и тело, и никому не вредит, но приносит обильные плоды. Ибо кто любит, тому сама же любовь становится наградою. Добродетель сама себе награда, в отличие от греха и постыдных дел, приносящих в душу зло. Все телесные и душевные силы утомляются и убывают, истинная же любовь никогда не утомляется и никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13:8).
9. Всякое наше действие, чтобы быть угодным Богу, должно происходить от Бога. Ибо Богу не угодно ничего такого, что не Сам Он творит в нас. Бог же есть сама любовь (см.: 1 Ин. 4:16), – поэтому всему, что должно быть угодно Богу, надлежит происходить из веры и любви. Из любви же, свободной от всякого тщеславия и корысти, происходит и всё полезное человеку.
10. Также и молитва должна проистекать из сердечной любви. В самом деле, какая молитва произойдёт из сердца, исполненного гневом и враждою? Хотя бы такой человек прочитывал ежедневно всю Псалтырь – пред Богом это была бы мерзость. Истинное поклонение Богу состоит в духе, вере и любви (см.: Ин. 4:23–24), а не в словах. Вспомни о Господе Иисусе Христе, молившемся милосердным Своим сердцем: Отче! отпусти им (ср.: Лк. 23:3). Кто не любит Бога, тот не может истинно молиться; но кто сердечно любит Бога, для того молитва – радость. Кто любит Бога, тот служит Ему от всего сердца; кто же не любит Его, тот Ему и не служит, хотя бы мог и горы переставлять.
11. Поэтому для человека не может быть ничего полезнее и лучше, как если пробуждается в нём любовь Божия.
12. В человеке всё, что ни делается, должна совершать вера посредством любви (см.: Гал. 5:6), подобно тому как душа всё совершает посредством тела. Душа видит, слышит, вкушает и говорит чрез тело. Так и любовь должна творить в тебе всё. Ешь ли ты, пьёшь ли, слушаешь ли, говоришь ли, обличаешь ли кого, хвалишь ли – всё это делай в любви, так, как это было во Христе: Он всё совершал в любви. Взираешь ли ты на ближнего твоего, взирай на него с милостью; слушаешь ли его, слушай с сострадательностью; говоришь ли с ним, говори с любовью.
13. Сохраняй непрестанно в себе корень любви чрез веру, и тогда ничего, кроме доброго, не изойдёт из тебя, и ты начнёшь исполнять заповеди Божии, которые все заключаются в любви (см.: Рим. 13:10). Посему говорит один святой учитель: «о любовь Божия в Духе Святом! Сладость душевная и единая божественная жизнь людей! Кто тебя не имеет, тот заживо мёртв; кто же имеет тебя, тот никогда не умирает пред Богом. Где тебя нет, там жизнь человеческая есть беспрестанная смерть; где же обретаешься ты, там человеческая жизнь есть предвкушение жизни вечной». Таким-то образом любовь есть цель увещевания (ср.: 1 Тим. 1:5) и содержание всех заповедей.
II
14. Поскольку человек должен возлюбить Бога от всего сердца своего (ср.: Лк. 10:27), то надлежит сему сердцу быть чистым (см.: 1 Тим. 1:5) от всякой мирской любви. Бог должен быть для человека наивысшим и наилучшим благом. Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой (Пс. 15:5). Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек (Пс. 36:18). Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего (Пс. 36:4). В Боге надлежит человеку полагать всё веселие и радость свою.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Об истинном христианстве"
Книги похожие на "Об истинном христианстве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоганн Арндт - Об истинном христианстве"
Отзывы читателей о книге "Об истинном христианстве", комментарии и мнения людей о произведении.