Александр Широкорад - Германия. Противостояние сквозь века
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Германия. Противостояние сквозь века"
Описание и краткое содержание "Германия. Противостояние сквозь века" читать бесплатно онлайн.
Историк, описывающий более чем тысячелетнюю историю взаимоотношений русского и немецкого народов, часто сталкивается с рядом вопросов, ответы на которые позволяют понять ближайшее родство и взаимовлияние двух великих стран.
Почему христианство пришло на Русь не из Германии, а из Византии? Сколько было заключено русско-германских пактов о разделе Польши со времен Ярослава Мудрого? Почему Петр Великий создал в Прибалтике «германский заповедник»? Как при Анне Иоанновне русская армия оказалась на Рейне и зачем Елизавете Петровне понадобилась Восточная Пруссия в качестве новой губернии? Мог ли Сталин отказаться от пакта с Гитлером? Кто и зачем провоцировал берлинские кризисы?
Об этом и о многом другом читатель узнает из книги А. Б. Широкорада.
Александр Широкорад
Германия. Противостояние сквозь века
© Широкорад А. Б., 2008
© ООО «Издательский дом «Вече», 2008
© ООО «Издательство «Вече», электронная версия, 2016
Глава 1. Почему немцы не окрестили Русь, а Вена не стала русским городом
Первое знакомство славян с немцами у подавляющего большинства наших современников ассоциируется с нашествием псов-рыцарей и эпической фигурой святого князя Александра Невского, остановившего их на льду Чудского озера. Ну что ж, такой взгляд в первом приближении верный. Мы же заглянем на три века раньше.
Несколько слов стоит сказать о том, откуда вообще взялась Германия. В качестве самостоятельного государства Германия выделилась из империи Карла Великого после ее распада, оформленного Верденским договором 843 года. По этому договору внуку Карла Великого Людовику Немецкому достались все зарейнские земли и Бавария. Кроме того, в состав складывающегося германского государства вошли земли и по самому Рейну, а именно: область Майнца, Вермса и Шпейера. Эта территория окончательно выделилась из состава Франкского государства лишь в конце IX века. Позднее, с XI века, ее жители стали называть себя тевтонами. Это старое название сохранилось у немцев и до наших дней: Teutschen или Deutschen.
Славяне стали называть жителей Германии «немцы», указывая этим на то, что они говорят на не понятном для славян языке.
Германия не была едина ни в этническом, ни в политическом отношении. Она представляла собой четыре фактически самостоятельных племенных герцогства: Швабию (по Верхнему Дунаю), Баварию (к востоку от реки Леха), Франконию (по Среднему Рейну и Майну) и Саксонию с Тюрингией (в северной части Германии, на запад от Эльбы). В первой половине X века к ним прибавилась еще Лотарингия – территория от устьев Рейна и Шельды почти до Верхнего Рейна.
В 911 г. в Германию переселилась династия Каролингов, и королем в 919 г. стал саксонский герцог Генрих I Птицелов. В 936 г. ему наследовал сын Оттон I. Птицелов после длительной борьбы покорил сербо-лужицкую группу полабских славян, заставив ее платить дань немцам. Одновременно он захватил часть земель другого славянского племени – лютечей. Данниками немцев стали вскоре и ободриты. Генрих I старался также распространить свою власть и на населенную датчанами Ютландию. Он завоевал Шлезвиг, разъединив, таким образом, славян и датчан, в союзе с которыми славяне отражали натиск немцев.
Германия и Италия в IX–XI веках
Первое в Германии упоминание термина «Русь» содержится в «Бертинских анналах» 839 года, а в «Раффельштеттенском таможенном уставе», созданном между 904 и 906 годами, говорится о торговле русских купцов на Среднем Дунае, на территории современной Австрии.
В 959 г. княгиня Ольга, правящая Древнерусским государством после смерти своего мужа, князя Игоря, вернулась в Киев из Константинополя. Княгиня была недовольна политикой византийского императора и в том же году отправила посольство в Германию, к королю Оттону I. Цель посольства – заключение политического союза и присылка в Киев немецкого епископа с попами для крещения Руси.
Судя по всему, княгиня к 959 г. уже крестилась и получила наряду с норманнским именем – Ольга еще и христианское – Елена.
В хронике Продолжателя Регинона Прюмского (германского архиепископа Адальберта) говорится:
Под 959 годом: «Пришли к королю [Оттону I Великому], – как после оказалось, лживым образом, – послы Елены, королевы руссов, которая при константинопольском императоре Романе крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников».
Под 960 годом: «Король праздновал праздник Рождества Христова во Франкфурте, где Лбуций из братии св. Альбана (в Майнце) достопочтенным епископом (бременским) Адальдагом посвящен в епископы руссам».
Под 961 годом: «Лбуций, которого в прошлом году некоторые дела удержали от путешествия, скончался 15 марта настоящего года, в преемники ему был посвящен Адальберт из братии монастыря св. Максимиана в Трире; сего последнего благочестивейший государь, с обычным ему милосердием, снабдив щедро всем нужным, отправил с честью к руссам».
Под 962 годом: «В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы к руссам, ибо не успел ни в чем том, зачем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся»[1].
Почему миссия Адальберта закончилась полной неудачей, неизвестно. Ряд историков считают, что в Киеве произошел переворот и язычник князь Святослав Игоревич захватил всю полноту власти, а его мать ушла в «частную жизнь».
В Повести временных лет под 6494 (986) годом содержится прямой намек на то, что одним из тех, кто выступил против Адальберта и его людей, был сын княгини Ольги Святослав. Когда к князю Владимиру «придоша немьцы от Рима» с предложением принять католичество, он им сказал: «Идите опять, яко отцы наши сего не прияли суть». О каких «отцах» тут идет речь? Видимо, князь Владимир говорит о Святославе во множественном числе.
Тем не менее киевские князья не прерывали связей с немцами. В «Анналах» Ламперта Херсфельдского, автора 70-х годов XI века, упоминается, что на Пасху 973 года (23 марта) на немецком имперском съезде в Кведлинбурге среди прочих иностранных посольств присутствовало и русское. Видимо, это посольство имело отношение к браку киевского князя Ярополка Святославича с дочерью шведского герцога Конрада (Куно), которая приходилась внучатой племянницей Оттону I.
В это время в Киев прибывает и германский проповедник Бруно Кверфуртский (монашеское имя – Бонифаций). Согласно «Житию блаженного Ромуальда» («Vita beati Romualdi»), написанному около 1033 г. кардиналом Петром Дамиани, Бонифаций отправился для проповеди к «королю Руси». Тот ответил миссионеру, что уверует не прежде, чем Бонифаций, пройдя сквозь пламя, останется невредим. Святой совершает чудо, и король со своим народом принимают крещение. «Брат же короля, живший рядом с ним, не хотел уверовать, а потому в отсутствие Бонифация был королем убит. Другой брат, который жил уже отдельно от короля», убивает и короля, и Бонифация.
Детали жития довольно фантастичны, но основной сюжет похож на правду. «Уж слишком живо житийная картина напоминает известную по летописи ситуацию при Ярополке Святославиче. Ярополк княжит в Киеве, его брат Олег – “рядом с ним”, в Овуче, городе восточнославянского племени древлян, другой брат, Владимир, – “отдельно от короля” Ярополка – на севере Руси, в Новгороде; затем Олег погибает от руки “короля” Ярополка; в борьбе с Ярополком Владимир подчеркивает свое язычество, но вскоре крестится»[2].
К сожалению, наши летописи умалчивают о многих важных событиях в жизни князей и Древнерусского государства, и зачастую приходится опираться лишь на западные источники. Так, русские источники молчат о пятнадцати последних годах жизни Владимира Красное Солнышко. Примерно[3] в 1008–1009 гг. польский великий князь Болеслав I Храбрый заключил мир с Владимиром Красное Солнышко. Мир был скреплен родственным союзом: дочь Болеслава вышла замуж за сына Владимира Святополка. Но этот первый родственный союз польских и русских князей привел не к миру, а к серии новых войн. Где-то между 980 и 986 годами Владимир разделил земли между сыновьями. Вышеслава он направил в Новгород, Изяслава – в Полоцк, Святополка – в Туров, Ярослава – в Ростов. Следует заметить, что Владимир делал сыновей не независимыми правителями областей, а всего лишь своими наместниками.
В конце 1012 г. или в начале 1013 г. Святополк вместе с женой и ее духовником Рейнберном Колобрежским оказывается в киевской темнице. Подробностией ареста туровского князя летописцы до нас не донесли, что дало повод разыграться фантазии историков. Так, Ф. И. Успенский писал: «Епископ Колобрежский [Рейнберн], сблизившись со Святополком, начал с ведома Болеслава подстрекать его к восстанию против Владимира… С этим восстанием связывались виды на отторжение России от союза с Востоком [Византией] и восточного православия»[4]. Видимо, более близок к истине П. Голубовский: «Князь Туровский, Святополк, заводит отношения с Польшей, чтобы иметь поддержку для завоевания своей автономности, и попадает за это в тюрьму»[5]. Не исключено, что Святополк попросту отказался платить дань Киеву, как это сделал в 1014 г. князь Ярослав в Новгороде.
В немецкой хронике Титмара Мерзенбурского, умершего в 1018 г., говорится, что Болеслав, узнав о заточении дочери, спешно заключил союз с германским императором и, собрав польско-германское войско, двинулся на Русь. Болеслав взял Киев и освободил Святополка и его жену. При этом Титмар не говорит, на каких условиях был освобожден Святополк. По версии Титмара, Святополк остался в Киеве и стал править вместе с отцом. Нам же остается только гадать, был ли Святополк при Владимире советником или, наоборот, Святополк правил страной от имени отца.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Германия. Противостояние сквозь века"
Книги похожие на "Германия. Противостояние сквозь века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Широкорад - Германия. Противостояние сквозь века"
Отзывы читателей о книге "Германия. Противостояние сквозь века", комментарии и мнения людей о произведении.