» » » С. Золотарев - Семейная психология и психотерапия. Конспект лекций


Авторские права

С. Золотарев - Семейная психология и психотерапия. Конспект лекций

Здесь можно купить и скачать "С. Золотарев - Семейная психология и психотерапия. Конспект лекций" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Семейная психология и психотерапия. Конспект лекций
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Семейная психология и психотерапия. Конспект лекций"

Описание и краткое содержание "Семейная психология и психотерапия. Конспект лекций" читать бесплатно онлайн.



Эта книга – конспект курса лекций. В ней вы найдете сравнительный анализ семейной терапии и индивидуальных подходов в консультировании; принципы, цели и задачи семейной терапии; обзор истории ее развития. Второй раздел посвящен семье как системе. Рассматривается цикл развития нуклеарной семьи, типичные психологические проблемы её развития и психологические особенности, свойственные другим типам семьи. Приведены краткие описания различных школ семейной терапии.






1.3.4. Появление кибернетики как самостоятельной науки

Третьей предпосылкой к созданию семейной терапии, вероятно, можно считать появление кибернетики в 40—50-х годах ХХ века. Общепризнанным автором этого направления является Норберт Винер. Кибернетика – это наука об информации, закономерностях функционирования и управления в сложных системах. Остановимся только на двух положениях этой науки, важных для семейной терапии: концепции «черного ящика» и концепции «обратной связи».

Рассмотрим упрощенную модель «черного ящика». Модель «черного ящика» используется в разных научных направлениях. Она описывает взаимодействие какой-либо системы с внешней средой. При этом исследователя интересует только, какие данные система получает на входе и какие данные получаются на выходе. Процессы, происходящие внутри системы, исследователя не интересуют. Концепция «черного ящика» активно использовалась в бихевиоризме: там сформирована схема описания поведения системы как «стимул – реакция». Исходя из такой схемы организации функционирования семьи, важно понимать, какие события «порождают» какую реакцию. На примере высказывания Козьмы Пруткова «щелкни кобылу в нос, она махнет хвостом», можно проиллюстрировать действие фактора и отклик системы. Кобыла – открытая, живая система. Щелчок в нос – действие внешнего (по отношению к системе) фактора. Взмах хвостом – отклик системы. Почему система именно так отвечает на внешнее воздействие – неважно. На систему может действовать одновременно множество факторов, но если результат каждого из них известен, то можно в определенной степени предсказать действия системы.

Концепция обратной связи заключается в том, что поведение системы постоянно корректируется в связи с информацией о последствиях её действий. Таким образом, обратная связь – это информация о результатах функционирования системы, поступающая в эту же систему.

Общепризнанным автором концепции обратной связи является Норберт Виннер. В 1940-х годах он по заказу Пентагона разрабатывал теорию, на основе которой создавались системы наведения и уничтожения летящих объектов. Но еще в 1939 году физиолог Бернштейн описал корректирующее действие мозга при выполнении однотипных действий: «Движение руки при ударе молотком по зубилу есть повторение без повторения. Так как каждый раз мозгом вводится поправка, коррекция движения». Та же идея в 1935 г. была сформулирована П. К. Анохиным как «обратная афферентация». Системы всех уровней используют обратную связь. Выделяют отрицательную и положительную обратную связь. Отрицательная обратная связь обеспечивает стабильность системы, а положительная обратная связь стимулирует систему к изменениям (к развитию). Таким образом, и положительная и отрицательная обратная связь могут быть полезной для системы в целом или вредной в зависимости от условий.

Рассмотрим отдельно действие отрицательной и положительной обратной связи. Отрицательная обратная связь обеспечивает постоянство системы или состояние гомеостаза. Легче всего это проиллюстрировать на примере поддержания постоянной температуры тела у теплокровных животных и человека. Повышение температуры тела через систему отрицательной обратной связи вызывает действия, направленные на потерю тепла: увеличивается частота дыхания и уровень потоотделения. В случае охлаждения организма сужаются кровеносные сосуды кожи, увеличивается обмен веществ, что ведет к повышению температуры. Отрицательной обратной связью для организма в данном случае будет отличие температуры тела от нормальной. Если по какой-то причине не удаётся восстановить температуру тела, то организм погибает либо от перегрева, либо от переохлаждения.

Положительная обратная связь – это информация, которая приводит к потере системой стабильности и равновесия. Как правило, следствием положительной обратной связи является серьезный кризис в системе или её распад. На уровне организма булимию и нервную анорексию можно рассматривать как следствие положительной обратной связи. В случае с булимией в организме не формируется сигнал о насыщении (что было бы отрицательной обратной связью), а чувство голода сохраняется. В случае с анорексией напротив, блокируется чувство голода (что было бы отрицательной обратной связью для организма), а съеденная пища вызывает рвоту. В обоих случаях мы имеем дело с положительной обратной связью и негативными последствиями для системы (организм).

1.3.5. Создание теория коммуникации

Еще одним кирпичиком в фундаменте современной семейной терапии является теория коммуникации. Сегодня теория коммуникации – это самостоятельное направление исследований. Изучение семьи – лишь узкая её область наряду с исследованием больших социальных систем, коммуникаций в животном мире и системах искусственного интеллекта.

Мы рассмотрим только те идеи теории коммуникации, которые прямо или косвенно связаны с практикой семейной терапии. Основные идеи теории коммуникации были сформулированы в рамках исследовательского проекта в Пало Альто в конце 1960-х – начале 1970-х годов. Руководил этим проектом Грегори Бейтсон.

Рассмотрим положения теории коммуникации, наиболее важные для семейной терапии. Все поведенческие проявления людей могут рассматриваться как коммуникация. В житейском представлении коммуникация между людьми – это целенаправленная передача информации вербальным или невербальным способом. Теория коммуникации расширяет это представление. Любое действие или бездействие является коммуникативным посланием, имеет смысл. Не вступать в коммуникацию невозможно. Слово, жест, взгляд, выражение лица, телефонный звонок или его отсутствие определенным образом интерпретируются другими людьми. Другой вопрос – правильна ли эта интерпретация или ошибочна, но об этом мы поговорим позже. Главное, что любому событию люди приписывают определенный смысл.

Существует два типа коммуникации: симметричные и комплементарные.

Симметричная коммуникация характеризуется тем, что на подобное отвечают подобным – «Око за око, зуб за зуб». Ярким примером симметричной коммуникации может быть взаимодействие лисы и журавля в детской сказке. Лиса приглашает журавля в гости и проявляет гостеприимство и заботу, размазав кашу по тарелке, а журавль платит ей тем же, угощая лису из глубокого кувшина. Это такая забота, воспользоваться которой другой не может. Формы симметричной коммуникации могут быть разные. Взаимные забота и уступки, компромисс, взаимная борьба, месть – «он сделал мне больно, я сделаю ему еще больнее» – это все варианты симметричной коммуникации.

Комплементарная коммуникация характеризуется взаимным дополнением. Христианский призыв «ударили по щеке, подставь другую» – один из вариантов комплементарного взаимодействия. Другие варианты: один из партнеров принимает решения, другой участвует в их реализации, один выражает просьбу, другой откликается без чувства сопротивления или злорадной мести «теперь ты мне должен».

В ситуации симметричного взаимодействия гнев будет порождать еще больший гнев, а проявление заботы и любви будет вызывать такие же проявления со стороны партнера. В ситуации комплементарного взаимодействия раздражение может вызвать у партнера стремление устраниться или общаться подчеркнуто мягко.

В процессе коммуникации сталкиваются различные реальности участвующих во взаимодействии людей. Конфликт (непонимание) вызван несовпадением реальностей.

Восприятие людей всегда субъективно. Поэтому в процессе коммуникации люди создают субъективную картину реальности. Это выражается в частности в том, что люди видят причиной, а что следствием своих действий (слов). Важным оказывается пунктуация (упорядоченность) событий.

Коммуникация между людьми является многоуровневой. Сообщения, передаваемые на разных уровнях, могут не совпадать. Этот феномен получил название метакоммуникация.

Положение о многоуровневости коммуникации между людьми является одним из наиболее важных для семейной терапии. В каждом послании, в каждом акте коммуникации можно выделить как минимум два аспекта: содержание и отношение, или передающий аспект и командный. Содержательный или передающий аспект – это собственно информация, содержащаяся в послании (сухой остаток). Этот уровень взаимодействия «нагружен» преимущественно словами. Командный уровень маркирует отношения между людьми, это информация о самом общении (метакоммуникация). Метакоммуникация выражается в интонациях, выбранном порядке слов, невербальных проявлениях, мимике, жестах и т. д.

Существует два типа передачи информации: цифровой и аналоговый.

Цифровой тип передачи информации характеризуется безвариантностью, однозначностью передаваемой информации. Сигнал либо есть, либо его нет, и смысл сигнала прочитывается определенно. Каждый объект, каждое состояние имеет условное обозначение. Как правило, на цифровом уровне коммуникация осуществляется словами. Например: «Я рад тебя видеть». Хотя и невербальные сигналы могут нести «цифровой код». Например, улыбка на лице человека при встрече или кивок головы прочитываются однозначно: «Меня заметили».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Семейная психология и психотерапия. Конспект лекций"

Книги похожие на "Семейная психология и психотерапия. Конспект лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. Золотарев

С. Золотарев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. Золотарев - Семейная психология и психотерапия. Конспект лекций"

Отзывы читателей о книге "Семейная психология и психотерапия. Конспект лекций", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.