» » » » Владислав Столяров - Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2


Авторские права

Владислав Столяров - Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт, издательство Физическая культура, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2"

Описание и краткое содержание "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2" читать бесплатно онлайн.



Хрестоматия составлена применительно к программе курса социологии физической культуры и спорта. Тексты представляют собой отрывки и извлечения из трудов ведущих отечественных и зарубежных социологов.

Хрестоматия предназначена для преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов вузов физической культуры. Издание может быть полезно для всех, кто изучает социологию физической культуры и спорта.






Можно составить длинный список от Игр в Берлине до Игр в Москве, и перед нами предстанет грустная картина попрания олимпийского идеала и спортивной этики. Спорт – любимое детище властей, но до тех пор, пока он не причиняет им неприятностей. Это мир фантомов, поиски совершенства, но не истины. Говоря о нравственности научного мировоззрения, Стендаль с воодушевлением отозвался о математике, в которой «невозможно лицемерие». Присоединяясь к тому, что Марсель Мосс назвал «обязательным вероисповеданием общества», спортсмены и зрители сознательно обманывают себя, потворствуя лицемерию.

Фэйр плэй в спорте и в повседневной жизни: императив или утопия?

Печатается с сокращениями по изданию: Родиченко В. С. Фэйр плэй в спорте и в повседневной жизни: императив или утопия? // Теория и практика физич. культуры. – 2003. – № 11. – С. 2–5


Рассматриваемая тема в любой аудитории вызовет полярные реакции. Те, кто несколько десятилетий посвятил распространению гуманистических принципов в спорте, воспримут слово «утопия» как знак недоверия или оппозиции. На другом полюсе – весьма распространенное в странах нашего региона скептическое отношение к рассуждениям о любых этических ценностях. Один олимпийский чемпион не так давно сказал мне: «К какой пропаганде принципов Фэйр Плэй вы призываете в том мире современного спорта, который пропитан духом коммерции, допинга, коррупции, насилия?». Скрытый смысл его высказывания таков: спорт – вне этики. (…)

Наличие столь полярных точек зрения, безусловно, означает актуальность проблемы. (…) А сама статья – фрагмент проводимого нами многолетнего анализа феномена Фэйр Плэй в следующих аспектах:

• степень институционализации;

• идейное содержание;

• уровень теории;

• перспективы переноса на социальное поведение в целом.

Начну с институционализации, поскольку многие полагают что этический контроль эффективен прежде всего в институциональной форме, в так называемых «цеховых» нормах и процедурах. Считается, что общественное движение Фэйр Плэй уже сформировалось. На мировом уровне его ассоциируют с существующим более сорока лет Международным комитетом Фэйр Плэй. Важнейшая функция Комитета – ежегодное присуждение наград. Ими отмечаются спортсмены за совершение поступков в духе Фэйр Плэй или за соблюдение принципов честной игры на протяжении всей спортивной карьеры, а также организации и лица, способствующие распространению этих принципов. В 1994 г. конституировалось Европейское движение Фэйр Плэй. Сегодня в его составе организации 32 стран, преимущественно национальные олимпийские комитеты. Первоначально его важнейшей функцией было стимулирование изучения самого феномена и обмен опытом работы по распространению принципов справедливой игры. С 1999 г. по предложению автора данной статьи функционирует система ежегодных европейских наград. Еще одна область стимулирования Фэйр Плэй – деятельность некоторых общеевропейских спортивных ассоциаций, преимущественно по командным играм, например по футболу.

Движение Фэйр Плэй институционализируется в Европе и на национальном уровне. Позволю себе проиллюстрировать это примером моей страны. В бывшем СССР движения Фэйр Плэй не существовало, и какая-либо организация или лицо не входили в состав Международного комитета. С 1992 г. Олимпийский комитет России входит в Международный комитет, а с созданием Европейского движения – и в него. В 1992 г. при Олимпийском комитете России образован российский комитет Фэйр Плэй, который мне поручено возглавлять. В 2002 г. за свою деятельность он награжден высшей европейской наградой Фэйр Плэй. Главное достижение этого периода – то, что с 1991 г в Российской Федерации функционирует система ежегодного присуждения наград Олимпийского комитета и комитета Фэйр Плэй. Всего за 12 лет присуждено 309 наград. Среди награждаемых памятными призами и дипломами как спортсмены и команды, так и те лица и организации, которые пропагандируют или используют возможности спорта в деле нравственного воспитания.

(…) Тем не менее нынешний уровень институционализации движения Фэйр Плэй еще недостаточен. В частности, на европейском уровне еще далеко до его завершения не только в количественном отношении (движение охватывает не более 60 % стран), но и структурно. В него пока не входит ни одна европейская ассоциация по виду спорта.

(…) Считается, что теория феномена Фэйр Плэй в основном уже сложилась. Но, по нашему мнению, существуют лишь отдельные ее фрагменты: работы феноменологического характера, построенные преимущественно на социологическом материале; работы организационно-методического характера; принимавшиеся различными организациями манифесты, декларации, резолюции, отражающие их позицию на момент принятия этих документов. Полагаю, что именно отсутствие завершенной и доказательной теории Фэйр Плэй приводит к бесспорно существующему скептицизму по отношению к его принципам.

Возможны различные подходы к разработке такой теории. По моему мнению, начать следовало бы с ответа на вопрос: как сегодня мировое спортивное сообщество представляет себе принципы Фэйр Плэй? Мы предположили, что ответ следует искать в награждениях, проведенных Международным комитетом Фэйр Плэй за реально совершенные поступки. Словом, двигаться к теории от сложившейся многолетней практики. (…) Мы составили классификацию конкретных поступков спортсменов и тренеров, за которые Международный комитет присудил за период с 1964 по 2001 г. свои 155 призов и дипломов, на основе четырех сформулированных нами наиболее общих проявлений Фэйр Плэй. Приводим результаты в порядке убывания.

1. Оказание помощи спортсмену, находящемуся в опасности или затруднении, с возможной потерей собственного соревновательного положения; проявление различных форм солидарности и взаимопомощи по отношению к сопернику или другому лицу; оказание помощи сопернику в обычной соревновательной ситуации. Первая же из присужденных международных наград, датируемая 1964 г., относится к этой категории. В ходе соревнований по бобслею на Олимпийских зимних играх у итальянца Эудженио Монти был хороший результат. Лишь Тони Нэш (Великобритания) и его партнер могли его победить. Но когда Монти узнал, что у Нэша сломалась деталь боба, он снял нужную деталь со своего аппарата и передал Нэшу, который затем выиграл золотую медаль. В этой лидирующей категории наград – 69 поступков, или 43,5 %.

2. Исправление в пользу соперников судейской ошибки. Типичный пример из награждений за 1997 г. – диплом российскому фехтовальщику Станиславу Позднякову В финальном бою Кубка мира, в котором соперник Позднякова лидировал, судья ошибочно присудил удар в пользу Позднякова. Но тот после возобновления боя демонстративно не оказал сопротивления, дав сопернику возможность нанести удар и тем восстановив справедливость. Несмотря на это, Поздняков бой выиграл. В этой категории – 42 поступка, или 27,1 %.

3. Отказ воспользоваться возникшим преимуществом, не вызванным собственными успешными соревновательными действиями. На Чемпионате Европы 1971 г. швейцарка Мета Антенен лидировала в прыжке в длину Ее самая опасная соперница немка Ингрид Миклер-Беккер была вызвана на эстафету до того, как закончила прыжки. Антенен попросила судей продлить время очередного перерыва и в итоге уступила сопернице титул чемпионки. В этой категории – 25 поступков, или 16,1 %.

4. Отказ воспользоваться преимуществом, которое дают правила соревнований или собственные (умышленные или неумышленные) неправильные действия. На турнире Гран-при по настольному теннису 1988 г. в Барселоне в решающей игре Анджей Грубба (Польша) вел со счетом 19:17, когда его соперник потребовал наказать Груббу за неправильно сыгранный мяч. Протест был отклонен судьей, но Грубба отказался от двух спорных очков и проиграл матч. Аналогичных поступков – 19, или 12,3 %.

Естественно, что описанное выше поощрение конкретных поступков происходит на несравнимо более обширном фоне следования гуманистическим принципам соревновательной деятельности, в частности принципу равных возможностей. Стимулирование этого фона характерно для присуждения наград Фэйр Плэй в командных играх, в частности направленного преимущественно на премирование за минимум нарушения правил, связанного с грубостью и насилием.

Таким образом, можно различить три типа этических принципов спорта: требующие конкретного поступка; определяющие этику игровой деятельности; наконец, принципы, относящиеся к еще одной категории субъектов спорта – болельщикам, например, преодоление объективного противоречия между допустимыми национальными, этническими, клубными пристрастиями и актуальным социальным трендом к толерантности, противодействию насилию и ксенофобии.

А теперь сравним приведенную нами статистику поступков с названными ранее принципами ответственности спортсмена. И тут же обнаружим целый букет противоречий.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2"

Книги похожие на "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2"

Отзывы читателей о книге "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.