» » » Владислав Столяров - Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта


Авторские права

Владислав Столяров - Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Физическая культура, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта"

Описание и краткое содержание "Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта" читать бесплатно онлайн.



«Философия ФКС не сразу сформировалась и в рамках наук, изучающих физическое воспитание и спорт. В течение длительного времени в научном анализе этих социальных явлений на первом плане находились биологические, физиологические, анатомические и педагогические проблемы. В некоторой степени это было оправдано логикой реального развития сферы физического воспитания и спорта, а также логикой их познания. /5/ Пока спорт имел локальную сферу действия, а стихийное его развитие проходило в границах, в которых им можно было управлять без специальных знаний, создавалось впечатление, что можно обойтись без научного анализа связанных с ним социальных и других философских проблем или в лучшем случае ограничиться отдельными рассуждениями по поводу этих проблем…»






Когда человек включается систему социальных отношений, в социальную жизнедеятельность, его тело и различные его компоненты начинают выполнять важные социальные функции: «Тело человека отличается от животного не просто своими внешними признаками, а прежде всего своей социальной функциональной характеристикой, тем, что оно стало биологическим органом функционирования социального организма» [Батенин, 1971, С. 190].

Особенно важную роль в этом плане играет двигательная деятельность человека, под которой понимают «движения, организованные в систему активных мышечно-двигательных действий» [Матвеев, 1983, С. 9]. Эта деятельность очень разнообразна, поскольку она возникает, функционирует и развивается, будучи включена в различные виды человеческой деятельности и приспособлена к решению тех особых задач, которые с ними связаны. Так, ее основная функция в процессе труда – изменение и преобразование предметов внешней среды с целью создания материальных благ. В этой функции она выступает как физический труд. В связи с естественным функционированием человеческого организма и удовлетворением биологических потребностей человека (еда, питье, передвижение в окружающей среде и т. д.) возникают бытовые формы двигательной деятельности. Определенные формы двигательной деятельности возникают и используются, прежде всего, и главным образом для воздействия на человека. Они весьма разнообразны, поскольку возникают и функционируют в рамках разных форм деятельности и преследуют разные цели. Это может быть, например, физическое воздействие на человека (например, специализированные движения хирурга – в рамках лечебной деятельности, движения боксера в рамках игровой и спортивной деятельности, двигательная деятельность людей во время боя – в рамках военной деятельности и т. д.). Двигательная деятельность может быть вплетена в информационную деятельность, /14/ связанную с передачей информации от одного человека к другому, или в деятельность актера, художника, скульптора и т. д., будучи направлена на отображение действительности в художественных образах. В этих случаях ее функция – информационное и эстетическое воздействие движений (например, движений губ или рук в процессе речи, движений артистов театра, балета и т. п.), на людей, наблюдающих за этими движениями.

Указанные формы двигательной деятельности являются объектами исследования не наук о ФКС, а других наук (например, экономики, искусства, лингвистики, педагогики и т. д.). Объектом исследования наук о ФКС являются особые формы двигательной деятельности, которые они выделяют с помощью определенных абстракций. А именно, речь идет о таких формах двигательной деятельности человека, которые используются в первую очередь и главным образом для воздействия на тех людей, кто непосредственно осуществляет эту деятельность. Такое воздействие может преследовать различные цели и задачи: сформировать, изменить, сохранить или восстановить у человека определенные физические, психические, нравственные, эстетические и другие качества и способности; сохранить или укрепить его здоровье; удовлетворить его познавательные интересы; вызвать у него приятные эмоции, чувства и переживания (и тем самым способствовать его отдыху и развлечению); побудить человека к общению и создать ему условия для этого и т. д.

Для обозначения этих форм двигательной деятельности человека традиционно используется термин «физические упражнения». По своему функциональному назначению они существенно отличаются от тех, которые используются в первую очередь для решения упомянутых выше других задач: изменения и преобразования предметов внешней среды с целью создания материальных благ («физический труд» – двигательная активность в процессе труда); создания художественных образов (танец, балет, пантомима – двигательная активность как элемент художественной деятельности); передачи информации (речь, жестикуляция); бытового обслуживания (двигательная деятельность в процессе еды, бритья, использования косметических средств и т. п.) и др. Для обозначения деятельности человека, связанной с выполнением различных физических упражнений, за исключением тех, которые используются для его подготовки к спортивным соревнованиям[4], обычно (особенно в отечественных публикациях) используется термин «физкультурная двигательная деятельность (занятия физкультурой)».

Занятия физическими упражнениями и разновидность этих занятий – занятия физкультурой (физкультурная двигательная деятельность) также относятся к числу важных объектов исследования философии ФКС.

Выделение других объектов ее исследования основано на учете того, что под воздействием социокультурной среды – как стихийного, так и сознательного, целенаправленного (в соответствии с определенными образцами, нормами, традициями, идеалами, на основе использования специально выработанных для этой цели средств) тело (физическое состояние) человека в дополнение к своим природным атрибутам приобретает свойства и «окраску» не только социального, /15/ но и культурного толка – как объективного характера (телесно-двигательные атрибуты), так и субъективного, проявляющегося в придаваемых телу смыслах, значениях, его символизации и т. п. [Быховская, 1996f].

Даже такие естественные физиологические потребности человека, как сон, питание и др. удовлетворяются в определенных социокультурных формах. На это обращал внимание Б. Малиновский, указывая на то, что дыхание, пищеварение, сон, реакция на солнце, ветер и погоду у людей никогда не подчиняются только врожденным физиологическим рефлексам, а модифицируются под действием социокультурных факторов. Самые элементарные двигательные акты также существенно модифицируются под влиянием той социально-культурной среды, в которой находится человек. Люди разных культур, профессий и поколений ходят по-разному. Они по-разному воспринимают физическую сторону своего существа, разными способами контролируют и используют тело, по-разному обращаются с ним. Г. Люшен, иллюстрируя это положение, указывает на то, что «даже такой элементарный вид моторной деятельности, как ходьба, есть нечто большее, чем простая совокупность органических процессов, происходящих в индивиде» и определяется культурной и социальной системами. Он ссылается на особенности походки израильтян йеменского происхождения. Так как в Йемене израильтяне находились на положении изгнанников, и каждый коренной житель мог безнаказанно их ударить, они передвигались быстро. В конце концов, такой тип передвижения стал составной частью их культуры. И хотя теперь в Израиле они живут в совершенно иной обстановке, у них сохранилась стремительная походка как составная часть их общей культуры [Люшен, 1979].

Каждая культура создает определенные нормы «контроля за телом», которые выступают как регуляторы поведения человека. Социально принятые нормы указывают, например, как сидеть за столом, как держать руки во время и после еды и определяют, какие манеры поведения являются «хорошими», а какие – «плохими». В этих нормах учитываются пол, возраст и социальное положение людей. Например, что разрешено для мальчиков, запрещено или с трудом может быть допустимо для девочек.

В системе культурных норм «контроля за телом» одни положения тела считаются приличными, а другие не должны демонстрироваться. Определяется «порог стыдливости», т. е. ситуации, когда тело может быть обнаженным и когда, наоборот, оно должно быть скрыто от взора. Устанавливаются точные правила, когда, в каких ситуациях разрешены определенные рефлексы или спонтанные движения, такие, как чихание, кашель, вздох, смех или слезы. Считается важным и то расстояние, которое должно быть между двумя людьми. Это свидетельствует об их отношениях и их интимности. Уточняются приемлемые и неприемлемые способы поведения, связанные даже с тем, как люди должны смотреть друг на друга. В некоторых случаях рекомендуется смотреть человеку прямо в лицо, когда мы говорим с ним, в других наоборот – человек должен опускать глаза. /16/ Есть бесчисленное множество средств и путей ухода за телом для того, чтобы сделать его более красивым. Имеются в виду такие естественные способы, как загар (пребывание на солнце), а также искусственные средства. Прическа, припудривание, макияж лица, бровей, использование губной помады, особый уход за руками и ногами, элегантная или неряшливая одежда полностью покрывающая тело или соблазнительно показывающая особо красивые части тела и, наконец, полная нагота – все это относительно строго регулируется определенными условностями и зависит от традиций, от отношения к телу, от определенных установленных норм и, прежде всего, от возраста, пола и различных обстоятельств. Проблема контроля тела проявляется с особой остротой при определении состояния здоровья, болезней, необходимых профилактических действий, в половом (сексуальном) поведении, а также при решении вопросов об интенсивности рождаемости, плотности населения и т. д. Даже отношение к человеку в обществе, его социальный престиж во многом определяются тем, в какой мере его тело позволяет наиболее полно реализовать ту культурную модель телесности, которая принята данным обществом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта"

Книги похожие на "Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта"

Отзывы читателей о книге "Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.