Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Социология физической культуры и спорта. Учебник"
Описание и краткое содержание "Социология физической культуры и спорта. Учебник" читать бесплатно онлайн.
С учетом достижений современной социологии физической культуры и спорта в учебнике раскрываются объектная область и предмет исследования этой науки, ее понятийный аппарат, история становления и развития, место в системе социологических дисциплин и спортивной науки, значение.
Учебник подготовлен в соответствии с программой «Социология физической культуры и спорта» (Москва, 2003), которая предназначена для студентов физкультурных вузов по направлению 032101 – Физическая культура и специальностям: 0321101 – Физическая культура и спорт, 350400 – Связи с общественностью. Содержащаяся в учебнике информация по различным проблемам социологии физической культуры и спорта может быть полезна также преподавателям этой учебной дисциплины, тем, кто занят ее научной разработкой и практическим работникам в сфере физической культуры и спорта.
Владислав Иванович Столяров
Социология физической культуры и спорта. Учебник
© Столяров В.И., 2004
© РГУФК, 2004
Предисловие
Сложные социальные процессы, происходящие во всех сферах современного общества и связанная с этим необходимость повышения эффективности системы образования предъявляют все более высокие требования к теоретико-методологической, мировоззренческой и профессиональной подготовке специалистов различных сфер социальной жизни, в том числе сферы физической культуры и спорта (в дальнейшем тексте вместо словосочетания «физическая культура и спорт» используется сокращение – «ФКС»)
Важное значение для эффективной подготовки специалистов этой сферы имеет социология ФКС. Эта наука как составная часть социологии и спортивной науки, дает научно обоснованные знания о социальной сущности ФКС, их возникновении и развитии, роли, значении и функциях в современном обществе, взаимосвязях с культурой, политикой, экономикой и другими социальными явлениями, а также об отношении разных групп населения к ФКС. Эти знания позволяют принимать действенные конкретные управленческие решения, связанные с определением путей повышения физкультурно-спортивной активности различных групп населения и социокультурного эффекта этой активности, пропаганды ФКС, уточнением направлений и средств гуманизации современного спорта, его интеграции с искусством и т. д.
В настоящее время студенты многих учебных заведений, прежде всего институтов (академий и университетов) физической культуры, изучают курс социологии ФКС. Цель курса – помочь студентам усвоить и осмыслить основы социологии ФКС: характер, содержание, особенности и значение этой науки, а также тех проблем, которые она изучает, пути их решения.
Основные задачи курса:
– помочь студентам выработать правильное представление о социальной сущности ФКС, их возникновении и развитии как общественных явлений, их месте в общем "механизме" функционирования и развития социальной системы, их роли, значении и функциях в современном обществе, взаимосвязях с культурой, политикой, экономикой и другими социальными явлениями; /11/
– научить студентов применять эти знания для осмысления современных социальных явлений и процессов в сфере ФКС;
– дать студентам такую социологическую информацию об отношении разных групп населения к ФКС, которая поможет будущим специалистам лучше понимать и объяснять поведение людей в этой сфере социальной жизни;
– сформировать у студентов навыки подготовки и проведения конкретно-социологических исследований в сфере ФКС, научить использовать результаты этих исследований в своей профессиональной деятельности.
Данный учебник призван помочь студентам в овладении этими знаниями и умениями. При этом предполагается, что они уже изучали общую социологию и знакомы с ее основными понятиями и положениями. При подготовке учебника автор использовал материалы ранее опубликованных им книг, статей, учебных пособий, в которых излагаются результаты, полученные в ходе многолетней (более тридцати лет) разработки проблем социологии ФКС. При этом использовались некоторые материалы кандидатских и докторских диссертационных работ его учеников – Аксенова Г.М., Аллакаевой Л.М., Баринова С.Ю, Бариновой И.В., Вучевой В.В., Губаревой Т.И., Гутина А.Т., Ипатова Д.И., Козыревой О.В., Кудрявцевой Н.В., Королевой С.А., Курило С.И., Новиковой С.С., Ольховой Т.Г., Паршикова А.Т., Петлеваного Г.Ф., Поликарповой Г.М., Попова Г.В., Прокопчука Ю.И., Самусенкова О.И., Самусенковой В.И., Сегал Ю.П., Скоробогатова А.Б., Сагалакова Д.А., Хлопкова А.В., Черевач И.В. и др. В учебнике характеризуются подходы к решению проблем социологии ФКС и других ученых – как отечественных, так и зарубежных.
Автор учебника не претендует на исчерпывающую и всестороннюю характеристику всей проблематики социологии ФКС. Основное внимание уделяется наиболее важным, сложным и дискуссионным проблемам этой науки, тем вопросам, которые не получили достаточно полного освещения в других учебных пособиях по социологии ФКС, а также тем проблемам, которые обычно вызывают затруднения при ее изучении.
При выборе стиля и логики изложения автор исходил из требований проблемного метода обучения, необходимость которого /12/ обоснована в современной педагогике. Этот метод требует такого подхода к изложению, при котором сначала характеризуется обсуждаемая проблема (показываются трудности и противоречия в ответе на соответствующий вопрос), формулируются различные связанные с ней точки зрения, аргументы, которыми они обосновываются, указываются пути решения проблемы и лишь после этого формулируется само это решение. В соответствии с этим, автор учебника не рассматривает формулируемые им положения как единственно возможные, окончательные и не подлежащие дальнейшему обсуждению. Напротив, ставится задача показать сложность и дискуссионный характер проблем социологии ФКС, наличие различных (и даже противоположных) подходов к их решению.
Учебник подготовлен в соответствии с программой «Социология физической культуры и спорта» (Москва, 2003), которая предназначена для студентов физкультурных вузов. Содержащаяся в нем информация по различным проблемам социологии ФКС может быть полезна также преподавателям этой учебной дисциплины, тем, кто занят ее научной разработкой и практическим работникам в сфере ФКС.
Раздел первый
Социология ФКС как наука
/13/ В данном разделе дается характеристика социологии ФКС как особой науки: ее объектной области, предмета, структуры, места в системе наук, истории становления и развития, а также теоретического и практического значения.
Глава 1. Объектная область, предмет и структура социологии ФКС
При характеристике любой науки прежде всего нужно учитывать ее объектную область – те объекты, которые она изучает.
1.1. Объекты научного познания социологии ФКС
Как известно из логики и методологии науки, объектами науки могут быть:
• фрагменты (области) реальной действительности, выделенные исследователем для изучения;
• идеальные конструкты (например, «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. п.) – объекты, «сконструированные» исследователем на основе идеализации реальных явлений, когда им приписываются некоторые принципиально неосуществимые свойства.
Для того, чтобы выделить объекты своего исследования, отграничить их от других, наука формулирует соответствующие понятия, которые являются основными категориями данной науки. Выделение какого-либо объекта научного исследования на основе используемых понятий всегда предполагает использование абстракций различного уровня, правомерность которых должна быть обоснована. Разные науки могут изучать один и тот же объект (например, человек является объектом научного исследования ряда наук – физиологии, биологии, анатомии, педагогики, психологии и др.).
/14/ На первый взгляд, довольно просто указать объекты научного познания и основные категории той науки – социологии ФКС – , характеристике которой посвящен данный учебник. Уже из названия этой науки казалось бы следует, что объектами ее исследования являются физическая культура и спорт, а основными категориями – «физическая культура» и «спорт». Чаще всего именно таким образом и подходят к обсуждаемому вопросу.
Вместе с тем иногда всю объектную область социологии ФКС сводят лишь к одному объекту. Считают, что эта наука изучает, например, только спорт или только физическую культуру, или одну лишь двигательную (физическую) активность. Иногда к числу объектов исследования социологии ФКС помимо этих объектов причисляют и другие – например, физическое воспитание, физические упражнения, физическую рекреацию, тело человека и т. д. В соответствии с этим трактуется и система основных категорий данной науки.
Эти различные подходы к пониманию объектной области и основных категорий социологии ФКС проявляются и в названии данной науки. В отечественной литературе ее чаще всего называют социологией спорта и/или физической культуры. Такое название встречается и в некоторых зарубежных публикациях. Но обычно в них речь идет о «социологии спорта», хотя встречаются и другие названия – «социология спорта и физических упражнений», «социология физического воспитания и спорта». В качестве отдельных разделов обсуждаемой науки указывается «социология тела», «социология Олимпийских игр», «социология физического воспитания», «социология спортивных организаций», «социология преподавателей физического воспитания и тренеров» и др.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Социология физической культуры и спорта. Учебник"
Книги похожие на "Социология физической культуры и спорта. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник"
Отзывы читателей о книге "Социология физической культуры и спорта. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.