София Сотникова - Православие как руководство по выживанию. Православный взгляд на кризис
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Православие как руководство по выживанию. Православный взгляд на кризис"
Описание и краткое содержание "Православие как руководство по выживанию. Православный взгляд на кризис" читать бесплатно онлайн.
Цель книги – оказать помощь в преодолении кризисных, переломных этапов жизни, через методики, основанные на православном мировоззрении. Книга также раскрывает тему саморазвития личности в свете православия через пример выдающихся православных святых.
Состояние полной внутренней тишины, безмолвия, энергетически и физиологически очень близко к состоянию легкого сна. Глубокое состояние внутренней тишины выполняет почти ту же функцию, что и кратковременный сон. Мозг отдыхает от внешнего и внутреннего шума, мысли умолкают, в сознании появляется свободное пространство, которое может заполнить пришедшая идея. Если голова забита под завязку рабочими и бытовыми мыслями, то как туда может прийти идея? Нужно освободить место, выделить хотя бы кусочек нашего сознания для чего-то нового.
Авва Нил говорил: любящий безмолвие не уязвляется стрелами врага; обращающийся же с людьми непрестанно получает раны. И дух в уединении бывает спокойнее, и похоть молчащая привыкает, по слову, действовать слабее, и всякая вообще страсть, не будучи возбуждаема, глубоко молчит, проходит и совершенно успокаивается. Наконец, человек со временем забывает о прошлой деятельности своей, и остаются у него только одни слабые воспоминания дел, когда наступит состояние бесстрастия.
Еще сказал: безмолвие тем хорошо, что не видит соблазнительного для себя, а невиденного и ум не принимает, не бывшее же в уме не оставляет следа в воображении, не возбуждает страсти; а когда не возбуждается страсть, тогда человек имеет глубокую тишину и великий мир внутри.
Древний патерик
Сопутствующей безмолвию практикой является еще одна православная аскетическая практика – затворничество. Полная изоляция от людей и мира резко ограничивает все сенсорные ощущения, заглушает чувства и желания, постоянной молитвой усиливается взаимосвязь с Богом.
Брат просил совета у старца: мысли мои блуждают – и я сокрушаюсь об этом. Сиди в келье своей, сказал старец, – и они опять соберутся. Когда ослица бывает привязана, то осленок ее скачет туда и сюда, и куда бы ни уходил, опять приходит к своей матери. Так и мысли монаха, постоянно пребывающего в келье ради Бога, хотя несколько времени и рассеиваются, но потом возвращаются к нему.
Древний патерик
Некоторые святые подвижники добровольно заключали себя в пещеру или келью на очень длительное время или даже на всю жизнь. Один из самых известных примеров – Серафим Саровский, уходивший в затвор на несколько лет. Многие святые практиковали кратковременные затворы с целью ограничения общения с людьми и усиления молитвенной практики. Для затвора использовались кельи внутри зданий монастыря или же пещеры, подземные гроты, расщелины в скалах. Явление затворничества было очень распространено в Древней Руси. Пещеры издревле использовались монахами для уединения и молитвы. Многие русские монастыри, самые известные из которых Киево-Печерская лавра и Псково-Печерский монастырь, начинались с подземных пещерных обителей, что отражено и в самих названиях монастырей.
***
Из жизни подвижников православия. Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский
Один из основателей Киево-Печерской лавры Феодосий Печерский жил в XI веке. В 1057 году он был избран игуменом Киево-Печерской лавры. Преподобный мудро и заботливо управлял обителью, которая стала примером для многих других русских монастырей. На основе устава Студийского монастыря (древний константинопольский монастырь) им был принят первый устав Печерского монастыря, содержащий набор правил и указаний, определяющий порядок служб и регламентирующий использование основных богослужебных книг согласно византийской литургической традиции. Этот первый на Руси общежительный монастырский устав сыграл огромную роль в развитии русских монастырей.
Несмотря на бурную организаторскую и строительную деятельность, преподобный был строгим постником и молитвенником, отличался особым аскетизмом: он всегда трудился вместе с братией, его никогда не видели отдыхавшим на постели, после дневных трудов он засыпал лишь на короткое время и то сидя, придерживался строгого иноческого устава в пище, пил только воду. Несмотря на эти и многие другие его подвиги, игумен отличался особой жизнерадостностью и добрым нравом: «…никогда не видели его печально сидящим за трапезой: он всегда имел веселое лицо, потому что его сердце укреплялось не пищей, а благодатью Божией».
Преподобный прославился многими чудесами, которые совершал молитвой и благодатной силой, приобретенной в результате аскетических практик. Из его жития можно узнать, в частности, о том, что периодически игумен уходил в затвор для безмолвия и молитвы. Вот как об этом рассказывает святитель Димитрий Ростовский:
Каждый год преподобный переселялся на время Великого поста в пещеру (где впоследствии было положено честное тело его) и там затворялся до наступления Недели ваий (цветоносной); в пятницу перед цветоносной неделей, во время вечерни, он возвращался к братии. Братия думали, что он безвыходно живет в известной им пещере, а на самом деле ночью тайно от всех он уходил в одно монастырское село и там в другой пещере, находившейся в скрытом месте, пребывал один, так что никто, кроме Бога, не знал о его действительном местопребывании. Оттуда перед пятницей на шестой неделе Великого поста он опять ночью уходил в первую пещеру, из которой в пятницу и выходил к братии, так что все думали, что он весь пост пребывал в известной им пещере.
***
Перед преподобным стояло очень много организаторских задач: он возводил новые храмы, принимал прибывающую братию в монастырь, занимался основанием первой церковной библиотеки, разрабатывал новый устав, каждый день общался с большим количеством людей по рабочим и духовным вопросам. Вся эта работа, конечно, очень утомляла преподобного.
Для монаха естественным является стремление к молитвенному уединению. Время Великого поста позволяло игумену уйти от всех мирских забот, привести мысли в порядок, побыть в тишине и безмолвии, помолиться, перенести акцент с мирского на духовное.
Мы видим, что монахи успешно использовали вышеперечисленные техники в своих аскетических практиках. Никто не мешает и нам воспользоваться некоторыми из этих приемов, а во время кризиса для этого как раз представляется хороший повод. Не обязательно для этого уходить в монахи. Многие монастыри нуждаются в помощниках. Всегда можно взять отпуск и уехать на несколько дней потрудится в монастырь. И монастырю хорошо, и человеку польза для души. Или же можно уединиться где-нибудь на природе, в деревне.
Состояние покоя дает минутку тишины, которой бывает достаточно для того, чтобы что-то понять или почувствовать. Только в такие моменты приходят мысли, способные изменить жизнь. А когда время кризиса пройдет, у вас останется навык обретения покоя и умение «уходить в себя». В дальнейшем вы сможете использовать это состояние, когда пожелаете, для решения любых сложных проблем.
Принять ответственность
Если бы вам удалось надавать под зад человеку, виноватому в большинстве ваших неприятностей, вы бы неделю не смогли сидеть.
Альфред Ньюмен
Во время кризиса очень трудно начать действовать. Иногда, избегая необходимости вступать в битву с самим собой, мы начинаем искать виновных вокруг себя, жалуемся, срываемся на членах семьи, друзьях, пытаемся обвинить весь мир в своих неудачах, уходя тем самым от ответственности и необходимости решительных действий, считая, что от нас больше ничего не зависит. Как само собой разумеющееся, мы считаем внешние проблемы, давящие факторы несправедливостью по отношению к себе.
Первая мысль утомленного обстоятельствами человека – за что мне это, почему жизнь меня так наказывает?! Но человек создан свободным существом, и перекладывать ответственность за сложившуюся ситуацию на внешние обстоятельства неразумно.
Действительно, легче всего винить во всем неблагоприятные условия, но куда сложнее взглянуть в глаза правде, посмотреть в глубину своей души и что-то изменить. Легче всего сдаться и прыгнуть в пропасть, труднее собраться волей и перепрыгнуть ее. Для первого достаточно глупости, для второго нужна сила, смелость, решимость, дерзновение и вдохновение. Первым все заканчивается, вторым все только начинается и продолжается.
Когда человек принимает на себя ответственность за свою жизнь, то к нему приходит понимание, что он по своей воле находится там, где он находится, и сам искал той жизни и тех обстоятельств, в которых оказался.
Итак, умный человек не винит никого и принимает на себя ответственность за все происходящее, а затем начинает последовательно разрешать существующие проблемы. Если человек войдет в период кризиса в таком конструктивном настроении, он приобретет состояние душевного равновесия и будет способен превзойти самого себя.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Православие как руководство по выживанию. Православный взгляд на кризис"
Книги похожие на "Православие как руководство по выживанию. Православный взгляд на кризис" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "София Сотникова - Православие как руководство по выживанию. Православный взгляд на кризис"
Отзывы читателей о книге "Православие как руководство по выживанию. Православный взгляд на кризис", комментарии и мнения людей о произведении.