» » » » Владислав Столяров - Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта


Авторские права

Владислав Столяров - Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта"

Описание и краткое содержание "Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта" читать бесплатно онлайн.



«С 1982/83 учебного года заведующим кафедрой истории физической культуры и спорта ГЦОЛИФКа профессором В. И. Столяровым разработан и читается для аспирантов и соискателей спецкурс „Философские и социальные проблемы физической культуры и спорта“. Важное место в этом спецкурсе отводится методологическим проблемам научного исследования физической культуры и спорта, в том числе и проблемам определения понятий.

В данном пособии, предназначенном для аспирантов и соискателей, рассматриваются именно эти проблемы. Пособие может быть полезно для всех, кто проводит научные исследования в области физической культуры и спорта и интересуется соответствующими методологическими проблемами…»






Учитывая огромное значение выбора правильного метода познания, /8/ всякий исследователь в процессе научного познания, при анализе теоретических проблем вынужден решать и проблемы другого рода, связанные с ответом па вопрос, как ему лучше действовать при этом, какой метод использовать Такие проблемы, связанные с выбором правильного метода познания, будем называть методологическими проблемами научного исследования.

Для решения определенных методологических проблем для выбора правильного метода познания может быть использована всякая научная теория, поскольку обосновываемые в ней положения и законы в определенной степени могут помочь ученому получить ответ на вопрос о том, каким образом ему лучше действовать в процессе познания. В этом состоит методологическая функция любой научной теории. Но особенно важное методологическое значение имеют теория познания (гносеология) и логика – науки, которые изучают закономерности функционирования и развития познания и мыслительной деятельности человека.

Для правильной ориентации ученого в процессе познания важное значение имеют методологические принципы: определенные правила, предписания, требования, рекомендации относительно того, что и как надо делать в процессе познания, при изучении тех или иных предметов и явлений, в ходе решения каких-то познавательных задач. Такого рода методологические принципы могут формулироваться и встречаются при разработке различных научных теорий. Но специально они вырабатываются лишь в методологии – науке, которая делает предметом специального научного исследования методы познания с целью выявить наиболее правильные и эффективные из них (72, 88).

Сам методологический анализ и соответственно методология (теория методов) могут быть более или менее общими – в зависимости от того, какие методы и связанные с ними методологические проблемы рассматриваются, в какой форме и какие методологические принципы на основе этого формулируются (20, 36, 80). Предметом исследования может быть всеобщий метод познания, и соответственно методологические проблемы рассматриваются в их наиболее общем (или, как иногда говорят, в логически-обобщенном) виде, т. е. в той форме, в какой они выступают во всех науках, при изучении любых явлений. Формулируемые при этом методологические принципы относятся ко всем изучаемым явлениям, касаются любого процесса познания. В таком виде рассматриваются методологические проблемы и формулируются /9/ соответствующие методологические принципы, например, в теории материалистической диалектики, которая выступает как общая методология научного познания (20, 40, 71–72, 82). Но возможны постановка и анализ и частных методологических проблем, которые возникают при познании лишь некоторых явлений (например, физических, химических, биологических, социальных или какой-то еще более узкой области явлений). На основе их анализа могут быть сформулированы и частные методологические принципы, которые касаются познания лишь упомянутых явлений. Это делается в рамках более частных методологических теорий (методологии познания физических, химических, биологических, социальных и других явлений).

Широкий круг важных методологических проблем возникает и в процессе познания ФКиС, когда они рассматриваются в психологическом, медико-биологическом, культурологическом или каких-то других аспектах, анализируются как элементы процесса воспитания, образа жизни и т. д. (см. например, 104). К числу наиболее общих методологических проблем исследования ФКиС относятся, например, вопросы о том, как правильно оперировать понятиями, выдвигать гипотезы и осуществлять другие познавательные процедуры, какие наиболее эффективные методы применять в ходе изучения этих явлений.

С сожалением приходится констатировать, что эти проблемы относятся к числу наименее разработанных. Они практически не затрагиваются в работах философов, специалистов в области логики и методологии науки как тех, кто работает в сфере ФКиС (например, преподавателей кафедр общественных наук физкультурных вузов), так и, тем более, тех, кто никак не. связан с этой сферой. Редко их ставят и обсуждают и специалисты других наук, занимающиеся изучением ФКиС.

Правда, в последнее время этим проблемам стало уделяться больше внимания. Появился и целый ряд работ по методологическим проблемам познания ФКиС. Но, как правило, речь идет о постановке и анализе этих проблем лишь в том их виде, в каком они возникают в рамках отдельных наук о ФКиС (в педагогике, психологии, ТФВ и др.), о рассмотрении определенных частных методов их изучения (например, кибернетических, математических и др.) (см., например, 27, 41–43, 53). И почти совершенно ничего не сделано для постановки и анализа их в логически-обобщенном виде.

/10/ В этом плане можно упомянуть лишь некоторые публикации Н. Н. Каргина, В. П. Моченова, Н. А. Пономарева, Н. И. Пономарева, П. С. Степового и др., в которых затронуты главным образом вопросы о системно-структурном и комплексном методах исследования ФКиС (30, 48, 57, 60, 70). Но это – редкие исключения. В большинстве своем логико-методологические проблемы познания ФКиС даже четко не поставлены и не сформулированы, не говоря уже о более или менее полном и глубоком их анализе.

С чем связано такое отношение к обсуждаемым проблемам? Можно указать ряд причин как объективного, так и субъективного плана.

Существенную роль, безусловно, играет то обстоятельство, что сами эти проблемы возникли и стали актуальными относительно недавно, поскольку буквально лишь в последнее время началось интенсивное изучение ФКиС, предполагающее постановку и решение сложных научно-исследовательских задач.

Немаловажное значение имеет и целый ряд субъективных факторов, связанных с недооценкой роли и значения методологических проблем познания ФКиС, а также с ошибочным пониманием путей их решения. Как правило, признают сложность данных проблем, оценивают их как весьма любопытные, но вместе с тем рассматривают их как не имеющие существенно важного значения, а потому и не заслуживающие сколько-нибудь серьезного внимания. Такое отношение к ним проявляют, к сожалению, не только практические физкультурные работники, но и многие ученые, особенно те, кто занимается изучением определенных явлений, касающихся самих ФКиС, а не процесса их познания, а потому непосредственно решает теоретические, а не гносеологические и логико-методологические проблемы. Уже в силу самого характера стоящих перед ними задач они считают, что вообще проблемы, касающиеся процесса познания, не имеют к ним прямого отношения. Вместе с тем весьма часто полагают, что эти проблемы в той мере, в какой они возникают в сфере ФКиС, довольно просты и их нетрудно разрешить каждому ученому, опираясь па интуицию, здравый смысл или на общеизвестные логико-методологические принципы и положения. Такое понимание значимости методологических проблем познания ФКиС и путей их решения глубоко ошибочно.

Анализ данных проблем важен в любой науке, в рамках любого научного исследования. Он позволяет ученому /11/ выбирать наиболее эффективные пути и средства, методы решения стоящих перед ним исследовательских задач. А выбор правильного метода, как отмечалось выше, имеет огромное значение для успешной работы ученого. Вот почему анализу методологических проблем всегда придавалось важное значение. Но особую актуальность этот анализ приобрел в настоящее время. Это связано с ускоренным развитием современной науки, с коренной ломкой научных понятий и всего строя мышления, усложнением процесса познания, исключительно быстрым научно-техническим прогрессом (47, 66, 72, 86).

В науках о ФКиС анализ методологических проблем познания актуален и в силу ряда особых причин:

во-первых, в ходе познания ФКиС в рамках различных научных дисциплин – естественных и общественных – исследователи имеют дело со специфическими и крайне сложными объектами, которые обладают многообразными и противоречивыми свойствами как социальными, так и биологическими;

во-вторых, науки, изучающие ФКиС, относительно молодые и интенсивно развивающиеся. В них проводится большая работа, направленная на уточнение их предмета и методов познания, места в системе других наук. Все чаще предпринимаются попытки построения косых теорий. Они разрабатываются как в рамках уже существующих научных дисциплин на основе перехода с эмпирического на теоретический уровень познания ФКиС, так и за счет развития новых наук, в которых используются новые понятия, методы, термины и т. д.

Чтобы вся эта работа была эффективной, не превращалась в «игру в понятия», не сводилась к простой замене одних терминов или методов другими, не приводила к созданию надуманных «новых» научных дисциплин, не имеющих ни практического, ни теоретического значения, требуется высокий методологический уровень данных исследований.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта"

Книги похожие на "Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта"

Отзывы читателей о книге "Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.