» » » » Владислав Столяров - Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры


Авторские права

Владислав Столяров - Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры"

Описание и краткое содержание "Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры" читать бесплатно онлайн.



«В последние годы все большее внимание ученых привлекают философские проблемы физической культуры и спорта. Они активно обсуждались, например, на международных научных конгрессах, проходивших в 1972 г. (Мюнхен, ФРГ), в 1976 г. (Квебек, Канада), в 1980 г. (Тбилиси, СССР) и в 1984 г. (Юджин, США) перед Олимпийскими играми, на Всесоюзной научно-практической конференции (Москва, 1986 г.), специально посвященной обсуждению философских и социальных проблем физической культуры и спорта и т. д. В настоящее время наметился целый ряд направлений философского осмысления физической культуры и спорта – выяснение их социальных сущности и функций (в этом плане философский анализ физической культуры и спорта тесно смыкается с их социологическим исследованием), анализ эстетических и нравственных проблем физкультурно-спортивной деятельности, изучение гносеологических и логико-методологических проблем познания физической культуры и спорта, анализ их практики и т. д.

Важное место в рамках философского исследования физической культуры занимает ее осмысление как определенного явления человеческой культуры, т. е. ее философско-культурологический анализ. Он важен не только для построения целостной теории культуры, охватывающей все области и сферы культуры, но и для решения целого ряда практических задач коммунистического строительства…»






Столяров Владислав

Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры

Физическая культура как объект философско-культурологического анализа (трудности и пути их преодоления)

В последние годы все большее внимание ученых привлекают философские проблемы физической культуры и спорта. Они активно обсуждались, например, на международных научных конгрессах, проходивших в 1972 г. (Мюнхен, ФРГ), в 1976 г. (Квебек, Канада), в 1980 г. (Тбилиси, СССР) и в 1984 г. (Юджин, США) перед Олимпийскими играми, на Всесоюзной научно-практической конференции (Москва, 1986 г.), специально посвященной обсуждению философских и социальных проблем физической культуры и спорта и т. д.[1] В настоящее время наметился целый ряд направлений философского осмысления физической культуры и спорта – выяснение их социальных сущности и функций (в этом плане философский анализ физической культуры и спорта тесно смыкается с их социологическим исследованием), анализ эстетических и нравственных проблем физкультурно-спортивной деятельности, изучение гносеологических и логико-методологических проблем познания физической культуры и спорта, анализ их практики[2] и т. д.

Важное место в рамках философского исследования физической культуры занимает ее осмысление как определенного явления человеческой культуры, т. е. ее философско-культурологический анализ. Он важен не только для построения целостной теории культуры, охватывающей все области и сферы культуры, но и для решения целого ряда практических задач коммунистического строительства.

1. Актуальность вопроса

Вопрос о месте физической культуры и спорта в системе явлений культуры является весьма актуальным в настоящее время. Он важен не только для построения целостной теории культуры, охватывающей все области и сферы культуры, но и для решения целого ряда практических задач коммунистического строительства.

На XXVII съезде КПСС всесторонне обоснована генеральная линия на ускорение социально-экономического развития страны. Этот стратегический курс предполагает качественное преобразование всех сторон жизни советского общества: коренное обновление его материально-технической базы; совершенствование общественных отношений; глубокие перемены в содержании и характере труда, материальных и духовных условиях жизни людей; активизацию всей системы политических, общественных и идеологических институтов. Существенные изменения связаны и со сферой физической культуры и спорта. Как отмечалось на съезде, физкультура и спорт должны прочно войти в повседневную жизнь всех слоев населения, особенно детей и молодежи, способствуя укреплению их здоровья, всестороннему и гармоническому развитию, подготовке к труду и защите Родины, воспитанию в духе коммунистических идеалов и принципов, активному участию в коммунистическом строительстве. Физическая культура должна стать неотъемлемой составной частью культуры каждого советского человека.

Для эффективного решения этих масштабных задач недостаточно ориентации на одну лишь интуицию и обыденные представления. Требуется глубокое научное обоснование всех мероприятий и управленческих решений в сфере физической культуры и спорта. В рамках этого научного обоснования важное место принадлежит культурологическому анализу физической культуры, разработке такой ее теоретической концепции, которая органически вписывается в общую марксистскую теорию культуры.

К сожалению, вопрос о месте физической культуры в си стеме явлений культуры относится к числу наименее разработанных проблем данной теории. Вплоть до самого послед него времени существовала вообще весьма парадоксальная ситуация. С одной стороны, не только в повседневный, но и в научный язык прочно вошел термин «физическая культура», которым к тому же обычно обозначали явления, действительно занимающие важное место в культуре. Но когда среди специалистов в области теории культуры заходила речь о культуре и ее наиболее существенных элементах, физическая культура при этом, как правило, не упоминалась. По крайней мере, те работы, которые специально посвящались изложению теории и истории человеческой культуры, в подавляющем большинстве писались таким образом, как будто физическая культура вообще не относится к сфере культуры или не занимает в ней важное и существенное место. Их авторы либо вообще не упоминали о физической культуре, либо в лучшем случае вскользь, мимоходом ссылались на нее, не уделяя ей серьезного внимания и не подвергая ее сколько-нибудь полному и глубокому анализу[3]. В специальной же литературе по проблемам физической культуры и спорта явление, обозначаемое термином «физическая культура», чаще всего рассматривалось лишь в педагогическом, психологическом или медико-биологическом, а не в философско-культурологическом аспекте.

В последние годы ситуация стала меняться. Ученые все больше стали склоняться к выводу о том, что физическая культура занимает важное место в системе явлений культуры. Стали предприниматься попытки разработать философскую концепцию физической культуры, особенно после того, как в 1980 г. было организовано многостороннее научное сотрудничество ученых социалистических стран с целью уточнения места физической культуры и спорта в социалистическом образе жизни и современной культуре. В этом плане уже проделана значительная работа, результаты которой опубликованы в ряде коллективных и индивидуальных трудов[4].

Вместе с тем в ходе философско-культурологического анализа физической культуры выявились определенные трудности. Прежде всего они связаны с понятийным аппаратом. Выяснение места физической культуры в системе явлений культуры возможно лишь в том случае, если уже решен вопрос о понятиях «культура» и «физическая культура». Одна ко здесь имеются серьезные проблемы.

Как известно, существуют различные подходы к пониманию понятия «культура» даже в рамках марксистской теории культуры. Такие же разногласия обнаруживаются и в истолковании физической культуры. Они четко выявились, напри мер, на Всесоюзном симпозиуме «Проблемы унификации основных понятий в науках о физической культуре и спорте» (Минск, 1974), а также во время дискуссий по проблемам теории физической культуры в 1975 г., в 1985–1986 гг. на страницах журнала «Теория и практика физической культуры» и др. Оказалось, что одни ученые под физической культурой понимают определенные (причем каждый – совершенно различные) формы двигательной деятельности человека, другие – деятельность, направленную на физическое совершенствование человека, третьи – результаты этой деятельности и т. д. В связи со столь неодинаковым истолкованием физической культуры дают и различные ответы на вопрос о ее месте в системе явлений культуры.

Важно отметить, что разнообразные подходы к истолкованию физической культуры не всегда достаточно четко отличаются друг от друга, нередко смешиваются между собой. Для иллюстрации сошлемся на трактовку физической культуры в работах таких известных специалистов в области физической культуры и спорта, как Л. П. Матвеев, Н. И. Пономарев и Н. А. Пономарев. С одной стороны, они рассматривают физическую культуру как «совокупность способов и результатов деятельности, специально ориентированной на оптимизацию физического развития человека», как «социальную деятельность и ее результаты по всестороннему физическому развитию, созданию физической готовности людей к жизни», как «часть общей культуры, совокупность достижений в деле создания и использования специальных средств физического совершенствования народа, сознательно организуемое и управляемое физическое развитие людей». А вместе с тем понятие «физическая культура» трактуется как определенная форма двигательной деятельности, как занятия физическими упражнениями и спортом. Они приписывают ей наряду с физическим совершенствованием человека такие социальные функции, как нравственное, умственное, эстетическое совершенствование людей, отдых, развлечение и др.[5].

Аналогичные ошибки, как правило, допускаются в работах и других авторов при введении понятия «физическая культура»[6]. А это, естественно, приводит и к неоднозначному ответу на вопрос о месте физической культуры в системе явлений культуры.

Существенно важно, наконец, и то, что в большинстве случаев понятие «физическая культура» вводится и используется для целей педагогического, психологического или медико-биологического исследований и в силу этого не годится для философско-культурологического анализа.

Таковы, по крайней мере, некоторые трудности, возникающие в том случае, когда физическую культуру делают объектом философско-культурологического анализа. Существуют ли пути преодоления этих трудностей? Каким образом конкретно их можно преодолеть? Попытаемся ответить на эти вопросы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры"

Книги похожие на "Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры"

Отзывы читателей о книге "Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.